Видели ли вы дома старообрядцев? Не безликие квартиры и не стационарные деревянные срубы, по облику которых непросто идентифицировать тех, «кто в тереме живет», а такие, при взгляде на которые было бы понятно: это староверы «поставили»?! Далеко не всем приходилось видеть что-то подобное и уж точно далеко не все по внешнему виду смогут определить, «староверский» перед ним дом или же строение принадлежит кому-то другому.
А между тем дома уральских городов и городков, поселков и деревень, где жили целые поколения хранителей Старой Веры, имеют как минимум одну отличительную особенность, про которую и сегодня, когда, казалось бы, старообрядчество изучено со всех сторон, мало кто знает и говорит вслух. Про эту особенность крайне редко рассуждают ученые, но даже сами старообрядцы в наши дни редко придают ей значение, поскольку или не запомнили или же не слышали ничего о ней.
То, что дома, которые «рубили» староверы, были опрятными и основательными, наверное, понятно всем. Но то, что хозяева издавна строили их по определенному типу, принципу и с учетом необходимого функционала — нет. И главная особенность жилища сельского старовера давнего прошлого — это единый комплекс, который, даже несмотря на разность хозяйственных построек, объединен был под общей крышей так, что дом с сараем, стайкой для скота, сеновалом, баней, мастерской, а у состоятельных людей и с конюшней образовывал единую монолитную усадьбу. Такие «усадьбы» появлялись подчас даже в самых бедных семьях и назывались «домами под одним конем», то есть под одним коньком крыши.
Достаточно один раз зайти во двор, оценить эту, с позволения сказать, архитектурную особенность, чтобы запомнить ее навсегда. Такие «цельные» владения встречают и особым запахом: сена, которое складировано где-то наверху; скотины, которая, если прислушаться, топчется, мычит, блеет, жуется где-то рядом; трав, подвешенных под потолком сеней. Удивительные в своей простоте подворья!
Не раз приходилось слышать и от людей неверующих, что подобное расположение сельского дома с крытым двором крайне удобно с чисто практической точки зрения: дождь не мочит, все всегда под рукой, а дощатый настил придает двору уют и комфорт. Уже тогда, в дореволюционные годы, по примеру старообрядческих стали возводить дома и те, кто их религиозных взглядов не разделял.
Сложно сейчас найти истоки такой организации двора в своем доме, но одно из объяснений лежит на поверхности: старообрядцы, часто стремясь «ассимилироваться» среди местного населения, которое, понятно, отнюдь не всегда с пониманием относилось к верующих, старались не афишировать своей жизни и, в частности, внутреннего убранства своего имения, тем более, что завистников всегда хватало, особенно на Среднем и Южном Урале, где староверы нередко соседствовали с марийцами, татарами и другими народностями.
Вот и стали появляться в селах и весях особые архитектурные сооружения, которые и сегодня еще сохраняются там и тут в Свердловской области. Например, в селе Карпушиха, где берет начало гряда «Веселых гор», святых для старообрядцев, в Реже, где дореволюционные постройки еще можно успеть увидеть невооруженным взглядом, в Невьянске — этом бесценном уральском городе-легенде, местами в Артинском и Шалинском районах, а также в населенных пунктах вдоль всем известной реки Чусовая.
Эту особенность рубленых домов с крытым двором и подворьем уместно отнести к особой горноуральской цивилизации, которая активно развивалась и формировалась в XVIII-XIX веках, благодаря бежавшим от царских преследований старообрядцам. И сегодня в селах, которые давно не населяют хранители Старой Веры, взгляд подчас неожиданно улавливает этот удивительный староверский отпечаток нарочного упорядочивания всех необходимых построек под единой крышей.
А если усадьба изначально задумывалась большой площади, то во дворе над головой оставляли «окно» на несколько метров в квадрате.
Заложив архитектурную основу, наши предки, сами того не ведая, оставили свое наследие потомкам, которое те интуитивно приняли как наиболее удобное для жизни. И не случайно современные старообрядцы, живущие в деревнях и селах, за основу берут именно такую организацию своего внутридомового пространства. Священники, живущие в сельской местности, строят свои дома по тем трафаретам — конечно, более совершенным и видоизмененным, поскольку сегодня нет нужды православным верующим скрываться или таиться от чужих взглядов.
Особенности крестьянского жилища Урала, в целом, изучены достаточно неплохо. Но нигде не встречается упоминание о том, что старообрядцы привнесли, а кое-где и просто развили эту важную особенность, в которой, кстати, места простецкой четырехстенной избе практически не было. Если уж строились староверы, то основательно, на десятилетия, с расчетом на несколько просторных комнат, потому что знали: будут дети, а потом внуки, и всем обязательно должно быть свое место в большой родовой усадьбе.
Фото автора
очень умозрительно, но для москвича, пожалуй, простительно…