Скандалы с фотографиями не совсем приглядного содержания, сделанными на фоне храмов, а также жесткие наказания за них, становятся новым трендом. Что же является реальным нарушением чувств верующих — фривольные фото или проблемы с возрождением культа Сталина и возвращением церковной собственности?
Хулиганство или оскорбление чувств?
В последние месяцы идет целая волна возбуждения уголовных дел по статье «Оскорбление чувств верующих». Модель из Санкт-Петербурга Ирина Волкова еще в прошлом году сфотографировалась с оголенными ягодицами в ста метрах от Исаакиевского собора. После резонанса в соцсетях Следственный комитет завел уголовное дело по статье об оскорблении чувств верующих. Волкову задержали, ей готовятся предъявить обвинение. На днях блогера из Таджикистана Руслана Бобиева и его подругу Анастасию Чистову приговорили к 10 месяцам колонии общего режима за фото с имитацией секса на фоне храма Василия Блаженного.
21 октября полиция начала проверку видео Лолиты Богдановой, более известной как Лола Банни, а через два дня против девушки возбудили уголовное дело. На видео, снятом, по словам модели, «два или три года» назад, она обнажила грудь на фоне храма Василия Блаженного. И хотя подобные фотографии появлялись десятилетиями, только в последнее время по этим фактам началось следствие и вынесение приговоров.
Однако, так ли оскорбляют подобные факты именно чувства верующих, и действительно ли верующие стоят за возбуждением уголовных дел?
Этот вопрос комментирует настоятель старообрядческой общины в Ростове-на-Дону о. Иван Севастьянов:
«Хулиганские и вандалистические акции, которые якобы считаются поводом для принятия упомянутого закона, замечательно регулируются уже существующими законодательными актами о хулиганстве и вандализме. Связь между этими акциями и принятым законом также сложно установить. На самом деле, мне кажется, подобная связь надуманна.
Мне, как христианину, представляется, что для верующего человека самым главным чувством является вера в Бога. Насколько я понимаю, все эти выступления „в защиту чувств“ предполагают защиту именно веры. И вот теперь мы видим беспрецедентную попытку свести веру в Бога до юридического понятия.
В этом главная проблема этого закона. Вера в Бога — юридический термин. И это в „традиционном“ российском обществе! Теперь в духе К. Маркса остается только добавить, что Церковь — это всего лишь общественная надстройка!»
Антон Игнатенко, директор Института религии и политики, так комментирует эту тему:
«Действительно, с юридической точки зрения «оскорбление чувств верующих» — понятие немного зыбкое. Хотя бы потому, что сами чувства — это внутренние переживания человека, они (точнее, их причины — в силу постулатов конкретной религии верующего) индивидуальны и трудно уловимы юридическими средствами. В нашем законодательстве есть это понятие, но вот его определение найти не удается. Сходное понятие — «моральные страдания», это результат деяния, который, вроде бы, может следовать в результате «оскорбления чувств верующих»…
Действительно, трудно понять, какой мерой можно измерить глубину оскорбления —сантиметрами обнаженного тела, пикантностью позы или излишней личной впечатлительностью?
Немаловажно, что в большинстве таких историй неизвестны имена оскорбленных, так сказать, неизвестны пострадавшие.
В то время, есть верующие, выступающие против практики наказания за «оскорбления чувств», они высказываются открыто, не пряча лиц. Так, Анна Шмаина-Великанова, дочь известного священника РПЦ публично высказалась по этому вопросу:
«Мои чувства верующей прихожанки Русской Православной Церкви (Московская Патриархия) тяжко оскорблены действиями властей, сажающих людей за фотографии, и не оскорблены неприличными фотографиями, на которые можно не смотреть, если не нравятся. Мне не нравятся и я ими не любуюсь. А вера моя не оскорбляется фотографиями. Я крестилась в Русской Православной Церкви в 1967 году, в возрасте двенадцати лет. Более полувека я могу причислять себя, грешную и слабую, к верным чадам нашей Церкви.
И это дает мне основание протестовать против самого факта существования закона, защищающего мои чувства от кого-либо и, тем более, против жестокого, несправедливого и бессмысленного применения этого закона к фотографиям».
Нагота и религия не совместимы?
Некоторые авторы утверждают, что публичная демонстрация изображений обнаженных или полуобнаженных людей сама по себе оскорбительна для верующих. Мол, обнажение пропагандирует развратный образ жизни, прославляет порок, смущает взоры благочестивых прихожан. До ригористических пределов этот принцип возведен в современном талибанском Афганистане, где не одобряется или запрещено демонстрировать не только отдельные части женского тела, но и даже лицо. (Талибан — организация, признанная террористической— прим. ред.)
Но что можно сказать о европейской цивилизации? Со времен ее возникновения великие европейские художники, скульпторы постоянно обращались к теме гармонии и красоты человеческого тела. Античность дала человечеству такие известнейшие скульптурные изображения, как «Венера Милосская», «Афродита Книдская», «Дискобол», «Дорифор», «Лаокоон и его сыновья», «Геркулес».
В эпоху возрождения к этой теме обращался Рубенс, Леонардо Да Винчи, Микеланджело. В новое время обнаженная натура присутствовала и на полотнах не только западных, но и русских художников. Среди наиболее известных можно назвать Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Генриха Семирадского, Константина Маковского, Зинаиду Серебрякову и многих других.
Эти произведения искусства выставляются в центральных музеях мира и до сих пор не вызывали никакого оскорбления чувств верующих. По крайней мере последние 300 лет.
Некоторые скажут: «Но это же светские произведения искусства, а верующие идут в храм, где ни в коем случае не допустима обнаженная натура».
Но и это будет неправдой. Среди иконописных памятников, шедевров древнерусской и вообще восточной иконописи немало изображений с обнаженной натурой. Многие пустынники, включая Марию Египетскую, изображаются обнаженными. Немало фресок, посвященных жизни в раю и грехопадению Адама и Евы, также изображают праотцов в первозданном виде. Даже Христа мы видим полуобнаженным на Кресте. Также существует огромное количество древних икон Крещения Господня, где на Спасителе нет вовсе никакой одежды.
И этими изображениями в храмах никто не оскорбляется. А значит дело, собственно, не в наготе, а в воспитании и личных страстишках?
Если воцерковленный человек посещает храм, исполняет молитвенное правило и христианские заповеди, будет ли у него время и главное — желание рыться в интернете и разыскивать обнаженные фото «инстаняш» у храмов, с целью написать жалобу в полицию или прокуратуру?
Очевидно, что это свидетельствует о глубоком духовном нездоровье. А может быть, это признак недоработки пастырей, которые вместо работы над собственными, личными грехами возогревают в своих чадах «ревность не по разуму», страсть к подслушиванию, подсматриванию и доносительству?
Существуют ли реальные оскорбления чувств верующих?
В то время, как общественное внимание, не понятно с какой целью, приковано к фотографиям трусов дешевых фотомоделей, настоящие проблемы во взаимоотношениях верующих и общества остаются вне зоны внимания.
На днях отмечался скорбный день жертв политических репрессий в СССР. В годы Советской власти были разрушены десятки тысяч церквей, над большей частью сохранившихся совершены страшные надругательства, уничтожены сотни тысяч икон, священных книг и других святынь. Тысячи священников были уничтожены советскими богоборцами. И все эти преступления никак не осуждены. Ни формальным, юридическим способом, ни общественным, публичным процессом. Наоборот, делаются попытки возродить культ Сталина, Дзержинского, карательных органов 20-30-х годов, причастных к гонениям на религию, уничтожению храмов и репрессиям против верующих.
Не решены вопросы церковной реституции. Старообрядческие согласия десятилетиями не могут вернуть себе церковные здания. Храмы Каринкинской (ныне здесь находится «Сказочный театр» в алтаре которого кривляются лицеди), Апухтинской (здесь располагается общежитие), Николо-Рогожской старообрядческих общин в Москве, здание Чубыкинской богадельни Громовской общины в Санкт-Петербурге, моленная во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Конной во Пскове. Это лишь некоторые церковные здания, по-прежнему не возвращенные религиозным объединениям.
Разве все эти прискорбные явления не являются подлинным оскорблением чувств верующих? Складывается впечатление, что так называемая забота о чувствах верующих сводится к показательным акциям устрашения, не имеющим никакого отношения к реальному решению проблем духовной и церковной жизни общества.
А хотелось бы совсем другого…
Автор: О. Сидоренко
А ведь правда, почему спектакли и концерты в зданиях старообрядческих храмов никого не оскорбляют?
(Талибан — организация, признанная террористической— прим. ред.) — вот бы кто (((нашей))) власти об этом напомнил.
И, кстати, проституткам и трудолюбивым мигрантам за осквернения храмов и прочие поругания желательно бы побольше срока давать — чтобы и охота пропала. Чай с мечетями такого не желали бы.. А болтать своими… можно в инстаграме или ещё где, однако край нужно ведать всё-таки, а то так далеко можно зайти. Сначала рядом, потом за оградой — а что такого? — ведь у нас Мария Египетская на иконе голая! — так почему стриптиз на паперти нас оскорблять должен?
Наличие других проблем — реституции и необольшевизм не отменяют, как думается, затронутую в статье.