От редакции: 8 ноября 2016 г. состоялся круглый стол Общественной палаты Республики Бурятия. Председатель совета РОО «Общество культуры семейских РБ», член Общественной палаты Республики Бурятия, С. П. Петров, зачитал доклад, рассказывающий о состоянии и актуальности сохранения и развития этнокультурного образования семейских Республики Бурятия. Представляем полный текст доклада.
***
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия при решении важных вопросов, в том числе социального развития, защиты прав и свобод граждан и демократических принципов развития гражданского общества в Республике Бурятия посредством:
• выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих республиканское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений, в том числе право на этнокультурное образование народов, проживающих в Республики Бурятия;
• выработки рекомендаций органам государственной власти Республики Бурятия при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Республике Бурятия.
7 августа 2015 г. при поддержке Правительства и общественности Республики Бурятия прошел Всероссийский Этнофорум «Всестарообрядческий съезд», в котором приняли участие старообрядцы из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Отличительной чертой Этнофорума стало участие в его работе патриарха Московского и всея Руси Русской Древлеправославной Церкви Александра (Калинина) и митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия (Титова), представителей старообрядческих общественных и религиозных организаций.
На Этнофоруме была принята резолюция с учетом социально-экономических и политических изменений в государстве, а также инновационных процессов в образовании, было подчеркнуто, что реальность российской образовательной культуры начала XXI века представляет собой уникальное сочетание образовательных культур и ценностей и рассматривает культуру старообрядцев в качестве важнейшей духовной основы российской цивилизации, обеспечивающей ее целостность и национальную полиэтничную идентичность.
Неслучайно старообрядчеству в последние десятилетия уделяется столь пристальное, заинтересованное внимание во всём мире. Старообрядцы расселились почти по всем континентам земли. Они компактно проживают в более 20-ти странах мира. Их преданность вере отцов, их умение уживаться со всеми народами, где бы они ни оказались, достойны удивления и подражания. И не случайно один из лучших современных русских писателей, наш земляк Валентин Распутин, сказал проникновенные слова благодарности старообрядчеству за то, что оно, сохраняя русскую культуру, защищает Отечество.
В 1997 г. первый Президент Республики Бурятия Л. В. Потапов, выступая на первом съезде народов Республики Бурятия, в своем выступлении сказал:
Специальным разделом республиканской программы должны быть меры, направленные на возрождение и развитие семейских, которые представляют собой отдельную этнографическую единицу в составе русского народа. Семейские Забайкалья имеют специфические особенности в языке, культуре, быту, в традициях и образе жизни, в форме хозяйственной деятельности, художественного промысла. Возродить и развивать лучшие черты жизни семейских с учетом новых условий, новых требований — наша задача.
В современный период этноконфессиональная группа семейских составляет порядка 200 тысяч или 20 % населения Республики. В Бурятии семейские компактно проживают в Бичурском, Заиграевском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Селенгинском, Кижингинском, Хоринском, Кяхтинском районах, городе Улан-Удэ и дисперсно по всей республике. Семейские также компактно проживают в Красночикойском районе и дисперсно во многих районах Забайкальского края. Общие проблемы и задачи по детскому воспитанию у семейских Республики Бурятия со старообрядцами Алтайского края, Республики Алтай и Усть-Цилемского района Республики Коми.
В 2001 г. в Париже, духовная культура семейских провозглашена ЮНЕСКО «Шедевром устного нематериального культурного наследия человечества».
В 2001–2006 гг. в Бурятии действовала республиканская целевая программа «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских», в рамках которой Министерством образования и науки Республики Бурятия 8 декабря 2005 г. был подписан приказ № 963 «О введении в образовательно-воспитательное пространство школы программного курса этнического образования «История и культура семейских Забайкалья» как часть национально-регионального компонента государственного стандарта образования».
В 2015 г. по распоряжению Народного Хурала Республики Бурятия (а именно Комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям, председатель Цыденжап Бимбаевич Батуев) Бурятским Республиканским институтом образовательной политики (БРИОП) проведен анализ современного состояния этнокультурного образования детей семейских, выяснено, что в 25 общеобразовательных школах Республики Бурятия преподается история и культура семейских как местный компонент, но нет учебных пособий и единой программы. В этих школах сами учителя с помощью различной старообрядческой литературы разработали учебные программы. Эти школы находятся в семейских селах, где люди заинтересованы в том, чтобы их дети не забыли свою историю и культуру, это все делается, можно сказать, на энтузиазме учителей и родителей, которые прилагают все усилия для сохранения своей традиционной национально-региональной культуры.
Общество культуры семейских Республики Бурятия выступило с инициативой подготовки и издания учебно-методического комплекта по истории и культуре семейских Бурятии, на базе Бурятского Республиканского института образовательной политики (БРИОП) создана рабочая группа по подготовке учебного комплекта для образовательных школ в местах компактного проживания семейских. В июле 2015 г. БРИОП совместно с Обществом семейских и Бичурским районным управлением образования издали сборник «Образовательных программ педагогов дошкольного и дополнительного образования детей по истории и культуре семейских Бичурского района Республики Бурятия».
В 2016 г. Обществом культуры семейских, БРИОП, «Бичурским Домом детского творчества» при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы РБ, с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений, был проведен конкурс учебно-методических материалов по истории и культуре семейских среди образовательных организаций Республики Бурятия. По результатам конкурса были определены лучшие программы, которые были изданы в сборнике «Образовательные программы педагогов по истории и культуре семейских Республики Бурятия».
3 июля 2016 г. в Москве прошла международная старообрядческая конференция, на которой произошел обмен опытом старообрядцев разных регионов России и зарубежья. Федор Иванович Кирилле, профессор из Бухареста, поделился своими достижениями по организации школьного образования старообрядцев-липован Румынии. В общеобразовательных школах Румынии в местах компактного проживания старообрядцев уже более 10 лет преподаются базовые предметы традиционной культуры русских-липован, такие как «История и традиции русских-липован», старославянский язык, крюковое (знаменное) пение и др.
В прошлом и в этом году на встречах с общественностью семейских вопросы по сохранению и развитию этнокультурного образования семейских Республики Бурятия неоднократно поднимались перед Главой Республики Бурятия Вячеславом Владимировичем Наговицыным и экс-министром образования и науки РБ Алдаром Валерьевичем Дамдиновым (ныне депутат Государственной Думы от Республики Бурятия), и в их лице были получены заверения в оказании организационной и финансовой поддержки.
Сегодня в русле единой региональной образовательной политики необходимо выстраивать новую стратегию, позволяющую эффективно «проращивать» традиционную народную культуру в современную жизнь.
В этой связи возникает необходимость создания единого образовательного пространства, которое позволит не только выработать единые подходы к определению содержания национально-региональной части государственного образовательного стандарта, организации образовательного процесса и единые критерии оценки качества образования, но и гармонизировать отношения между народами, обеспечить сохранение и развитие традиционной культуры семейских.
В этой связи внедрение в образовательный процесс организаций дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования этнокультурного воспитания по истории и культуре семейских способно удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов.
Анализ современного состояния этнокультурного образования детей по истории и культуре семейских позволяет говорить об отсутствии его учебно-методического обеспечения.
Создание УМК по истории и культуре семейских предполагает:
1. Комплект для дошкольного образования (краеведение, родословие, хореография, музыкальная культура и др.)
2. Комплект для начальной школы (краеведение, родословия, роспись, музыкальная культура, хореография, игры семейских и др.)
3. Комплект для основной школы:
• История и культура семейских для 5–6, 7–8 кл., 10 кл.;
• Хрестоматия по истории и культуре семейских 1 ч. и 2 ч.;
• Музыкальная культура семейских (знаменное пение и многоголосный распев);
• Книжная культура и духовная литература семейских;
• Книга для чтения по старообрядческой духовной литературе (отрывки из произведений «Виноград Российский», «Житие протопопа Аввакума», «Книга бесед» и др.);
• Декоративно-прикладное искусство и ремесла семейских (роспись, резьба (пропильная, долбленая накладная), ткачество, вышивка, гончарное ремесло, плетение из лозы, лоскутное шитье, хореография и др.).
Рабочая группа на базе БРИОП, состоящая из представителей Общества культуры семейских, специалистов БРИОП, БГУ и «Бичурский Дом детского творчества», разработала проект Концепции государственной политики Республики Бурятия по поддержке развития этнокультурного образования семейских, который необходимо обсудить и внести дополнения и правки.
Концепция должна стать рамочным документом, в соответствии с которым не только государство, но и все заинтересованные общественные объединения, культурно-интеллектуальная элита, бизнес-сообщество, семейские сообщества принимают на себя определенные обязательства по участию в программах и мероприятиях по реализации Концепции. Таким образом, деятельность по реализации Концепции должна основываться на принципах социального партнерства и общественной инициативы. Концепция сохранения и развития этнокультурного образования семейских Республики Бурятия должна стать директивным документом, утвержденным Правительством Республики Бурятия.
Сегодня остро стоит вопрос о создании и разработке Программы государственной политики Республики Бурятия по поддержке развития этнокультурного образования семейских, для чего необходимо финансовое обеспечение.
Разработка и реализация Программы государственной политики Республики Бурятия по поддержке развития этнокультурного образования семейских представляет собой многоуровневый процесс проектирования и внедрения.
Понимание необходимости разработки данной программы выражено главой РБ Председателем Правительства В. В. Наговицыным, о чем свидетельствует Поручение (от 15.02.2016 № 01.08–006–944) п. 18 «рассмотреть вопрос о создании УМК по истории и культуре семейских и внести предложения».
Во исполнении поручения проведено совещание под руководством и. о. министра образования и науки РБ Баир Баторович Жалсанова совместно с представителями БРИОП, Обществом культуры семейских, МО «Бичурский район», МО «Тарбагатайский район», на котором принято решение о развитии этнокультурного образования семейских программно-целевым методом и включение мероприятий по разработке и изданию УМК в проект подпрограммы «Развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия в 2017–2020 гг.» в рамках программы «Укрепление единства и этнокультурное развитие народов Российской Федерации в Республике Бурятия в 2015–2020 гг.».
Дальнейшая работа, а именно создание основной образовательной программы и учебно-методического комплекта по истории и культуре семейских Республики Бурятия, подготовка учителей к реализации такой деятельности, зависит от финансового обеспечения.
С. П. Петров, председатель совета РОО «Общество культуры семейских РБ»,
член Общественной палаты Республики Бурятия
Когда был президентом Бурятии семейский Потапов, так была для старообрядцев Бурятии республиканская целевая программа «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских», а как он ушел на пенсию, так сразу про семейских забыли. И то что культура семейских имеет статус ЮНЕКО в новом правительстве сразу забыли и уже 10 лет никто не вспоминает, только так для вида иногда говорят перед выборами. Оказывается есть различные программы как«Укрепление единства и этнокультурное развитие народов Российской Федерации в Республике Бурятия в 2015–2020 гг.», но видимо русские старообрядцы — семейские имея статус ЮНЕСКО не имеют права своих детей учить и воспитывать по исконно русским традициям. Уже скоро 2017 г., а русским старообрядцам еще продолжают обещать включить в эту программу.
Я смотрю, что статью прочитало очень мало людей. Видимо аудиторию этого сайта, как и большинство современных старообрядцев, мало интересует настоящее и будущее старообрядчества, а воспитание детей в духе старообрядчества самый главный вопрос по жизни и если он мало кого интересует это говорит о многом.
Все почитатели сайта живут в прошлом, все спорят о том, что было. И поднимают только старые проблемы, но это было в прошлом. А жизнь ставит новые вызовы и видимо многие староверы еще не осмыслили, что жизнь продолжается, и нужно жить, и продолжать воспитывать своих детей в традиционном старообрядческом направлении, не смотря не на что, ведь жизнь то идет и не останавливается.
Старообрядцы Забайкалья учитывая опыт своих предков и видя опыт одноверцев, староверов-липован, работают над сохранением достояния оставленного дедами и прадедами. И предлагают объединиться всех, кто работает во благо древлеправославия, но это мало кого интересует в Москве и близлежащих окрестностях.
Скорее не мало интересует, а порождает ряд вопросов. Только ли поддержкой со стороны администрации Главы Республики и кадровыми провалами РПсЦ можно объяснить практически сложившуюся в последние годы монополию РДЦ на территории, где ранее преобладали белокриницкие? Кафедра митрополита всея Сибири в столице национальной Республики ( бывал в Улан-Удэ и отношусь положительно) на фоне крупных общин и больших храмов РПсЦ в Новосибирске, Томске, Барнауле, Омске (в Красноярске строиться) — не напоминает ли современную мини-ситуацию с липованами в Румынии? А то, что семейские возрождают свою веру и культуру однозначно положительно.