В попразднество Рожества Христова, в первый воскресный день после самого высокоторжественного праздника, чествуем память святых Богоотец: св. пророка Давыда-царя (XI до Р. Х.), а также св. пр. Иосифа Обручника и св. апостола Иакова — сына св. Иосифа от первого брака с Саломией и нареченного «братом Господним по плоти». Все почитаемые здесь святые удостоились особенной благодати в служении перед Господом: св. Давыду более чем за тысячу лет до воплощения Христова было открыто, что от его рода произойдет Вечный Царь Израилев, Спаситель человечества: «И положу в век века семя его и престол его яко дние небу»; «семя его во веки пребудет и престол его яко солнце предо Мною» (пс. 88, 29, 36). Св. пр. Иосиф сподобился иметь отеческое попечение о пришедшем в мир Богомладенце, а св. Иаков, брат Господень, был первым епископом Иеросалимским, причем Сам Господь возвел его в этот высокий сан, когда явился ему по Своем Воскресении.
БGоnц7а вси2 вос8хвaлимъ дв7да цRz, и3знего2 бо пр0йде жeзлъ дв7аz. и3 и3знеS восіS цвётъ хrт0съ, и3 ґдaма со eв8вою tтлS и3зведE ћкw млcрдъ (стихера празднику).
Святой пророк Давыд был младшим из восьми сыновей старейшины города Вифлеема — Иессея, потомка Иуды. Рос он скромным, послушливым и смиренным, в отрочестве пас стада овец у своего отца. Отличался благообразной внешностью, а также силой, ловкостью и мужеством, ибо, как повествует Библия, не боялся один, без оружия, бороться с хищными зверями, даже со львами и медведями, нападавшими иногда на его стадо.
«Обретох Давыда раба Моего, елеом святым Моим помазах и» (пс. 88, 20), «Человек смотри на лице, а Господь смотрит на сердце» (1-я Царств, 16, 7). За кротость и беззлобие, а также за искреннюю горячую веру, св. Давыд от юности стяжал богатые благодатные дарования от Бога. Имея прекрасные музыкальные способности, он любил играть на псалтыри и воспевать славословие Всевышнему. Богодохновенный Псалтырь, составленный в основном св. пророком Давыдом, является основной уставной книгой, как для церковного богослужения, так и для домашней молитвы. Святые отцы высоко отзывались о пользе духовной, обретаемой при внимательном чтении Давыдовых псалмов, и говорили, «что никакие другие книги так не славят Бога, как Псалтырь».
Рече старец: веру имите, чада, ничтоже тако смущает и оскорбляет, и струп сотворит, и опечалит и погубит бесы, якоже поучитися нам псалмом. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесом, но не якоже Псалтырь («Измарагд», сл. 22-е).
Битва Давыда с Галиафом, непобедимым филистимским воином-единоборцем, является одним из самых ярким и впечатляющих сюжетов Ветхозаветной истории, широко прославившим юного псалмопевца. Во время войны с филистимлянами, перед началом сражения, гордый исполин от вражеского стана звал к себе поединщика, но никто не решался выйти к нему, так что и сам царь Саул пребывал в страхе и недоумении.
И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Галиаф из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди. Медный шлем на главе его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди. Медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его. И древо копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа (1 Царств, 17, 4-7).
Сорок дней Галиаф выставлял сам себя, таким образом говоря, что незачем сражаться многим воинам, но пусть один поединок решит общий исход сражения и побежденные останутся рабами у супротивников, а так как никто не смел принять его вызова, он гордо насмехался над полками Израильскими. В это время юный Давыд по наказу отца своего подошел к царским полкам, чтобы отнести потребное для старших братьев. Услышав надменные речи иноплеменника, он смело отправился к царю и стал просить его, чтобы дозволил ему самому вступить в борьбу с этим варваром. Видя юность его, царь сначала воспротивился, но Давыд твердо стоял в своей непоколебимой решимости.
И сказал Давыд: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и из руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давыду: иди, и да будет Господь с тобою (1-я Царств, 17, 37).
Не привыкший к тяжелым воинским доспехам и вооружению, Давыд шел налегке, в обычном пастушьем своем платье, а из оружия имел он только свой посох и пращу, и пять гладких камней, которые выбрал из ручья и положил в свою пастушескую сумку. Галиаф смотрел на него с нескрываемым презрением, но Давыд, всецело положившись на волю Божью, бесстрашно отвечал ему:
Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог во Израиле (1-я Царств, 17, 45–46).
Меткий удар камня неожиданно сразил великана наповал, Давыд быстро подбежал к нему и его же мечом отсек ему голову. Так ради искренней веры Господь творит над нами чудеса, ибо «несомненная вера возвышает над человеческой природой» («Цветник священноинока Дорофея»). Воодушевленные Израильтяне быстро и легко одержали победу над растерявшимися вражескими полками, но народ больше прославлял Давыда, чем самого царя, женщины кричали: «Саул победил тысячи, а Давыд— десятки тысяч». Царь Саул, в глазах народа, не мог не почтить Давыда за совершенный им подвиг, но в душе своей затаил черную зависть и ненависть к нему. Тем более что и пророк Самуил, благословивший его на царство, видя неблагонравный нрав его и преслушание воле Божьей, (ибо «послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1-я Царств, 15, 22)) уже предсказал ему, что Бог «отнимет от него царство и отдаст его ближнему его, лучшему его» (1-я Царств, 15, 28).
Давыда же святой пророк тайно помазал в цари над Израилем. Но еще многие годы Давыду приходилось терпеть изгнание и скорби от преследования Саула царя, который хотел, во что бы то ни стало, погубить его. У Давыда было свое небольшое войско из нескольких сотен человек, с которыми вместе он скрывался и отбивался от нападений. Дважды он мог без труда умертвить спящего Саула, но только взял копье его и отрезал край одежды. Таким образом он хотел доказать свою преданность «помазаннику Божию» в том, что не замышляет против него никакого зла. Но Саул так и оставался непримиримым врагом его до самой своей смерти, когда потерпел полное поражение в очередной войне с филистимлянами.
Через семь с половиной лет, после гибели сына царя Саула Иевосфея, Давыд воцарился над Израилем. Государственные заботы не отрывали его от молитвенного общения с Богом, даже и по ночам находил он время для молитвы. Справедливо и мудро управлял он своим народом, но не был, однако, лишен и своих человеческих слабостей, которые и праведников иногда подталкивают на грехопадение. Так, приняв однажды строгое обличение от св. пророка Нафана, царь Давыд столь искренне смирился и раскаялся перед Богом, что скоро получил полное прощение. Его покаянную молитву, 50-ый псалом, чаще всего и мы читаем на молитвословии, как выражение глубокого сердечного сокрушения и покаяния в грехах.
Святой царь и пророк Давыд царствовал над Израилем сорок лет. Достигши глубокой старости, он приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона и, передав ему материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, завещал содействовать скорейшему построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давыд мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и был погребен в Иеросалиме. Могила царя Давыда находится на Сионской горе, рядом с Сионской горницей, в которой Господь Исус Христос совершил Тайную Вечерю со Своими учениками.
В Псалтыри царя Давыда содержится много пророчеств о пришествии Христа Спасителя, о Его земной жизни и о деле искупления рода человеческого. Так, в псалмах 22-ом и 68-ом говорится о крестных страданиях, псалом 44-ый прославляет Пресвятую Богородицу, псалмы 23-ий и 46-ой указывают на Господне Вознесении и прочее. В особом псалме, поставленном вне прочих кафизм, св. Давыд повествует и о себе самом: «Сам (Господь) посла ангела Своего, и изъят мя от паств овчих отца моего. И помаза Мя елеом помазания Своего». Так, за чистую веру и послушание к Богу св. Давыд стал родоначальником царей колена Иудова и праотцем по плоти Христа Спасителя, как говорит Св. Писание: «даст Ему Господь Бог престол Давыда, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 32–33).
Прор0ческаz речeніz ви1дэвъ в8 стaрости ћве їHсифъ њбрu1ченикъ, проявлeнно совершeна, њбручeние вои1стину стрaннw. tкровeние ѓгGломъ пріeмъ, бGови слaва вопію1щимь, на земли2 ми1ръ низ8послaвшему (стихера празднику).
Святой Иосиф был уже восьмидесятилетним старцем, когда принял на себя святую заботу о воспитании рожденного Богомладенца. Происходил он из царского рода, из дома Давыдова и Соломона, был внуком Матфата и правнуком Елиезера. По природе св. Иосиф был рожден от Иакова, но по закону родства считался сыном Илии. Здесь объяснение различия родословной у св. евангелистов Матфея и Луки: св. Лука, излагая родословие Исуса Христа, назвал отцом Иосифовым Илию, говоря о Христе так: «Сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов» (Лк. 3, 23–24), называя Илию вместо Иакова. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей, Есфирь и Фамарь. После смерти первой супруги жил в чистоте, зарабатывая себе пропитание ремеслом плотника. Во Святом Евангелии от Матфея его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен» (Мф. 1, 19). Господь, чудесным образом избравший его быть Обручником и питателем Пречистой Своей Матери, восхотел родиться в бедности, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. По преданию, св. Иосиф преставился глубоким 110-летним старцем, достойно совершив свой жизненный путь в сугубом и исключительном служении перед Господом.
Брaта б9іz вси2 вос8хвaлимъ, ћкw с™лz сu1ща. мучeніем8 же пaки просіsвша д0блественэ. є3г0же мlтвами ї©е б9е нaшъ, и4же в8вертeпэ и3 в8пеленaхъ п0вивсz, спаси2 всS пою1щыz тS (стихера празднику).
Св. апостола Иакова (от семидесяти), брата Господня, следует отличать от Иакова Зеведеова и Иакова Алфеова из числа двоюнадесяти. Будучи сыном св. Иосифа Обручника от первого брака, он отличался особенной любовью к Отроку Исусу и Пречистой Его Матери. Как гласит предание, он сопровождал их во время бегства в Египет, а по возвращении на родину один отдал Ему часть из своей наследственной земли, когда все прочие братья отказались поделить свое наследство.
С детских лет он был «назореем», то есть человеком, посвятившим себя Богу и потому проводившим свою жизнь в строгом воздержании и молитвенных подвигах. Все почитали св. Иакова как великого праведника, и даже самые заклятые враги его из рода иудейского не могли ничего сказать против его святой и непорочной жизни. В 34 года он был поставлен епископом Иеросалимским и 30 лет мудро и богоугодно управлял своей паствой. Около 59-го года по Р. Х. он составил свое Соборное Послание, преимущественно адресованное к жившим в рассеянии христианам из иудеев, которых гонения заставили тогда удалиться из Иеросалима. Св. ап. Иаковом был также утвержден древнейший чин христианской литургии, который впоследствии несколько видоизменился под редакцией свт. Василия Великого и Иоанна Златоуста.
————————
Библиотека Русской веры
Канон в неделю по Рождестве Христовом →
Читать онлайн
————-
Св. ап. Иаков пострадал на 66-ом году своей жизни, приняв мученическую кончину по навету иудейских старейшин, опасавшихся его высокого авторитета среди народа, который все больше обращался ко Христу. Как сообщает житие его:
При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Исусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давыдову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.
Укрепляя учеников Своих к предстоящим подвигам, Господь часто предрекал им о том, что и их так же будут гнать и предавать мучениям и смерти, как и Его Самого. По Евангелию известно, что лишь только Господь сошел к нам на землю и принял поклонение от восточных мудрецов, враги тут же пожелали погубить Его, даже еще совсем Младенцем. Много скорбей терпел Он и во время проповеди, много испытаний прошли и все ученики Его. Но скорбь, которую принимаем мы ради служения Богу, всегда перемешивается и с сердечной радостью, имеет в себе утешение и награду для души. Так всякий, кто приносит Богу свои посильные труды и подвиги, не лишен бывает воздаяния: за трудами обретает покой, за постническими подвигами — внутреннее очищение и духовный подъем, чтобы достойно и торжественно встречать грядущий праздник, когда мы славословим неисчислимые Божии чудеса и благодеянья к роду человеческому.
Весeліz днeсь б9eственыи дв7дъ и3сполнsетсz, їHсифъ же хвалu2 со їaкwвомъ прин0ситъ. вэнeцъ бо ср0дствомъ хrт0вымъ пріeмше рaдуютсz. и3 не и3зречeнно наземли2 р0ждьшагосz воспэвaютъ и3 пою1тъ. щeдрыи спасaй тебe чтyщихъ (кондак празднику).
Комментариев пока нет