В последние годы ощутимым образом меняется отношение россиян к отечественному культурному наследию. Если в позднесоветское время, в 90-е годы многих наших соотечественников интересовало лишь заграничное, то сегодня, можно сказать, русская культура становится центром внимания и наших сограждан, и государства. Русская культура начала свое ошеломляющее возвращение из мира музеефикации в мир массовой культуры около 10 лет назад. Одним из первых событий такого рода стала выставка художника Валентина Серова. Она открылась в Третьяковской галерее 7 октября 2015 года. В холодные январские дни у Третьяковской галереи стояли километровые очереди, состоящие из людей, готовых ради искусства мерзнуть и ждать. Ждать, чтобы увидеть выставку портретов Валентина Серова. Мероприятие посетили около полумиллиона человек, чего не было даже во времена Советского Союза, когда русская классическая культура, казалось бы, поддерживалась государством.
Последующие выставки прославленных русских живописцев также имели оглушительный успех. В нынешнем, 2023 году, в России прошло множество разного размаха и масштаба мероприятий, посвященных юбилеям прославленных русских музыкантов Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина.
Не остались в стороне от общественного внимания и старые русские меценаты, которые активно включились в развитие русской культуры в XIX-начале XX века. Среди них — тот же Савва Мамонтов, благодаря поддержке которого Рахманинов и Шаляпин стали фигурами мирового масштаба.
В 2019 году прошла крупная выставка, посвященная старообрядческому меценату С. И. Щукину, тщанием которого наша страна и ее музеи обогатились собраниями картин нового времени — полотнами Моне, Матисса, Ренуара, Дега, Писсарро и других. Сегодня лучшие экземпляры коллекции Сергея Ивановича Щукина можно увидеть на выставках Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Не менее Щукина в России известен и другой старообрядческий меценат, любитель искусства нового времени С. П. Рябушинский (1874-1942). Его имя тесно связано с интереснейшим архитектурным объектом нашей столицы — городской усадьбой, построенной архитектором Федором Шехтелем в 1900–1903 годах. Это здание является одним из наиболее ярких примеров стиля модерн в русской архитектуре.
Эта история началась на рубеже столетий, когда летом 1900 года в центре Москвы, на Малой Никитской улице, был заложен фундамент городской усадьбы Степана Павловича Рябушинского. Работы велись под руководством на тот момент уже авторитетного архитектора Ф. О. Шехтеля
Для Шехтеля это была не первая работа. На тот момент он уже построил особняк для супруги другого старообрядческого предпринимателя Саввы Морозова — Зинаиды.
Степан Павлович поставил перед архитектором задачу — построить дом лучше, чем у Саввы Морозова. Кроме этого, он пожелал, чтобы дом выделялся не только внешним видом, но и расположением среди других зданий квартала. По этой причине архитектор вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь, окружив его небольшим садом. Таким образом, между линией улицы и домом возникло воздушное пространство, которое в дальнейшем стало своеобразным естественным обрамлением всего архитектурного ансамбля.
Особняк Рябушинского на Малой Никитской — это уже работа состоявшегося мастера, ее можно считать мировоззренчески осмысленной декларацией модерна, которая открывает нам другого Шехтеля. Шехтеля, погрузившего архитектурную композицию в мир арт-нуво, созданного на основе линий и красок наземной и подводной флоры. Цветочные мотивы, как символы жизни и вечного движения в убранстве дома, повсюду — в рисунке паркета столовой и холла, в лепном волнообразном орнаменте, в многоцветных стеклянных витражах и причудливых изгибах бронзы дверных ручек.
Больше всего внимания привлекает парадная мраморная лестница, которая изображает морскую волну. В начале подъема есть оригинальная люстра из кусочков разноцветного стекла в виде медузы. Искусствоведы считают, что таким образом архитектор хотел продемонстрировать, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса, то есть к Богу. Дело еще в том, что на втором этаже особняка Рябушинский заказал Шехтелю соорудить настоящую старообрядческую часовню. Недавно эта моленная была отреставрирована и теперь доступна посетителям.
Рассказывают, что Рябушинский совершенно не ограничивал Шехтеля в проявлении фантазии и смете. Скорее всего, в этом есть большая доля правды, потому что архитектор сумел создать нечто совершенно непохожее на все, что он строил раньше.
Особняк выделяется на фоне окружающей московской архитектуры — фасад отделан необычной керамической плиткой бежевого оттенка. Под самой крышей протянулось яркое мозаичное панно в стиле арт-нуво с романтически склоненными ирисами и орхидеями. Его, как и весь остальной декор, придумал лично Шехтель. Кованые решетки ограды и балконов, окна переливаются волнами, погружая посетителей в сказочный, по мнению некоторых, подводный мир.
В столице не так много исторических зданий с внешним декором и интерьерами арт-нуво. Их всего семь. Помимо особняка Рябушинского, это особняк Листа в Глазовском переулке, доходный дом Исакова на Пречистенке, украшенный львами, женскими головками и аллегорическими скульптурами. Дом Миндовского со статуей богини Авроры на крыше расположен на Поварской улице.
Здания, построенные в стиле модерн, встречаются не только в столице. Их немало в некогда населенном старообрядцами-филипповцами селе (ныне город) Кимры Тверской области. К сожалению, многие из них разрушаются, поскольку построены из дерева. Пока мало что делается для сохранения этого бесценного наследия.
Зато сам стиль арт-нуво сегодня вновь актуален не только среди искусствоведов и любителей жанра. Элементы модерна можно увидеть в современном кафе «Грабли», что на Пятницкой. Интерьерные элементы, светильники с витражными стеклами в стиле модерн и разные сувениры сегодня можно приобрести в соответствующих магазинах и для собственного жилища.
Ныне в особняке Рябушинского находится Музей-квартира советского писателя М. А. Горького. Дом был передан в 1931 году для проживания писателя и его семьи, вернувшихся из Италии. Как пишут исследователи, это здание было закреплено за писателем, поскольку он был здесь под надежной (в прямом и переносном смысле) «опекой» НКВД.
В наши дни усадьба Рябушинского является одним из самых посещаемых архитектурных объектов Москвы. В ноябре 2011 года, когда Департамент культурного наследия Москвы объявил запись на экскурсии по памятным местам столицы, особняк Рябушинского стал вторым по популярности объектом, уступив лишь сталинским высоткам.
Сегодня, несмотря на историческую и культурную ценность, на постоянный поток посетителей и дорогие билеты, музей находится в упадке. Его сказочные интерьеры заполнены визуальным мусором: инвентарными номерами, табличками, указателями и доисторическими проводами сигнализации, которые остались там с советских времен. Подсобные помещения «отремонтированы» в стиле советского учреждения конца 70-начала 80-х годов XX века.
Особенно удручают светильники и лампы, используемые в музее. Большинство из них реставрировались лет 40 назад, и давно не соответствуют современным представлениям о реконструкции интерьеров арт-нуво. Видимо, в целях экономии средств в светильниках используются самые дешевые, самые вульгарные люминесцентные лампы, цветовая температура которых и внешний вид разрушают магию интерьера.
И это происходит в центре столицы, в Москве, где большинство музеев прошли по две-три реновации за последние 30 лет. В них обновлены, а точнее реконструированы подлинные исторические интерьеры. Большое значение уделяется интерактивному сопровождению — на широкоформатных экранах можно посмотреть ролики об истории объектов, их бывших обитателях и экспонирующихся предметах. Сейчас уже трудно найти музей, в котором бы не было научных и просветительских мероприятий, лекций или концертов. Ничего этого в доме-музее Горького — особняке Рябушинского — увы нет. Отзывы посетителей подтверждают имеющиеся проблемы:
«Теперь о грустном и печальном. Особняку необходима реставрация!!!!! Такой красивый и необыкновенный особняк должен существовать в веках»;
«Сам особняк очень красивый, но хотелось, чтобы и содержали достойно. Какое-то все не промытое, окна, наверное, лет сто не мыли. Во дворе не ухожено, деревья на половину сухие, и еще на балконе над главным входом растет дерево. Можно же его убрать. Оно же разрушает здание. На балконе первого этажа вообще надпись черной краской»;
«А воняет пылью, которая везде, грязными стеклами в шкафах, столами в разводах, а об окнах я, вообще, молчу, ужас!!! Стыдно!!! Но смотрительницы в каждом зале, сидят читают!!! Сколько лет не было ремонта??!! Никогда не думала, что такую красоту, в центре Москвы, можно превратить в сарай…»;
«Здание необыкновенной красоты, с такой историей и являющееся объектом культурного наследия народов РФ, просто не может быть в таком угнетенном состоянии, грязь, пыль столетней давности, паутина, почему-то цветочки на окнах ….».
Остается надеется, что этот уникальный историко-архитектурный объект привлечет внимание Министерства культуры, и здание, задуманное купцом-старообрядцем, как шедевр эпохи модерна, наконец, получит вторую жизнь.
Совершенно правильно обратили внимание на то, что такие музеи пора приводить в адекватное состояние. А то «почивают лаврах» десятилетиями и ничего не делают нового!