16 октября 2017 года отмечает свой 80-летний юбилей Председатель Единого и Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, настоятель Невской поморской общины О.И. Розанов. Накануне этого события Олег Иванович честно, открыто и непредвзято ответил на вопросы корреспондента нашего сайта о проблемах, которые стоят перед Поморской Церковью.
Давайте, попробую. (Улыбается).
Да, был восстановлен статус и наименование, потому что после основания Совета, как говорит Половинкин Павел Владимирович, в документации произошли изменения в названии, хотя, когда я присутствовал на Заседании этого Совета и был его инициатором, он назывался Средневолжский Совет. Это потом его стали называть Поволжский, Приволжский Совет, но мы сейчас исправили эту ошибку.
В какой-то степени — да. Совет был создан, но работал он очень неинтенсивно.
Произошла ротация членов. Выбрали нового председателя, восстановленного Средневолжского Совета, а Павел Владимирович сдал свои полномочия. На каждом Заседании Российского Совета в Невской поморской общине я его просил отчитываться о деятельности этого Регионального Совета, но он отчеты игнорировал, заниматься Советом не желал, так как у него много забот по своему региону. Я стал просить его найти себе замену, и он назвал кандидатуру Аринина Павла Васильевича. Около трех лет тому назад я побеседовал с Павлом Васильевичем, сначала я получил невнятный ответ, но через три года, на одном из заседаний, он дал свое согласие возглавить Средневолжский Совет. Тогда я пообещал ему, что приеду в Самару, мы проведем заседание, и на месте произойдет переизбрание. Мы выбрали Председателя Совета, утвердили его наименование, обсудили и приняли решение примерно по 10 вопросам повестки дня. Эту повестку дня Павел Васильевич Аринин и Павел Владимирович Половинкин разработали самостоятельно. В повестке Совета, в пункте «Разное», были рассмотрены еще около 5 вопросов, в том числе и мои вопросы по проекту Региональных Советов. Эти вопросы будут перенесены и на заседание в Москву, которое состоится 16 октября, и тогда все дополнительные пункты, касающиеся уже всего Российского Совета, мы там рассмотрим.
Да, были утверждены. Кстати, Павел Владимирович Половинкин остался в заместителях или секретарях Совета.
Надеемся. Почему я долгие годы, около пяти лет, вел переговоры, что работа этого Совета должна быть активизирована. В течение 15 лет мне было очень сложно это сделать, потому что Павел Владимирович был занят Самарскими общинными делами, и я ему шел навстречу, все-таки это очень важный, обширный и деятельный Волжский регион. Поэтому я делал снисхождение. Но все-таки пора и Российскому Совету помогать. После основания Средневолжского Совета, несколько лет спустя, опять-таки по моей затее на Заседании в Лабинске был организован Северо-Кавказский Совет. Потом, в 2006 году, после III Всероссийского Собора Древлеправославной Поморской Церкви, в Сибири был основан Северо-Алтайский Совет. Вот эти три основных региональных Совета действуют до сих пор, хотя активность у них периодически снижается.
Только в Самарской и Сызранской. Нас Арсений Владимирович ожидает в воскресение (1 октября 2017 года — прим. ред.) на благословение в наставники. Если бы не это событие, то мы бы остались еще на несколько дней, и тогда бы посетили и Кузнецкую, и Тольяттинскую общину, и г. Пугачев, для этого я специально вызвал о. Василия Федотовича Нечаева.
Информацию я получаю очень скудную. Большей частью с совершенно неожиданной стороны, например, это сайты, где, как бы сказать по-современному, «тусуется» молодежь. Ну и по этому вопросу на Средневолжском Совете тоже было поднято обсуждение. Молодежь должна принимать активное участие в жизни общин, и не словом, используя социальные сети и интернет, а делом, оказывая реальную помощь и участвуя в разрешении проблем общины.
Самая глобальная проблема не решена — это проблема восстановления духовности нашей Церкви. Эта трудность всегда была, а последние годы и десятилетия усилилась — наши семьи не воспитывают своих детей, в духовном плане. Дети староверов желают быть артистами, модельерами, людьми искусства, спортсменами. А вот чтобы дети пришли в Церковь служить или были просто прихожанами, вот об этом родители не заботятся. Это основная трудность в жизни нашей Церкви.
Основные региональные Советы работают на местах. Как работают? Не очень активно, но все-таки мы стараемся их активизировать через встречи, через Заседания, которые проходят регулярно в Санкт-Петербурге, в Невской поморской общине, а 16 октября Заседание пройдет в Москве. Раньше, несколько лет тому назад, мы проводили Заседания дважды в году — весенние и зимние, поскольку мы приглашаем гостей на Празднество, на наш Храмовый праздник Знамения Пресвятой Богородицы, и после него продолжаем работу. В первый день проходит Заседание Единого Совета, а во второй день — Рабочее Заседание Российского Совета.
16 лет тому назад, после смерти моей супруги, в Невской обители был проведен слет поморской молодежи. А накануне, когда супруга еще была жива, мы встретились с молодежью Петербурга и Москвы и сделали заявку на создание молодежного движения. На следующий год мы уже провели первый слет молодежи, а еще через год был организован лагерь молодежи. Я считаю, что это самая весомая часть вклада в деятельности Российского Совета и Единого, потому что как раз в этом году был создан и Единый Совет. И вот эти направления нашей деятельности — молодежное движение и издание Календаря Древлеправославной Поморской Церкви — мы считаем основными движущими силами.
Неприглядная. Курсы, к сожалению, были организованы запоздало. Потому что мы очень долго готовились. Как говорят про староверов: они долго запрягают, но быстро мчатся. Это к нам немного относится — мы очень долго запрягали, готовились к курсам. Если в Риге училище действует уже десятилетия, то нам было очень сложно, особенно в организации. Но мы преодолели первые страхи, а потом люди стали приезжать, получать не только информацию, знания, но и опыт. Когда они будут настоящими, опытными и знающими наставниками — это в большей степени зависит от них, от их старания. Программа обучения очень насыщенная, напряженная, все эти недели идет настоящий «мозговой штурм». Трудно назвать истинную причину, но Владимир Викторович мне на совещаниях Совета Общины дважды сказал, что вряд ли в этом году мы сможем провести курсы обучения церковнослужителей. Но все-таки мы пытаемся этот обычай сохранить, если не в Рыбацком, на прежней базе, то, возможно, на Тверской, где совершаются ежедневные Богослужения. Об этом мы тоже говорили на Заседании Средневолжского Совета, когда Павел Васильевич Аринин и Павел Владимирович Половинкин подняли вопрос о региональном обучении в Самаре или Саратове или еще в каком-то волжском городе, не отвергая курсов в Невской общине.
Эта проблема состоит из трех частей: средства, возможности, контингент. И вот, похоже, что пока мы собирали средства и возможности, контингент исчез. Учить стало некого, мало стало желающих, хотя пока еще собираются в Невской обители. Появились средства, но сейчас, в связи с экономическим кризисом, и эти возможности истекают. Есть база, есть место, есть педагогический состав, но и он предъявляет свои требования, а средства у нас скудные. Вот почему Владимир Викторович и заявил, что курсы в этом году, возможно, не состоятся — у нас долг педагогическому составу не оплачен. На каждое обучение, мне бы не хотелось называть, но немалая сумма уходит.
Свою типографию нам не потянуть. Мы заказываем книги, и по нашему заказу могут выполнять издание духовной литературы. Но тут опять трудность: деньги и люди. Кому выполнять эту работу? Потому что все, кого ни возьмешь пограмотнее, перегружены. А кому-то со стороны доверять мы не можем. Поэтому Издательский отдел у нас существует, а деятельность его на минимуме. Что по необходимости выполняем — это Календарь, на него пока хватает средств. Издательство у нас существует за границей, в Риге, можно и там заказывать печать литературы, но тут проблемы с границей. А собственную типографию содержать некому и не на что.
Мы участвуем в работе Круглых столов, мне пришлось даже принимать участие, они продолжаются, видоизменяются. Отношения с властью? Когда власть на нас посмотрит и пригласит, мы будем готовы не то чтобы сотрудничать, а заявить (что и было уже сделано) о том, что существует Поморская Церковь, которая законно зарегистрирована в Минюсте РФ на равных правах со всеми другими конфессиями. В сентябре 2017 года, поскольку я был в отъезде, то поручил Алексею Александровичу Безгодову вместо меня участвовать в учредительном собрании благотворительного фонда «Русь», он был создан по инициативе Владимира Владимировича Путина, и провести беседу с людьми, которые могут оказать нам финансовую помощь.
Есть. Знаю одного человека, он ищет себе потаенное место. Я одобряю его хотя бы за тот шаг, который он сделал — желание. А сколько он выдержит — Бог весть, помоги ему Господи. Потому что в наше время молодому человеку сделать хотя бы полшага к этому — это величайший подвиг.
Сохранить молодежное движение с тем, чтобы с помощью него создавались христианские семьи, и чтобы эти христианские семьи воспитывали своих детей в духе веры и духовности. Воспитания в семье не было, нет и, похоже, не предвидится. Но мы сейчас делаем акцент на создание семей. За 15 лет проведения молодежных лагерей я могу насчитать около 20 пар, которые появились благодаря христианскому лагерю и которые обзавелись уже двумя-тремя детьми. Вот это, я считаю, то направление, которое является самым надежным. А вот обучение наставников, служителей — это наше рабочее состояние. Вы правильно сказали: где они? Мы их учим, они приезжают в свои общины и начинают помогать в Богослужении, а с годами они вырастают в помощников наставников и наставников. В прошлом году мне пришлось провести две лекции по гомилетике, на которой присутствовало около 30 исполняющих обязанности и помощников наставников. Я был приятно удивлен. Быть духовным наставником — это сложно, быть грамотным духовным наставником — это трудно. Быть наставником грамотным и знающим знаменное пение — это еще труднее. Но чем выше знания наставника, тем выше у него уровень уважения в общине. Мы к этому стремимся, получается у нас это еще не очень эффективно.
Спаси Господи! Мне уже сил не надо. Терпения? Всегда прошу терпения. Божьей помощи надо в первую очередь. Ну а силы — теперь эти силы передаю 1,5 года назад выбранным своим заместителям — Алексею Александровичу Безгодову и Павлу Владимировичу Половинкину. И если они сейчас не полностью в деле, то я их направляю туда, куда необходимо направить, потому что до сих пор они оба направляли свои силы туда, куда им хотелось. (Смеется).
Беседовала Нина Лукьянова
> А вот чтобы дети пришли в Церковь служить или были просто прихожанами, вот об этом родители не заботятся.
> Это основная трудность в жизни нашей Церкви.
Вопрос виртуально адресуется всем церквям, включая РПЦ.
Вот эти вздыхания о том, что в церковь дети не идут — регулярно и везде встречаются.
Вопрос. Что каждая церковь сделала, чтобы эту проблему решить. Вздыхать, да причитать — это ясно. Но были ли попытки критически оценить свою деятельность, попытаться найти ошибки и сменить методы воспитания? Какие запросы у людей, какие из них не дают в церковь прийти, какие отваживают? Может вот эта зацикленность на прошловековье как-то мешает, и пора уже что-то изменить, актуализировать, чтобы религия не казалась молодым оторванной от жизни и реальности?
Любое старшее поколение сетует на младшее. ("Отцы и дети", например).
Церковь, мню, должна быть оторвана от действительности, особенно нынешней. Чтобы "накушавшимся" этой действительности было куда прийти.
Но кстати, в церкви мне кажется не так уж и мало молодежи, относительно. Распределение прихожан по возрасту — либо старики, либо наоборот молодые и даже юные бывает. Меньше всего как раз где-то среднего и выше среднего (но не пожилого) возраста. Как-то такие наблюдения, во всяком случае в районнных храмах РПЦ. Реже всего видно условно мужика в 50
чьстъное глаголание старьца осми десятъ ти летъ сушти .
Читал, читал, так и не понял, а что же хотели сказать? Сумбурность материала емко выражена в абзаце, когда Безгодову поручили участвовать в учредительном собрании благотворительного фонда «Русь», чтобы… чтобы провести беседу с людьми, которые могут оказать нам финансовую помощь. Так для того и вошли в "Русь"? Наставник поморский, а со стриженой модной бородкой, и нашим, а внешним сгодится …