В Музее имени преподобного Андрея Рублева открывается второй сезон кинолектория, посвященного жизни современных староверов России. Цикл кинолекций в этом году называется «Свидетели истории: портретная галерея старообрядчества». На занятия Вас приглашают специалисты Центра визуальной антропологии МГУ — Евгений Васильевич Александров и Елена Сергеевна Данилко.
Как популяризовать историю и культуру? На Урале ответили на этот вопрос по-своему и провели байк-пробег по самым значимым историческим местам региона, после чего доверили известному российскому певцу рассказать о наследии предков в эфире государственного телеканала. Что из этого вышло и почему благодаря уникальной, в том числе и богатой старообрядческой истории, Свердловская область получит из государственного бюджета в ближайшие годы немало средств?
Утром 14 сентября на улице моросил дождь, москвичи спешили на выборы, а в Музее имени преподобного Андрея Рублева шли последние приготовления к открытию второго сезона сразу двух музейных программ, посвященных истории русского старообрядчества. В прошлом году портал «Русская вера» подробно рассказывал об этой программе. Продолжая эту традицию в этом году, публикуем репортаж, посвященный этому знаменательному событию.
Политики часто живут одним днём. Они всегда говорят, что имеют рецепты будущих успехов, однако стараются быстро забыть о своих словах в случае неудач. Писатели же стараются жить не только настоящим, но также прошлым и будущим, а потому чаще и точнее чувствуют ткань нынешнего дня и уже ушедшей истории. Их наблюдения, мысли, литературные переживания остаются в веках и дают потомкам хорошую пищу для размышлений. Сегодня в гостях портала «Русская вера» один из самых известных писателей современности Захар Прилепин.
В начале сентября в Москве, на Рогожском, состоялся Совет Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви. Помимо прочего, на нём было принято решение о восстановлении старой формы ектении (священнической молитвы) о милости Божией на укрепление воинства и одоление врагов. Это решение широко комментируется в электронных СМИ и интернете.
Известную пословицу можно вполне поставить под сомнение, когда речь идет о поисках общин староверов или телефонов священников. Старообрядческая Церковь, готовая, казалось бы, к проповеди «вовне», на деле остается все такой же закрытой от общества и… от самих себя. Многие, посмотрев фильм «Раскол», неожиданно заинтересовались старообрядчеством, захотели ощутить сопричастность к русской старине. Но как найти старообрядческий храм или хотя бы общину?
В последние годы вопрос границы и рамок Церкви становится вновь актуальным. Тесные экуменические контакты, с одной стороны, и радикализация ортодоксальных сил — с другой, заставляет пристальней задумываться о степени дозволенного и недозволенного в межконфессиональных отношениях. Интересно, что разные христианские конфессии очень по-разному оценивают саму возможность взаимодействия. Иные готовы к совместным служениям Литургии, молитве. Другие считают недопустимыми даже социальные контакты. Сегодня на эту тему размышляет настоятель храма свт. Николы на Берсеневской набережной о. Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП).
В августе 2014 года в Российском центре науки и культуры в Кишинёве прошёл круглый стол, посвящённый итогам 2-й полевой археографической экспедиции по старообрядчеству в Молдавии, которую поддержал фонд «Русский мир». Встречу организовал Координационный совет русских общин при содействии посольства России и Российского центра науки и культуры.
Сегодня книжные магазины переполнены самой разной литературой. В советское время, чтобы достать редкое издание, нужно было получить особый талон. А он выдавался только усердным сборщикам макулатуры. Однако и при наличии талона далеко не все книги были доступны простому читателю. Особенно же недоставало книг по религии, искусству, дефицитом считалась зарубежная классика. В наши дни книг много, а ассортимент, на первый взгляд, может угодить самому взыскательному читателю. Так это или нет, нам рассказывает известный уральский журналист Максим Гусев.
По многочисленным просьбам читателей наш постоянный автор, сотрудник музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Т. Игнатова продолжает рассказывать о педагогических методах, позволяющих рассказывать детям о древнерусской культуре.
С 3 по 7 августа 2014 года состоялась туристическая паломническая поездка староверов Литвы в Эстонию, которую организовала Каунасская староверческая община во главе с духовным наставником о. Сергием Ивановичем Краснопёровым. Около 60 человек собралось из Каунасской, Вильнюсской, Данилишкской, Юргялишкской, Паневежской, Паскутишкской общин.
В сентябре 2014 года в Музее имени Андрея Рублева возобновляется цикл лекций и встреч с известными учёными, посвященных культуре старообрядчества. На этот раз программа носит название «Знакомство с Москвой старообрядческой» и, соответственно, посвящена истории, культуре и современному дню старообрядческих общин российской столицы и её окрестностей. Сайт «Русская вера» продолжает рассказывать читателям о наиболее интересных событиях этого уникального лектория.
Какие последствия ожидают российское правительство а также обычных людей от введения антисанкций? Что ждет сельхозпроизводителей уже этой осенью? Почему Россия должна сменить экономическую модель? Доктрина продовольственной безопасности — красивые слова или реальность? На эти и другие вопросы отвечает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
История старообрядчества, этого самого мощного духовного движения русского народа, переполнена неординарными личностями разного уровня и масштаба. Отдельная строка такой истории может быть посвящена деятелям Старого обряда в лоне синодальной Церкви. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» мы беседуем с одним из самых интересных и загадочных представителей старообрядного крыла в новообрядчестве — священником Сергием Мацневым. О. Сергий, принадлежащий к юрисдикции РПЦЗ В-В (Русская православная церковь Заграницей под омофором митр. Виталия (Устинова) и архиепископа Владимира (Целищева)), широко известен как один из самых авторитетных собирателей аудиозаписей старообрядческих богослужений, песнопений и духовных стихов.
Уральцы, день за днем, месяц за месяцем и год за годом открывающие для себя историю старообрядчества на родных местах, и сами далеки от того, чтобы знать все. А каково гостю этим мест — оказаться там, куда тысячами бежали староверы от гонений?! В августе на Средний Урал приехал блогер-тысячник из Нижнего Новгорода, чтобы познакомиться с этими местами. Думается, подобного ранее видеть ему еще не приходилось…
Наверное, нет более уникального материала, использовавшегося на Руси, который можно было бы сравнить с берестой. Что только не делали из этого чрезвычайно податливого инструмента — верхнего слоя коры березы. Это и обувь (лапти), и лодки, и самые разнообразные сундуки, корзины и туеса. В старину береста могла служить крышей дома, из неё же делались летние, защищающие от зноя шапки. Ну и, конечно, всем памятны берестяные грамоты, найденные археологами в Великом Новгороде и Пскове и ставшие настоящей энциклопедией жизни древнерусского народа. В последние времена береста оказалась вытесненной другими материалами, однако берестяной промысл не забыт в народе. Мы беседует с Анной Николаевной Николаевой, мастерицей изделий из бересты, традиционным участником Рогожской старообрядческой ярмарки.
«Я хочу исправиться…», «А как жить? Ведь есть же какие-то правила, по которым жить надо?» — подобные вопросы приходится слышать всё чаще, особенно в современном крайне нестабильном мире со стремительно меняющимися ценностными ориентирами. Автор предлагает довольно интересный материал в стиле рассуждения, дающего некоторые советы, а также уместные цитаты из Священного Писания.
Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает об истории происхождения древнерусских кодексов, о положении кодикологии в России в XX веке и в настоящее время. Также автор приводит интереснейшую историю переписчика книг попа Саввы, которая может стать основой бытописательного рассказа.
Лицевой свод Ивана Грозного, который публикуется на сайте «Русская вера», дает широчайший исторический материал разных эпох. Среди знаковых трудов, находящихся в этой древней рукописи — сочинения знаменитого еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия. Он известен, прежде всего, дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (о восстании 66-71 годов), «Иудейские древности», «О древности иудейского народа» или «Против Апиона».
Мы уже рассказывали о том, что несколько лет назад два брата — Иосиф и Терентий Мурачёвы — променяли солнечную Бразилию на суровую Россию. О нашей стране они знали только по рассказам. Недавно братья оформились как частные предприниматели. Как им живется в калужской глубинке? Чтобы выяснить это, корреспондент КП-Калуга отправилась в село Огорь Жиздринского района.
В последние годы российские кинодокументалисты все чаще обращаются к теме старообрядчества. Фильмы на исторические, культурно-бытовые и духовные темы приобретают немалый интерес у зрителей. Большой резонанс вызвали фильмы телеканала «Москва -24», посвященные истории и современному дню духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви Рогожской слободе. Сегодня в гостях у редакции сайта «Русская Вера» автор этих фильмов Александра Лукьянова.
С 21 по 26 июля 2014 года на берегу Чудского озера прошли очередные Летние детские староверческие дни в Эстонии. Представляем вашему вниманию фоторепортаж о жизни лагеря.
Книга — это универсальное хранилище всего того, что составляет нашу культуру и самую жизнь. Как говорил академик Д. С. Лихачев, даже если все на Земле погибнет, но останутся библиотеки и книги, останется и надежда на вечность, потому что книги сохранят жизнь. История изготовления книг сложна и извилиста. О том, как создавались книги, стили рукописания, шрифты, виды пергамента и бумаги на страницах сайта «Русская вера» рассказывает доктор исторических наук Л. В. Столярова.
Сайт «Русская вера» продолжает рассказ о забытых страницах русской воинской истории, связанных с Первой мировой войной. Сегодня в гостях редакции кандидат исторических наук, автор ряда трудов, посвященных Первой Мировой войне, член Ассоциации историков Первой Мировой войны С. Г. Нелипович. Он расскажет о достижениях военных технологий этой войны, о тайных геополитических альянсах и событиях, послуживших причинами передела мирового господства в начале ХХ века.
До изобретения книгопечатания богослужебные книги, творения святых отцов, житийная, богословская и иная духовная литература ценились на вес золота. Вклад книги в монастырь или храм нередко приравнивался к стоимости земельного надела. Высокое мастерство древней рукописи, необычно уважительное отношение к книге в народе делали ее изготовление крайне почетным занятием. Перепиской книг стремились заниматься даже князья. Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает о роли Церкви и княжеской власти в организации древнерусского книгописания.
Сайт «Русская вера» продолжает беседы с видными общественными и политическими деятелями современной России. Как представить русский мир на международной сцене? Куда делась православная интеллигенция? Могут ли христианские общины стать значимым элементом гражданского общества? Что такое социальная революция в современном мире? Какую роль в украинском кризисе играет днепропетровская мафия? Сегодня мы продолжаем беседу с российским журналистом, создателем приложения «НГ-религии», ведущим «Первого канала», главным редактором портала «Кавполит» Максимом Шевченко.
Одной из основ русского старообрядчества была глобальная книжная культура, созданная на Руси до раскола Русской Церкви. Историк старообрядчества Сенатов отмечает, что проникновение книги в толщу народной массы было уникальным явлением в мировой истории. Благодаря ему старообрядчество и выстояло в годы жесточайших гонений и западных соблазнов. Мы предлагаем нашим читателям серию уникальных очерков по истории русской книжности. Их автор — доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Любовь Викторовна Столярова.
Сайт «Русская вера» продолжает беседы с видными общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора — проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Сегодня мы беседуем с российским журналистом, создателем приложения «НГ-религии», ведущим «Первого канала», главным редактором портала «Кавполит» Максимом Шевченко.
Мы продолжаем разговор о том, что современным детям, воспитанным на мультфильмах и компьютерных играх, сложно познавать древнерусскую культуру, традиционные религиозные и духовные ценности. Однако опыт ряда современных педагогов показывает, что подобрать ключик к сердцу даже совсем невоцерковленного ребенка всё же возможно. Этой публикацией мы продолжаем серию эссе Татьяны Игнатовой на тему популяризации древнерусской культуры через музейно-образовательные программы. Выполняя просьбу одного из читателей, Татьяна сделала большую подборку фотографий детских работ.
Представляем вашему вниманию уникальный фоторепортаж из жизни одного дня (8 июля 2014 года) общины РПСЦ храма Рожества Богородицы подмосковного села Селиваниха.
За последние годы по фактам осквернения могил в России возбуждены десятки тысяч уголовных дел, однако в основном вандалы отделываются штрафом, а большинство из них даже не удается найти. Проблема вандализма на кладбищах не нова, как и не ново разрушение человеческого сознания, утрата традиционных ценностей и серьезные проблемы в современном воспитании детей.
Всё большее развитие в последние годы приобретают отношения между Белокриницкой и Московской Митрополиями РПСЦ. В прошлом 2013 году Россию посетил архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Леонтий (Изот). Он принял участие в торжествах, посвященных празднику иконы Пресвятыя Богородицы Казанской. В этом году Москву посетила делегация Белокриницкой митрополии во главе со старообрядческим архиепископом Флавианом Славским. О традициях румынских старообрядцев, особенностях их церковной жизни и личных впечатлениях о России читайте в эксклюзивном интервью владыки Флавиана на сайте «Русская вера».
8 июля в селе Шамары (Свердловская область) состоялся традиционный крестный ход к могилам местночтимых святых Константина и Аркадия, мощи которых были обретены в 1996 году. Рано утром верующие отправились в 30-километровый путь по берегу реки Сылва в окрестности села Платоново, где похоронены святые. Предлагаем фоторепортаж одной из участниц Крестного хода, Анны Немешиной.
Сайт «Русская вера» открывает серию бесед с общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Мы также постараемся выяснить, что известно видным политикам и общественным деятелям России о старообрядчестве, о русской церковной традиции. Разумеется, в первую очередь, нас интересуют представители патриотического крыла российской элиты. Люди, для которых понятие «русская цивилизация» не является пустым звуком. Сегодня мы беседуем с главным редактором телеканала «День», заместителем редактора газеты «Завтра» Андреем Фефеловым.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию доклада, посвященного старообрядчеству Молдовы и представленного Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». На этот раз авторы рассказывают об уникальных исследованиях, публикациях и новейших открытиях по теме старообрядчества, сделанных молдавскими и российскими учеными.
Эка невидаль — каша! — вдруг воскликнет какой-нибудь читатель. — Тоже мне, серьёзное блюдо! Наполнение для бедного стола. И будет совершенно не прав. Любой мало-мальски грамотный историк расскажет вам, что испокон веков каша на русском столе была не только любимым, лакомым, но и обрядовым блюдом. Сегодня мы представим вашему вниманию несколько старинных рецептов приготовления различных каш.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию доклада, посвященного старообрядчеству Молдовы и представленного Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». На этот раз авторы рассказывают о сотрудничестве старообрядцев Молдовы и ученых.
Все слегка читающие люди слышали, что экономический скачок России конца XIX-начала XX веков связан с фамилиями Рябушинских, Рахмановых, Кузнецовых, Морозовых. В несколько раз меньше тех, кто знает, что это все — кланы старообрядцев. И уж совсем мало кто готов осознать, что старообрядцы — не фрики, которые отрицают прогресс ради пути к Царствию Небесному. Старообрядец, профессор истории, заместитель директора Московского духовного училища Русской православной старообрядческой церкви Алексей Муравьев определил основные преимущества модели управления старообрядцев.
Еще на соборе 2004 года митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) предложил собрать разрозненную информацию об истории и современном дне старообрядческих общин, создать своеобразную летопись епархий Русской Православной старообрядческой Церкви. За прошедшие годы появилось немало публикаций, посвященных этой теме. Однако обобщающих материалов подготовлено не так много. Один из них, посвященный старообрядчеству Молдовы, был представлен Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе».
Около двух лет назад, размышляя об очередном общественном расколе, мы обнаружили, что его исторический источник — движок непрекращающейся «гражданской войны» — находится в Расколе XVII в. Не преодолев его, невозможно преодолеть раскол сегодняшний. И мы обратились к живой половине и задали вопрос: Зачем нам старообрядчество и что нам до него?
Известно, что монастыри имели непреходящее значение в становлении и жизни древней Руси. Немалое значение играли монастыри и в старообрядчестве. Вместе с тем приходится констатировать непростое состояние нынешнего монашества в старообрядчестве. Количество иноков и самих обителей весьма невелико. Тем не менее интерес к истории русского монашества и русских монастырей не ослабевает. Об исторических особенностях становления и развития монастырской культуры Древней Руси рассказывает научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, автор ряда публикаций по истории древнерусской церкви, письменности и культуры, кандидат исторических наук Артамонов Юрий Александрович.
Корреспондент «Комсомольской правды» побывал в гостях у русских старообрядцев, живущих в Бразилии, и узнал, в частности, об их отношении к проходящему сейчас в этой стране чемпионату мира по футболу. Оказалось, билетов на матчи в самой Бразилии никак не достать, даже по интернету…
Бритье бороды издревле осуждалось христианской Церковью. Искажение облика, данного Богом, в угоду внешней красоты и мнимой молодости считалось делом весьма греховным. Во времена никоно-петровских церковных реформ государство поменяло политику. Власти стали бороться с бородоношением как символом старой Руси, которую нужно было во что бы то ни стало искоренить.Однако времена меняются. Меняется мода, меняется и отношение к бороде. Светская культура, еще недавно резко выступавшая против ношения бороды, сегодня не только смирилась с бородой, но и активно соглашается с её высоким статусом. О том, что думают обычные, нецерковные люди о ношении бороды, рассказывается в публикации на нашем сайте. Также в материале дается комментарий настоятеля старообрядческого храма г. Ржева протоиерея Евгения Чунина.
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж из села Тарбагатай (р-ка Бурятия) известного путешественника и блоггера, в котором он познакомит вас с самобытной культурой староверов Забайкалья и расскажет о местном музее, в котором собраны различные предметы, отражающие культуру «семейских».
На минувшей неделе завершился цикл лекций Homo religiosus, организованный Фондом Егора Гайдара, Российской экономической школой и фондом «Династия». В рамках лекции «Экономика и православие» Данила Расков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета, рассказал о том, как формировались экономические отношения у староверов и почему они оказались настолько эффективны как предприниматели. Представляем вашему вниманию ту часть лекции, которая непосредственно посвящена анализу экономической активности староверов в России.
Русские и древнерусские духовные стихи получают всё большую популярность среди российских слушателей современных музыкальных коллективов и отдельных исполнителей. Неслучайно поэтому в последние годы всё чаще стали проходить мероприятия, посвящённые духовным стихам как отдельному жанру. Фестиваль традиционной русской музыки в селе Воздвиженском — одно из таких. Сайт «Русская вера» публикует репортаж об этом интересном событии и документальный фильм.
В конце мая 2014 г. на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла III Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Секция «Современное старообрядчество» проходила в помещении Археографической лаборатории, больше похожей на музей старины. Представляем интересный рассказ руководителя издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке (РПЦ МП) после знакомства с экспонатами музея.
Сегодня, 20 июня, Всемирный день беженцев. Этот день как констатация факта, что войны на земле не прекращаются. Самое страшное, что одна из таких войн происходит не где-нибудь на другом континенте или части материка, а у наших соседей, братьев-славян. На вопрос о том, сможет ли Россия достойно принять беженцев из Украины, отвечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Муравлевка — одно из живописных поселений дунайских старообрядцев на берегу Китая. В основном оно повторяет общую историю всех ревнителей «древлего благочестия» в регионе. Представляем вам историю старообрядцев этого села, от возникновения до настоящего времени, подробно представленную исследователем Александром Пригариным.