Пожалуй, самый известный ростовский старовер прошлого века — Николай Алексеевич Панин, купец первой гильдии, промышленник и попечитель, Потомственный Почётный Гражданин города Ростова н/Д и «гвоздильный король»…
Семья и купечество
Многие известные ростовские фамилии ведут купеческую родословную с 1840-х годов.
Отец Николая Алексеевича — Алексей А. Панин в 1849 году в свои 38 лет имел жену Ирину, 29-ти лет, сыновей — Александра, и Николая, дочерей — Наталью, Евдокию, Веру и Надежду, а в 1854 году имел двух сыновей: Николая и Мартемьяна (старший сын Александр умер в 1853 году на 17-м году жизни) и четырёх дочерей, а в 1864 году — уже пятерых дочерей. Подросший Николай Алексеевич в 15 лет, помогая отцу, уже начал торговать, а в 23 — стал во главе дела, рационально используя оставленные отцом капиталы.
В 1919 году он фигурировал (посмертно) в последнем и весьма памятном гильдейском списке, который Городская управа переводила в Донскую казённую палату с перечислением купцов, выкупивших промысловые свидетельства, но не объявивших свой капитал на этот год.
Сохранилась выписка из гильдейского списка купцов Ростова-на-Дону 1919 года: Купцы первой гильдии.
Николай Алексеевич Панин в возрасте 74 лет имеет на содержании жену Анну Алексеевну, 61 года, сына Владимира, 34 лет, брата Мартына (Мартемьяна), 64 лет. (…) Кроме того имел он и двух дочерей — Александру и Антонину. Скончался Николай Алексеевич 10 декабря 1918 года и похоронен был, по некоторым веским передположениям, на Покровском кладбище Ростова н/Д. Могила его не сохранилась, т.к. в середине ХХ века советские власти это кладбище
сравняли с землёй, застроив место жилыми домами.
Завод
Мартиан Артемьевич Кекишев основал в 1865 году первый на Юге России гвоздильно-проволочный завод на левом берегу реки Темерник в Сычёвой балке. Привёз машины и другое оборудование со своего свибловского завода близ Москвы и организовал производство при 50-ти рабочих.
В 1887 году завод перешёл в собственность Николая Алексеевича Панина с ежегодным оборотом в полмиллиона рублей. При нём производство стало расширяться: к 1890 году численность рабочих возросла до 60-ти человек, а к 1912 — до 100 человек. Умелое управление заводом, в сочетании с постоянным спросом на его продукцию, снискало купцу прозвище «гвоздильный король», которое закрепилось за ним в ростовской прессе дореволюционного периода.
Основной продукцией завода были гвозди и различный крепёж, а также мебельные пружины и проволока. Реклама продукции завода Панина, размещённая в книге И.А.Кузнецова «Прошлое Ростова». Ростов н/Д, 1897. Спрос на изделия Панина был достаточно высок и находил своих покупателей по всему Северному Кавказу. По данным Фабричной инспекции за 1915 год, оборудование завода оценивалось в 40 300 рублей (в 1910 – 67 200 руб.)
После известных событий 1917 года завод вскоре перешёл под контроль Донского Областного Союза потребительских обществ (ДОНОБСОЮЗ), который являлся приемником дореволюционного Доно-Кубано-Терского товарищества кооперативов, от которого он унаследовал его сокращенное, для телеграфного адреса, наименование: «ДОКАТЪ». В 20-х годах завод сохранил свой профиль деятельности, выпуская проволочные гвозди и различного рода крепёж.
Сбывала продукцию новая дирекция завода также, пользуясь бывшей недвижимостью Панина, используя городские помещения его конторы, складов и магазинов.
При советском режиме завод стал называться «Пролетарский Молот» и позднее переквалифицировался на выпуск холодильников. До наших дней сохранились остатки корпусов предприятия Панина со следами первых внешних большевистских изменений.
Главная контора, склад продукции и магазин находились в едином кирпичном здании на пересечении Береговой улицы и Почтового переулка. Заказать гвоздей тогда можно было по телефону №341. Это здание, построенное в конце ХIX в., сохранилось и ныне находится в Реестре памятников истории и культуры регионального значения.
НедвижимостьКроме, собственно, корпусов завода — Николай Алексеевич имел ряд домовладений, часть которых сохранились до наших дней.
Из «Оценки недвижимых имуществ Ростова-на-Дону» за 1915 год, а также из Духовного завещания Н.А. Панина (19 июля 1918 г.) можно восстановить список принадлежавшей ему недвижимости:
1. Благоприобретённые недвижимые имения:
а) дворовое место с домом № 128 — по южной стороне Б. Садовой улицы (между Малым и Средним проспектами), который был приобретён им в 1893 году, где он и жил (утрачен);
б) дворовое место и постройки по Среднему проспекту №№ 58-60, которые были приобретены в 1902 году и где располагалась кондитерская фабрика А.И. Бойко, замужем за которым была его дочь Александра Николаевна. (Частично сохранились);
в) дворовое место и постройки по Почтовой ул. №127 (приобретены в 1900 году);
г) дворовое место с возведёнными на нём постройками по Таганрогскому проспекту №№7-9 (приобретено в 1909) (утрачены);
д) дворовое место со зданием (на арендуемой городской земле) на углу Береговой улицы и Почтового переулка, №№21/1, где находился магазин и главная контора Панина (было преобретено в 1894 году) (сохранилось);
Фото см. выше — в главе Завод.
2. Родовые недвижимые имения:
а) дворовое место с жилым домом и иными постройками на углу Канкринской (по южной стороне) и Николаевского переулка под №№40/12 (сохранилось);
б) дворовое место с построенным зданием под лавки по Таганрогскому проспекту №23 (досталось ему по раздельному акту в 1883 году) (утрачено)
3. Недвижимые имения:
а) дом по Воронцовской улице №62, который был приобретён вместе с землевладениями по соседней Канкринской улице в 1910 году, предназначался под богадельню (сохранился);
б) дом по Канкринской ул. №39 – жильё для старообрядческого священника и причта (сохранился);
в) храм по Канкринской ул. №37 (сохранился).
Кроме того, Панину принадлежала дача и сад не далеко от его завода.
Общественная деятельность. Попечение и благотворительность.
Занимаясь коммерческой деятельностью, Николай Алексеевич активно участвовал в общественной жизни Ростова.
С 1876 по 1904 гг. он был гласным Городской Думы.
Н.А. Панин был одним из попечителей Покровского центрального городского кладбища (ныне уничтоженного), где был отдельный участок для погребения старообрядцев. В ведомостях Ростовской н/Д городской Управы за 1899 год выражается благодарность попечителям, в т.ч. и Панину, «за их труды и материальные жертвы по сооружению и благоустройству Кресто-воздвиженской церкви». Возможно, что платой за выделение властями Ростова н/Д отдельного «старообрядческого» участка на гор. кладбище было, как раз, жертвование на этот храм для лиц господствующего вероисповедания.
Кроме того Панин являлся членом Учетно-ссудного комитета Ростовской-на-Дону конторы Гос. банка и Учетного комитета Санкт-Петербургского международного Банка, а также входил в состав совета Ростовского-на-Дону общества взаимного кредита. За длительное служение городу купец был удостоен звания Почетного Потомственного Гражданина города.
Николай Алексеевич внес большой вклад в деятельность Всероссийского Братства в честь святителя Николы, которое многие годы являлось руководящим органом для общин Древлеправославной Церкви. Вместе с нижегородским промышленником Н.А. Бугровым он на протяжении ряда лет финансировал деятельность Совета Братства. Совет существовал фактически исключительно на их пожертвования. На III Всероссийском Съезде в благодарность за горячее участие и щедрые пожертвования Н.А. Панин избирается пожизненным почетным членом Совета Братства.
В 1910 году Николай Алексеевич от лица своего согласия участвовал в депутации к Императору Николаю II с благодарностью Государю «за милостивые указы для старообрядчества – от 17 апреля 1905 года и 17 октября 1906 года и просить не отменять их».
Плоды попечения Н.А. Панина о ростовских староверах оставили и свой материальный след в истории. Принадлежав к общине древлеправославных христиан, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви, он, на свои пожертвования в 1912-1913 годы на Канкринской улице воздвиг кирпичный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По распространённой исторической версии, церковь возводилась по проекту столичного академика архитектора В.А. Покровского.
При храме был построен и дом для священника и причта на ул. Канкринская, №39 (см. фото выше) с богадельней в соседнем доме на Воронцовской улице.
Жертвовал Николай Алексеевич и на образование, учредив специальный фонд стипендий на сумму 6600 рублей при ростовском коммерческом училище.
По смерти своей Панин завещал «на поминовение души моей выдать Ростовским-на-Дону благотворительным, просветительным и разным другим учреждениям, а также бедным и убогим 20 000 рублей…»
Источники:
-
Ведомости Ростовской н/Д городской Управы, 18 апреля 1899.
-
«Оценка недвижимых имуществ города Ростова-на-Дону для раскладки государственного налога и других сборов», Ростов н/Д, 1908, 1915.
-
Копия выписки из актовой книги Ростовского-на-Дону нотариуса Леопольда Христиановича Блюмгардта за 1918 год. Стр. 11 и 12, №38 часть I.
-
Поташев Ф.И. «Град Ростов. Часть I: Истоки становления», Ростов н/Д, 2006.
-
Кузнецов И.А. «Прошлое Ростова», Ростов н/Д, 1897.
-
Ковтун Л.В. «История потребительской кооперации на Дону», Ростов н/Д, 2005.
-
Швецов С.Д. «На высоком донском берегу», Ростов н/Д, 1982.
-
«Кто Главный» №2/2005: «Ростовские купцы 1905/2005»
-
Ancient-orthodoxy.narod.ru: «Книга памяти».
Составление: Роман Бочарников.
Фото: Роман Бочарников, Михаил Таршинов. 2009, 2010.
Комментариев пока нет