В Белоколонном зале Музея Фаберже в Санкт-Петербурге проходит выставка «Красота святости и святость красоты. Русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже».
Выставка посвящена искусству драгоценного оклада — оригинальному виду декоративного искусства, сложившемуся в Средние века, но расцветшему с особой яркостью в период XVIII — начала XX века в наиболее значимых центрах развития русской культуры. На экспозиции будут представлены около трехсот икон в ювелирных окладах, созданных лучшими мастерами своего времени.
Богатейшая подборка произведений из обеих коллекций — Михаила Юрьевича Карисалова и Музея Фаберже — их высочайшее качество и историческая значимость делают данную выставку уникальной и беспрецедентной. Учитывая, что иконы являются не только произведениями искусства, но и личными предметами религиозного благочестия, они никогда не выставлялись ранее в таком объеме.
Концепция выставки дает возможность проследить хронологию развития искусства драгоценного оклада в XVIII — начале XX века, которая неразрывно связана с доминирующими международными и национальными стилями. Отдельные разделы выставки посвящены русскому и неорусскому стилям и знакомят посетителей с работами лучших мастеров своего времени, трудившихся на фабриках П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова, И. П. Сазикова, А. И. Кузмичева, а также «П. И. Оловянишников сыновья», О. Ф. Курлюкова, К. И. Конова, Д. Л. Смирнова, в мастерской «живописца по эмали» Ф. И. Рюкерта. «Петербургский» стиль отражен в произведениях мастерских Ф. А. Верховцева, А. В. Любавина, Н. Г. Владимирова, И. С. Брицына, фабрики братьев Грачевых, фирмы К. Гана и, конечно, петербургских мастерских фирмы Карла Фаберже.
Среди владельцев и мастеров ведущих ювелирных предприятий, специализирующихся на церковных изделиях и окладах, было немало старообрядцев: М. Ф. и Д. М. Шелапутины, Я. Ф. Мишуков и другие.
Даже на больших фабриках оклады делались вручную. Никаких высоких технологий, лазерных резцов не существовало. В одной из витрин работы анонимных умельцев. Они не хуже тех, к которым руку приложили признанные мастера.
Отдельную небольшую, но очень ценную группу произведений на выставке составляют иконы, служившие подношениями российским императорам и членам их семей по случаю августейших событий или в качестве желания выразить верноподданнические чувства правящей семье. Каждая из таких икон оживляет значимый сюжет в контексте российской истории.
Издревле икону называли душой русского народа. Лишь в России иконопись занимала столь важное место в жизни общества — не только в Средние века, когда сложился ее художественный язык, но и в XVIII-XIX столетиях, вплоть до революции 1917 года. К сожалению, в годы советской власти погибло множество икон, а их оклады отправились на переплавку.
Выставка знакомит зрителя с историческими, историко-культурными, религиозными и технологическими явлениями, в целом определившими развитие искусства драгоценного оклада в России в XVIII — начале XX века.
Комментариев пока нет