В последние годы, когда появилась возможность путешествовать по миру, многие старообрядцы стараются посетить святые места, связанные с событиями Нового и Ветхого завета, реликвиями, связанными с жизнью апостолов и святых. Для этого многие едут в Израиль, Турцию, Рим и другие страны. Однако на этом фоне как-то забывается, что многочисленные святыни и почитаемые места имеются на нашей русской земле. Сегодня мы публикуем очерк, посвященный путешествию или, лучше сказать, паломничеству в такие места.
Есть места, которые почитают святыми одни только белокриницкие, есть свои знаковые в духовном смысле места у старообрядцев-поморцев. Но на Среднем Урале, некогда оплоте староверов часовенного согласия, мест, почитаемых часовенными, все таки больше. В последнее время часто обсуждается, что все, что свято для часовенных, столь же ценно и для общин РПСЦ. Минувшим летом я отправился в уральскую глушь, куда даже молчаливые часовенные вряд ли добирались… Речь об озере Аятское. В первый раз оно не пожелало пускать меня слишком близко к своим главным богатствам — островам, зато потом не отпускало до ночи…
Полсотни километров от Екатеринбурга, двадцать от Невьянска. Исторические для старообрядцев места! Озеро Аятское — знаковая точка на карте, о которой, впрочем, исследователи религии не пишут статей, краеведы обходят его стороной, оставляя этот уголок заядлым рыбакам и любителям тех мест, куда непросто добраться.
«Там старообрядец-отшельник жил», — сухо бросил как-то один знакомый, а на уточняющие вопросы лишь руками развел: дескать, более ничего не знаю. Пришлось рыться во всех доступных источниках, а коллега подтвердил, основываясь на исторической справке из областного архива, что на одном из островов Аятского озера жил некий старовер. Ни имени его, ни причин, побудивших уйти в уединение, ни других подробностей узнать не удалось — скорее всего, их попросту нет. Вряд ли чиновники стремились как-то зафиксировать все места обитания «раскольников», тем более, им более чем с лихвой хватало заводов, городов и приписных к ним деревень. И потому практически неизвестным остался факт того, что среди немалого по уральским масштабам водоема, да еще в местах, исторически-связанных со старообрядчеством, жил инок.
И все же кое-какие отголоски прошлого негласно подтверждают это — речь о названии островов: Молебный, Сухой, Казенный, Средний, Сосновый, Красный, Березовый, Святой.
В одной из сухих заметок-описаний Невьянского района встретилось оптимистичное и таинственное: в XVIII — XIX веках на возвышенностях озера, ставших впоследствии островами, существовали старообрядческие скиты старообрядцев часовенного согласия. Интригует?
Честно говоря, острова этого озера давно манили меня, особенно первый и последний. Очень уж любопытными и неспроста названными так казались они!
И вот в августе 2014-го решился… Правда, поначалу толком не рассчитал расстояния, понадеявшись, что «все равно доплыву». Подобралась и компания родственников, пожелавших «покорить» озеро, являющееся, по оценкам местных рыбаков, одной из жемчужин Среднего Урала.
Лодка надута, рюкзак упакован. Денек подходящий — безоблачный и теплый. Время — ближе к вечеру, жара спала. Карта озера подготовлена. На месте старта, охотничье-рыболовной базы близ села Шайдуриха, казалось, что ближайший остров вот он, рядом, буквально рукой подать. Отталкиваюсь ногой от пристани, гребок, другой, третий — и вот уж мимо нас проносятся моторные лодки, пара катеров курсирует по глади воды туда и сюда, развозя состоятельных туристов по берегам и островам, где и клев хороший, и места для отдыха подходящие.
Плывем. Размеренно гребем час, второй, качаясь на волнах от быстроходных судов, осматривая окрестности. Восхитительно и утомительно. Когда силы были на исходе, решаем пристать к болотистому берегу, отдохнуть на «твердой» земле.
Изучаю карту: озеро «питается» десятком речушек; остров Святой — самый дальний от нас, до него километров десять, тогда как все озеро с севера на юг — около дюжины километров. Но чтобы взять курс на остров Святой, нужно выйти из залива, хотя мы, проплыв километра два, изрядно устали, а до выхода на «открытую воду» еще не меньше километра.
Пока вытаскивал лодку на мшистый, весь в кустарнике берег, раздался хлопок — продырявили! Все ясно: сегодня не то, что до Святого, но и до любого, самого ближнего острова, доплыть не удастся. С этой мыслью, взвалив лодку и снасти, болотистым берегом долго брели обратно, утопая по щиколотку в болотине, изредка отмахиваясь от комаров и наклоняясь, чтобы попробовать краснеющую клюкву и уже вполне зрелую бруснику…
Ко второму приезду подготовился лучше, обзавелся мощными веслами. Впрочем, главным образом, готовиться надо было морально, понимать, что плыть далеко и долго, что любоваться красотами времени нет.
Что же, на этот раз плывем вдвоем. Спутник мой, хотя и не старообрядец, не раз поддерживал меня в подобных изысканиях, сам активно интересуется краеведением, историей родных мест и знает о староверах Урала едва ли не больше, чем некоторые активные прихожане-староверы.
Поехали! И снова погода благоволит. На этот раз людей на озере куда меньше — заканчивается рабочая пятница. Гребем активно, через полчаса достигая места, которое стало роковым во время предыдущей поездки, неделю назад. Но вот и оно позади. Сегодня цель у нас куда более скромная и оттого реалистичная: доплыть до острова Молебный. Ох, неспроста он так называется!
Когда остров был уже как на ладони, казалось, все, сейчас доплывем. Но еще минут сорок пришлось активно работать веслами, а потом какое-то время искать фарватер среди огромных камней, чтобы причалить к берегу. И все же удалось!
Небольшой — метров тридцать в длину и двадцать в ширину — остров в наши дни похож на… свалку. Попасть сюда стремятся все, у кого есть плавсредства — ощутить уединение, обойти сушу сквозь кусты и дебри, посидеть на нагретых солнцем камнях. Присели и мы. Сложно сказать, о чем думал мой спутник, а я в мыслях своих «ушел» на пару веков назад и как-то явственно увидел собирающихся здесь староверов, подплывающих на лодчонках с соседних островов — вполне возможно, что свое добровольное уединенное отшельничество они нарушали только здесь, собираясь на совместные богослужения.
Данных о том, сколько человек проживало на озерных островах Аятского, у нас нет. Но если учесть, что соседние острова не в пример больше Молебного, — в частности, остров Сухой, что расположился в километре напротив, раз в десять превосходит тот, на котором высадились мы сейчас, — то можно предположить о десятке, а то и о нескольких десятках отшельников. Одно можно сказать наверняка: первоначальная информация о том, что проживал в ските на Аятском лишь один инок-старовер, скорее всего, неверна — верующих по-старому было здесь намного больше.
Осматривая остров, нахожу, что для совместных молитв он вполне пригоден. Окруженный по берегам камнями, в центре он имеет ровную площадку, хотя и заросшую сейчас кустарником. Есть тут место и для ночлега, если таковой был необходим. Перед отплытием пьем чай и любуемся закатом, а мимо тем временем проносятся моторные лодки рыбаков, нарушая благословенную тишину.
Пора и нам. Следующий остров на пути — Сухой. Пожалуй, он единственный, до которого мы успеем сегодня доплыть… Вновь ловко маневрируем между прибрежными камнями и выходим на открытую воду. И хотя кажется, что километр — это недалеко, в стоячей воде да еще с особенными местными ветрами, дующими с краев к центру, время уходит много. На полпути нас нагоняет катер.
— Помощь нужна?
— Не-е, мы к Сухому плывем, благодарствуем!
— Солнце садится, через час темно будет, я бы не рискнул.
Остановились. Переглянулись. Минут пять обсуждаем: неужели не суждено продвинуться дальше? А солнце все ниже. До боли в глазах гляжу в бинокль, направленный на остров. И пока я рисовал в мыслях развалины скитов или хоть что-то, что осталось от старообрядцев, солнце село. От воды, еще недавно теплой, вдруг потянуло прохладой. И потому, вздохнув, нам ничего не оставалось, как повернуть вспять.
Обратно плыли часа два. Гребли гигантскими взмахами, медленно удаляясь и от недостигнутого Сухого, и от «покоренного» Молебного, но ночную мглу встретили на озере. Нас пару раз обгоняли на моторках, потом наступила темнота, которая в точности характеризуется словами — «хоть глаз выколи». Правда, глаза к ней со временем все ж таки привыкли, и мы, ориентируясь на маяк у пристани, к полуночи все же доплыли до берега — последний километр казалось, что озеро нас не отпускает, но мы пересилили себя и в начале первого с радостью вышли на твердый берег.
Но рассказ об Аятском на этом не завершен. Так и не обследованными остались еще два острова, на которых могли жить староверы. Значит, точку ставить рано. Мы сюда еще вернемся!
Фото автора и Азата Якупова
Так купите мотор!