Заслуженный путешественник России Леонид Букрин в составе команды единомышленников из Екатеринбурга вернулся из двухнедельного сплава по Енисею, в ходе которого посетил несколько старообрядческих деревень и впервые близко пообщался с верующими по-старому, не без радости развеяв для себя миф о нелюдимых бородачах, которые напрочь избегают общения с внешним миром.

— Приветливые, общительные, готовые помочь, — так характеризует Леонид Петрович енисейских староверов, жителей одной из самых малонаселенных территорий страны — республики Тыва. — К первым старообрядцам мы приплыли, наверное, после недели нашего пути — староверское село Катазы на левом берегу Малого Енисея привлекло нас яркими крышами домов.

Руководитель похода Андрей Шаляпин раньше уже сплавлялся по этим местам и хорошо знал, что здесь живут «хранители древлей веры». Поэтому четверо сплавщиков уверенно причалили к берегу и зашли в деревню.
Возле первого же дома стоял УАЗ, а рядом — водитель с окладистой бородой. Туристы подошли к мужчине и познакомились — оказалось, это староста поселка Александр Пермяков. Уральцы до того не встречали таежных староверов, поэтому сразу же разговорились — порасспрашивали хозяина про быт, жизнь в глубинке. Александр не принужденно «с искоркой в глазах» охотно пообщался со спортивными туристами.
— Раньше на этом месте стояло одноименное село по названию реки Катаза, здесь жили наши отцы, деды и прадеды, пришедшие из Центральной России, но при советской власти село пришло в упадок, последняя семья уехала отсюда в 1963 году, — рассказал он. — Здесь мой отец родился, а я с детства жил в Новокузнецке. И однажды мне захотелось возродить село моих предков, которому недавно исполнилось 30 лет, а живет здесь сейчас более 50 человек. На призыв отозвались потомки и других известных фамилий, некогда населявших это место. Сейчас у нас есть свой моленный дом, школа, свой медик-травник.
Старообрядцы занимаются здесь рыбалкой, охотой на соболей, маралов — из их пантов (молодых рогов) делают лекарство, а женщины, кроме того, что поддерживают быт, собирают лекарственные травы и делают из них настои.

Зарабатывать средства здесь только одна возможность: продавать проплывающим туристам что-то со своего огорода или реализовывать продукцию, сделанную своими руками. И потому сплавщики с радостью пополнили запас своих походных продуктов огурцами, помидорами, хлебом, который жители Кытаз пекут сами, и даже арбузом, который в этом климате удалось вырастить трудолюбивым хозяевам.
— У нас есть надувной аэрокатер на 300 лошадиных сил, вертолетная площадка, потому как иначе к нам не добраться, — продолжил Александр. — Мы построили приют для туристов — когда стоит большая вода или плывут неопытные люди, мы помогаем им перевезти катамаран с того берега на этот, обойти все опасные места, даем приют…
— И действительно в заводи стояли три аэрокатера с воздушными пропеллерами, а на берегу туристы выходили из уютных домиков, — рассказывает Леонид Букрин, признаваясь, что оказался очень удивлен, какими продвинутыми и открытыми предстали перед ними староверы..
…Через два дня команда уральских путешественников встала на обед возле очередного поселка староверов за порогом Васильевским. Здесь они зашли в усадьбу к знакомому Андрея и застали бородатого старообрядца Александра Ядыкина на летней кухне. Говорят, на стене были образы Богородицы, Исуса Христа и «каких-то» святых. Руководитель экспедиции уже бывал здесь раньше, поэтому познакомил со старым приятелем всю свою небольшую команду.
— У Александра поговорка интересная, мне такой раньше никогда слышать не приходилось, — улыбается Леонид Петрович. — Он частенько говорит: «От мира не уйти».
От него спортсмены узнали, что обосновались сегодняшние старообрядцы на земле своих предков 28 лет назад — выходит, как и катазцы, решили возродить то, что некогда процветало, а со временем пришло в запустение… Пока разговаривали, в дом пришел внук хозяина — красивый, смышленый мальчик в белой рубашке с вышивкой на груди.
— Мальчишка хоть и небольшой, а тоже подпоясан веревкой, как и взрослые, — рассказывает путешественник. — Мы его спросили: «Не скучно ли здесь? Чему учат в местной школе?» А потом задали простой математический вопрос, на который мальчонка, подумав немного, ответил правильно.

Туристы приобрели тут мед, балык из хариуса, полезные старообрядческие лекарства, правда, цены оказались «кусачими», но горожане закрыли на это глаза, понимая, что только так эти лесные, а вернее сказать, речные люди могут заработать хоть что-то…
По Малому Енисею группа туристов из Екатеринбурга проплыла 510 километров и финишировала в столице республики. Встречи со старообрядцами, по уверениям экспедиционеров, стали яркими и очень приятными штрихами в этой поездке. Жаль только фотографий не сохранилось — бородачи охотно позировали своим гостям, но в последний день фотоаппарат Леонида Букрина с огромным архивом отснятого материала по недосмотру утонул в Енисее. Не захотела река раскрывать всех своих тайн?!

Фото предоставлено Леонидом Букриным
В таких местах только часовенные живут. Только они из всех и сохранили чистоту старообрядчества.
Видимо, речь идет о часовенных, хотя в Кызыле, помнится, есть приход РПСЦ. Довелось когда то побывать от слияния Большого и Малого Енисея до Дудинки и Губы. Могуч и красавец Енисей на всем протяжении, родная средняя Волга спокойная, небольшая и чрезмерно заселенная по сравнению с ним.