Несколько лет назад в бывшем центре старообрядческого движения на Средней Печоре, деревне Медвежской Республики Коми, был открыт общественный музей «История старообрядческой деревни». Основательницей этого хранилища истории стала внучатая племянница наставника старообрядцев деревни Медвежской Самоила Мамонтова — Вера Копытова. Автора репортажа потрясли жители деревни — искренние, глубоко порядочные, бескорыстные, трудолюбивые и так бережно относящиеся к своей истории. Поэтому ей захотелось рассказать о них.
12 марта 2019 года в конференц-зале Библиотеки Российской академии наук состоялись научные чтения «Федор Антонович Каликин и его коллекции», посвященные деятельности одного из самых легендарных собирателей древностей. Участники чтений обсудили вклад Федора Антоновича Каликина в изучение и сохранение древнерусской и старообрядческой культуры, а также его личное участие в формировании предметных и рукописных коллекций в собраниях музеев, библиотек и хранилищ Санкт-Петербурга.
Крестецкая строчка — уникальный вид русской народной сквозной вышивки, промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов: Великого, Петровского, Успенского и Рождественского, то есть максимум 4 раза в год. О вопросе внешних и внутренних границ Церкви в контексте Таинства Причащения рассуждает иерей Глеб Бобков, приводя цитаты из беседы святого Иоанна Златоуста.
Что такое «постная» посуда? Как в народе относились к священникам, дающим поблажки в пище во время поста при болезни? Как постились грудные детки и с какого возраста для них начинался пост наравне со взрослыми? Представляем весьма интересное описание традиций, связанных с постами на Руси ХIХ века, запечатленных этнографом-беллетристом С.В. Максимовым в результате ряда этнографических экспедиций по российским губерниям. Необходимо отметить, что автор наблюдал и записывал обычаи верований как крестьян-старообрядцев, так и приверженцев господствующего вероисповедания — РПЦ.
Сайт «Русская вера» начинает публикацию уникального исторического источника — Русского Летописца 1649 года. В настоящий выпуск вошли разделы Летописца от начала русской истории до призвания варягов. Помимо фотографий, для удобства чтения дается транслитерация, а также сравнительная таблица с началом Повести Временных Лет.
История литовских староверов насчитывает более трехсот лет. Первые переселенцы на территории современной Литвы появились в конце XVII века. Это были религиозные беглецы из России, жестоко гонимые на родине после реформ патриарха Никона. В XVIII веке на территории бывшей Речи Посполитой уже проживали десятки тысяч староверов. Сегодня на территории Литвы сохранилось 52 старообрядческих храма, однако наибольший интерес вызывает именно Клайпедская старообрядческая община.
В продолжение Великого поста мы подготовили для наших читателей ответы священников из рубрики «Вопрос священнику», имеющие отношение к посту. Что можно делать в пост, а что нет? Сколько раз в день в пост можно кушать? Как найти силы воздерживаться от супружеской жизни? С какого возраста нужно начинать поститься детям и в каких книгах это можно почитать? Читайте ответы на эти и многие другие вопросы.
В 2019 году исполняется 225 лет со дня освящения церкви во имя пророка Илии в г. Гомеле (Беларусь). Храм имеет интересную историю: по преданию, в нем дважды побывал и молился известный бунтарь Емельян Пугачёв. Возможно, это и легенда, а вот то, что в 1985 году в этой церкви принял иноческий постриг с именем Алимпий будущий первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси после раскола, — сущая правда! Об истории и современном дне храма рассказывает председатель Церковного совета Общины В. В. Шаронов.
Осенью прошлого года в Россию из Бразилии приезжали русские старообрядцы. Смотрели земли, куда могли бы переехать из Южной Америки, общались со староверами, которые переселились сюда раньше. Авраам Калугин задержался в России дольше всех. Незадолго до отъезда в Бразилию он дал интервью порталу «Родина».
6 марта 2019 в Музее имени Андрея Рублева состоялась презентация выставки «Графические образцы русской иконы. Итоги реставрации». На выставке представлены наиболее интересные и значительные в художественном отношении иконописные образцы (прориси) второй половины XVII — середины XIX века. Выставка будет действовать с 07 марта по 07 апреля 2019 года.
27 февраля 2019 года в Москве, в КПЦ им. протопопа Аввакума, состоялось очередное заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. Публикуем протокол собрания.
11 марта для всех древлеправославных христиан наступит время Великого поста, который продолжится более месяца и завершится празднованием Воскресения Христова 28 апреля. Несмотря на то, что основные требования поста изложены в любом церковном календаре, у верующих и неверующих возникают самые разные вопросы по этой теме. Сегодня на вопросы редакции сайта «Русская вера» отвечают старообрядческие священники.
С незапамятных времен Масленица слыла на Руси самым разгульным и веселым народным праздником, неотъемлемой частью которого была музыка. В книге пророка Даниила сказано, что в Храме, построенном Соломоном, употреблялись сопели, гусли, кимвалы, трубы, органы, свирели, самвики и псалтири и всякого рода мусикийска. Какими музыкальными инструментами пользовались в дни веселья и праздников наши предки? Об этом читаем у этнографа и историка М. Забылина.
Память святого великомученика Феодора Тирона почитается Церковью дважды в год: в день мученической кончины святого 1 марта (17 февраля ст. ст.) и в субботу первой недели Великого поста. В пятницу утром обычно совершается молебен великомученику Феодору Тирону и освящение кутии (пшеницы, сваренной с медом) — напоминание о том, что в IV веке великомученик Феодор предупредил христиан о том, что вся пища на городских рынках осквернена идоложертвенной кровью. Святому великомученику Феодору молятся об обретении украденного.
Предстоящее 400-летие протопопа Аввакума — это очень знаковое явление. Мало кому известно, что этот юбилей поддержан на самом высоком государственном уровне. Но кто вообще что знает о протопопе Аввакуме? Что это за такое празднование, широко известное в очень узких кругах? Неужели, как обычно, мы соберемся, помолимся, попоем, покушаем, посмотрим выставки и разойдемся? Сегодня иерей Иоанн Севастьянов рассуждает о значимости предстоящего юбилея, в частности о том, что событие могло бы стать прекрасным поводом популяризировать само слово «старообрядчество» и увеличить узнаваемость этого явления.
Несколько лет на нашем сайте работает рубрика «Вопрос священнику». Абсолютное большинство вопросов, поступающих священникам, связано с личной жизнью вопрошающих: выбор будущего спутника жизни, проблемы в отношениях мужа и жены, конфликты с родителями, измены, разводы и другие негативные стороны супружеской жизни. В интервью с Марией Терехиной, супругой священника Дмитрия Терехина (РПЦ), раскрываются животрепещущие вопросы о православном браке, семье и взаимоотношениях мужчины и женщины, а также о воспитании детей.
Продолжение исследования нашего автора — предпоследний материал, который открывает многие малоизвестные факты единства между русскими и татарами на самом глубоком уровне.
В наши дни на улицах городов можно часто встретить людей с татуировками на теле. В некоторых музыкальных субкультурах они получили популярность, сопоставимую с модой на сами рок-группы, одежду и прически. Татуировки становятся распространенными и среди обычных людей. Летом нетрудно встретить девушек с татуировками на крестце или щиколотках. Как к этому относиться, хорошо это или плохо, может ли быть христианином человек с татуировками? Об этом явлении рассуждает о. Иоанн Курбацкий (РПсЦ, г. Калуга).
Постановления Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, состоявшегося в Москве 19–20 февраля 2019 года в Доме причта на Рогожском.
Кто сегодня является благотворителями в Общинах? Какие существенные проблемы возникают при строительстве храмов? Как происходит сбор средств на строительство и ежемесячное обслуживание? Об этом мы беседуем с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону иереем Иоанном Севастьяновым.
В.В. Шаронов — старообрядческий поэт, врач-терапевт с многолетним стажем, заведующий поликлиники в г. Гомеле (Беларусь). Сегодня Владимир Владимирович в интервью «Русской вере» рассказывает, как можно с помощью поэзии говорить о старообрядчестве, советует творческим людям лекарство от гордости, отвечает на вопрос о том, как можно научиться писать стихи, а также предлагает к прочтению переложение евангельских историй на современный язык поэзии.
Как известно, Освященный Собор Белокриницкой митрополии, прошедший 25 октября 2018 года в г. Брэила (Румыния), призвал братскую Московскую митрополию рассмотреть и опровергнуть Мирную Грамоту совместного служения между Московской Митрополией РПсЦ и Древлеправославной Архиепископией, принятую в 2017 г на Освященном Соборе Московской митрополии РПсЦ. Накануне Совета Митрополии РПсЦ это решение комментирует иерей Иоанн Севастьянов.
Неделя о блудном сыне — это второе из четырёх воскресений подготовки к Великому посту. Позади неделя о мытаре и фарисее, впереди неделя Мясопустная (неделя о Страшном Суде). В этот день на литургии читается глава из Евангелия — притча, в которой говорится, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника, под которым в этой притче понимается блудный сын.
24 января 2019 года в Москве, в зале Церковных Соборов, расположенном в Новых Палатах (ранее это здание именовали Домом причта) Митрополии РПсЦ, состоялось заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством.