Паломничество… Есть в этом звучании что-то древнее и сокровенное. Когда слышишь или произносишь это слово, в первую очередь представляешь богомольцев, идущих с молитвой и нехитрыми пожитками к святым местам или просиявшим во славе святыням.
В христианстве традиция паломничества имеет древнюю историю. Само слово «паломник» произошло от старорусского «пальмовник», истоками которого в свою очередь является латинское palmarius (переводится как «человек, держащий пальмовую ветвь»). Так сначала называли богомольцев, идущих крестным ходом в Святую Землю встретить Светлое Христово Воскресение.
Со временем паломниками стали называть путешествующих не только в Иерусалим, но и по другим святым местам к различным христианским святыням.
Русское православное паломничество известно уже более тысячи лет. Оно имело на Руси и другие названия, такие как странничество, богомолье, поклонничество. Издавна были известны такие странники, которые хождению по святым местам посвящали всю свою жизнь. В паломничество отправлялись и обычные христиане, и царские особы, и священнослужители, и монашествующие. Что заставляло их отправиться в такой часто далёкий, трудный и совсем небезопасный путь? Причины у всех были свои. Кто-то отправлялся для того, чтобы этим подвигом паломничества очиститься от совершенного греха, т.е. в покаяние, кто-то шёл в надежде получить исцеление от болезни душевной или телесной. Нередко совершались паломничества по обету, который давали в каком-то житейском испытании. А кого-то в паломничество призывал сам Господь или какой-либо святой, являясь во сне или наяву к человеку с особым призывом.
Было время на Руси, когда считалось, что хоть один раз в жизни нужно обязательно совершить паломничество в святое место. Наиболее часто русские паломники ходили в Киево-Печерскую лавру, а с 15 в. — в Троице-Сергиеву лавру. Совершалось паломничество обычно в тёплое время года — шли-то пешком, поэтому и старались хоть немного «облегчить» дорогу, хотя само паломничество воспринималось именно как некое трудничество во славу Божию.
И сегодня православное паломничество широко распространено. По-прежнему стремятся христиане побывать в святых местах, приложиться к святым иконам и мощам. И есть возможность побывать в паломнических поездках не один раз в жизни, а сколь угодно много раз по душевному устроению и желанию. Многое вокруг стало другим. Не идут уже паломники пешком с котомкой за плечами, но по-прежнему каждый, оправляющийся в паломнический путь, на какое-то время «выбывает» из привычной суеты мирской жизни, рождается в душе томительное и сокровенное ожидание встречи с чем-то святым и чистым. Светится в душе надежда на то, что тебя ждут, что тебя услышат.
Зачастую сейчас паломничество, если это не пеший крестный ход, не требует больших физических усилий, но духовно потрудиться приходится каждому современному паломнику. Любая паломническая поездка — это некоторое испытание для души, это показатель духовного развития человека. Паломничество заставляет заглянуть внутрь себя, осознать движения своей души, свои устремления и поступки. Ф.М. Достоевский когда-то написал:
В мире дьявол с Богом борется, и поле битвы — сердца людей.
В поездке к святым местам начинает осознаваться эта борьба, которая идёт каждый день, которая проявляется в каждом нашем слове, деле или поступке. В жизни мы ежечасно делаем выбор, но не всегда верный. Паломничество укрепляет душу, помогает получить новый духовный опыт.
За таким духовным опытом, за бесценным даром и решили отправиться учащиеся воскресной школы и прихожане Троицкого храма пос. Шувое во главе с его настоятелем иереем Максимом Андреевым. Этой зимой общине подарили замечательный микроавтобус. И, конечно, сразу же появились желания и планы совершить паломнические поездки по области и за её пределами. Для первой поездки выбрали недальний маршрут. Есть на территории Егорьевского района (где и находится пос. Шувое) достаточно древний, имеющий долгую интересную историю Николо-Радовицкий мужской монастырь (в настоящее время принадлежит РПЦ). Туда и решено было поехать. В дороге паломники с интересом слушали историю создания обители и появления чудотворного образа.
История Николо-Радовицкого монастыря восходит к первой половине XV века. Предшественником Николо-Радовицкого монастыря считается Акакиева пустынь, основанная на острове Святого озера иноком Пахомием, греком по происхождению, сподвижником митрополита Фотия. Местность вокруг озера инок наименовал «Радовицами» в честь своей родины в Фессалии. Постепенно вокруг отшельника собирались люди, ищущие такого же уединения.
Новая история монастыря началась с момента обретения чудотворного резного образа святителя Николы монахом обители Ионою, по прозванию Рогожа, в середине XVI века. От образа сразу же начали происходить многочисленные чудеса. Весть об этом быстро распространилась по окрестностям и начала привлекать в обитель множество паломников и поклонников и любителей иноческой жизни. Маленький островок уже не мог вмещать столько богомольцев, и необходимо было воздвигать новую обитель на «суше». В 1584 году монастырю была пожалована окрестная земля согласно дарственной грамоте царя Ивана Грозного, данной игумену Ионе Рогоже. Этот год и считают датой основания Николо-Радовицкого монастыря.
Главной святыней монастыря всегда был и остается чудотворный резной образ святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских, одного из самых почитаемых святых на Руси. Поклониться этому образу и отправились паломники Троицкой общины.
Резной образ св. Николы является одним из немногих, подобных на Руси, а для взрослых и детей из Шувое это было первое знакомство с подобным изображением святого. Образ вырезан из цельного яблоневого дерева и имеет в вышину 2 аршина 3 вершка (1,5 метра). На нём серебряная, позлащенная риза, представляющая собой святительское облачение (крестчатое золотыми крестиками) — фелонь, палицу, омофор. Митра святителя и нимб с сиянием — серебряные позолоченные, обнизанные жемчугами, алмазами, стеклами восточного хрусталя и стразами. С правой стороны меч обложен серебром, позолоченным с алмазами и стразами. В левой руке изображение церкви из дерева, местами позолоченное.
У подножия Образа находится мощевик с мощами святителя. И дети, и взрослые с почтением спели величание св. Николе и приложились к мощам и святому Образу. Первая паломническая поездка оставила очень светлые воспоминания и огромное желание побывать и в других святых местах.
В весенние каникулы состоялась вторая паломническая поездка, теперь уже в одно из самых известных и почитаемых на Руси святых мест — в Троице-Сергиеву лавру, куда поклониться игумену земли русской, преподобному Сергию, ходили по традиции даже русские цари.
По дороге, по уже устоявшейся традиции, в автобусе читали в микрофон житие преподобного Сергия. Дорога пролетела незаметно, и было ощущение, что сейчас произойдет встреча с тем, с кем ты только что «общался». Можно считать это сентиментальностью, но это ощущение действительно было и у детей, и у взрослых. А произошедшее потом в Лавре, пожалуй, подтверждает то, что нужно больше доверять своей душе, своему сердцу, и всегда верить в чудеса, потому что они случаются.
По вере вашей да будет вам.
Это известные истины, в правоте которых мы убедились.
Несмотря на то, что Троице-Сергиева лавра так известна и почитаема, многие из паломников, особенно дети, были здесь впервые. И всем очень хотелось, чтобы позволили приложиться к «открытым» мощам преподобного, а не через стекло. Желание казалось несбыточным, ведь в лавре ежедневно бывают тысячи людей, и все знают, что открывают раку с мощами только в особенных случаях. Но все очень надеялись на чудо… Когда о. Максим пошёл к настоятелю лавры за разрешением, маленькие паломники, стоя недалеко от раки с мощами преподобного, молились, чтобы им открыли мощи, просили отче Сергия, чтобы «допустил» к встрече, которую ждали.
И когда пришёл о. Максим и сказал, что мощи сейчас для нашей группы откроют, это воистину воспринималось как чудо. В душе было множество эмоций: радость, трепет, почтение, благоговение…
И надо выло видеть глаза маленьких паломников! Широко распахнутые и радостные.
Вот уж действительно — благодатная поездка, принесшая душевный приют и утешение, показавшая, как важно верить и обращаться с молитвой, надеяться и не отчаиваться в любой ситуации.
На обратной дороге в автобусе долго пели Величание Преподобному, а потом наступила удивительная тишина. И дети, и взрослые притихли. Это было время душевного покоя и созерцания, время внутренней жизни каждого. Можно не сомневаться, что снова и снова все возвращались к событиям дня. А это значит, что столь дальний путь был проделан не зря…
Хорошая и правильная статья. Очень верно отмечена суть паломничества — это не православный туризм, а духовный подвиг, путь духовного возрастания.
Молодцы! Замечу, что не настоятель лавры, а наместник.