6 марта 2019 г. в Музее имени Андрея Рублева состоялась презентация выставки «Графические образцы русской иконы. Итоги реставрации». На выставке представлены наиболее интересные и значительные в художественном отношении иконописные образцы (прориси) второй половины XVII — середины XIX века. Среди них листы с подписями художников, в частности знаменитого мастера из Романова-Борисоглебска Федора Архиповского, старшего представителя известной иконописной династии.
На некоторых образцах сохранились хозяйственные и бытовые заметки, отражающие повседневный быт, например о денежных расходах владельца листа. Иконные образцы — материал, который находится на пересечении иконописи и графики, по-своему уникален. Они несут информацию о популярности той или иной иконографии, изобразительных решениях, которые предпочитали изографы, позволяют проследить изменения стилистических направлений в иконописи при неизменности техники создания образцов. Помимо этого, прориси содержат большое количество надписей: заказных, хозяйственных, личных, бытовых.
В Музее имени Андрея Рублева хранится 427 листов с образцами. Собрание состоит из трех коллекций. Одна из них куплена в магазине Мосбуккнига в 1956 году; другая ранее находилась у известного искусствоведа, исследователя древнерусского искусства и живописи Г. В. Жидкова и была передана в дар музею в 1959 году его супругой Е. И. Жидковой; третья приобретена в 2014 году у С. Ф. Романова, потомка известного гуслицкого иконописца И. Романова.
На выставке «Графические образцы русской иконы» показываются не только иконные образцы и их роль в создании иконы, но и итоги работы реставраторов по их восстановлению. Для экспозиции были отобраны наиболее интересные листы, прошедшие реставрацию в мастерских Музея имени Андрея Рублева в 2013–2019 годах (реставраторы Е. В. Булыгина и Е. А. Шошина). Подобная выставка впервые организована в музее. Самые древние листы из собрания музея относятся ко второй половине XVII века. Наиболее ранний из них — лист с изображением архангела Михаила, низвергающего сатану.
В последнее время актуальными и вызывающими все больший интерес становятся исследования «романовских писем» — творчества старообрядческих изографов Романова-Борисоглебска, одного из ведущих и наиболее своеобразных иконописных центров нового времени. Основателем самой знаменитой династии романовских иконописцев был Федор Михеев Архиповский (Агапов) (1746 — после 1805), который имел большую и разнообразную коллекцию прорисей. Его владельческая подпись находится на листах с изображением архангела Михаила и сцен из жития Иоанна Предотечи.
В 2016 году на реставрацию из фондохранилища передали образец «Видение Иоанна Лествичника», основа которого была дублирована на другой лист.
Редкий вариант иконографии «Не рыдай Мене, Мати» представлен на иконном образце с владельческой подписью Исака Ефимова (Романова), который принадлежал к известному роду мастеров, работавших в Богородском уезде Московской губернии (Гуслицкая волость).
Основателем династии иконописцев Романовых считается Ефим Ефимов Романов. Около 1830-х годов Романовы переехали из Московской губернии на Урал и работали на Невьянском заводе, где, как известно, подавляющее большинство работников были старообрядцами, а затем в Екатеринбурге, где их потомки стали известными иконописцами.
Отдельное интересное явление — это заказные, бытовые, хозяйственные и личные записи на оборотах иконных образцов. Они удивительно разнообразны: от духовных стихов до любовных писем. Выставка в Музее имени Андрея Рублева принадлежит к числу тех редких экспозиций, которые представляют незаконченные произведения, но повествуют о важнейшем этапе их создания, приоткрывают для публики творческую лабораторию иконописцев прошлого, позволяют представить, как создавались выдающиеся памятники русского религиозного искусства.
Торжественное открытие выставки в этот раз началось с выступления кларнетиста, музыка которого создала особенную атмосферу. Затем выступил директор Музея им. Андрея Рублева М. Б. Миндлин:
В нашем небольшом зале, предназначенном для выставок «Одного памятника», проходят весьма интересные проекты, в частности выставка «Графические образцы русской иконы». Эти образцы служат иконной живописи посредством рисунка, переносимого на левкас. Отмечу, что иконные образцы мало изучены. Прориси — важный вид графического искусства, самодостаточное и самоценное художественное произведение.
Куратор выставки, кандидат исторических наук, доктор искусствоведения, академик РАХ О. Р. Хромов отметил, что прориси — это та сфера иконописи, которая остается малоизученной. Они, как и черновые автографы различных писателей, дают понять, как создавалось иконописное произведение, что думал художник, кем он был, как жил.
Куратор выставки, заведующая отделом учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева С. А. Кирьянова рассказала, что работы по реставрации и консервации иконных образцов ведутся в музее с 2013 года. Это достаточно сложный процесс, требующий большого внимания. Так, далеко не всегда с листов следует убирать следы времени — проколы, разрывы бумаги, загрязнения, пятна олифы или левкаса. Сотрудники музея выработали методику, позволяющую обеспечить сохранность листов, не утратив следы их бытования. Кирьянова отметила, что решение о методе и способе реставрации каждого предмета принимается индивидуально в зависимости от сохранности. Так, если листы, происходящие из коллекции Г. В. Жидкова, бережно хранились их собирателем и находятся в хорошем состоянии, то собрание иконных образцов С. Ф. Романова было обнаружено владельцем на чердаке дома, который принадлежал его предкам. Прориси пролежали в сырости, в условиях, не способствующих сохранению бумаги, чуть более ста лет, поэтому большинство из них находится в крайне непростом состоянии. Многие листы на оборотной стороне содержат важные надписи, выполненные неустойчивыми к воздействию воды чернилами, что также усложняет работу реставраторов.
В ходе презентации мы побеседовали с куратором выставки, кандидатом исторических наук, доктором искусствоведения, академиком РАХ Олегом Ростиславовичем Хромовым.
***
Понимаете, очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. Вот мы, например, знаем, что в странах Восточной Европы, скажем, в Болгарии, в Греции использовались образцы для росписей из кожи животных. Они изготавливались в виде определенных фигур, накладывались на стену, а затем по ним обводились. Всегда ли использовался этот метод или нет — неизвестно. Дело в том, что образец — это такая вещь, которая до нас не очень хорошо доходит. И когда мы говорим о подобных вещах, то, конечно, это позднее явление, XVII век, может, в XVI веке было.
Немногим раньше середины XVII века, не древнее. Дело в том, что вообще не дошло до нас ничего более раннего. Прориси — это тот архив, который не то чтобы бережется, а он рабочий архив, с ним работают. Когда возник Лицевой иконописный подлинник? Ну, может, с XVI века можно какие-то образцы увидеть. В основном это XVII век, то, что до нас дошло. Что такое иконописный подлинник? Это собрание вот этих самых образцов. Те, которые из них кодифицировали, переплели, они такими стали. Мы открываем, например, подлинник и видим, что в нем разнородные произведения, сделанные на разнородной бумаге. По филиграни мы можем сказать, что это начало XVII века. А вместе они образуют единый Лицевой иконописный подлинник, который находится в какой-либо библиотеке.
Иконописный образец — это собственность иконописца. В процессе своей жизни то, что встречается художнику интересного, хорошего, он перерисовывает и создает образец. Нужно различать сколок и образец. Образец — это то, что непосредственно хранится, из чего делается икона. Оттиски со знаменитых икон сохраняются как образцы. Они могут быть в виде иконописного подлинника, а могут быть в виде отдельного листа. В процессе работы с ними и выполнения заказов, которые получает иконописец, он снимает с них переводы.
Это может быть артель, а может быть один иконописец. Это не имеет значения в данном вопросе.
Конечно, имели общие образцы. Они брали образец, прокалывали его, делали сколок и переводили на икону, а дальше уже в зависимости от того, какой нужно было сделать эту иконографию, ее уже раскрашивали, работали с ней сами иконописцы. И эта методика и изобразительные особенности передавались из поколения в поколение. Есть даже сборники (прорисей — прим. ред), где мы читаем: «Этой книгой меня благословил отец» или «Я благословил сына». В одной семье иконописцев книга Лицевой иконописный подлинник сохранялась в течение 150 лет.
Очень любопытная тема. Может меняться икона, стиль становится живоподобным или под древнюю иконопись, но образец может оставаться одним и тем же. По одному образцу можно писать иконы в разных стилях. В истории XIX века известны архивы иконописных артелей. В них мы находим информацию, что берется образец некой иконы, а сама икона пишется в определенном стиле «пошибом афонским», «пошибом под древность». В договорах указывалось, как уже дальше с иконой работать и что из нее создавать. Образец в основном сохраняет иконографию.
Ну, конечно, есть такие вещи, как западные доспехи, нимбы, они с XVI века появляются в восточной иконописи. Это все зависит от того, с чего копировали. Но опять же, когда брали западноевропейские библии, их адаптировали под православный вариант. Особенно отчетливо видно использование образцов (прототипических — прим. ред.) в монастырях Афона. В одном монастыре можно увидеть росписи XIX, XVI, XIV веков, а также росписи по образцам, привезенным Европы, скажем из Нидерландов.
На этой выставке среди собрания иконописных образцов немало памятников старообрядческого происхождения, их можно отличить по перстосложению и определенным сюжетам. В частности и гуслицкие и романов-борисоглебские старообрядческие иконописцы, подписи которых имеются на образцах.
Образцы используются, но в большинстве своем они переведены в компьютерное изображение. При помощи компьютеров изготовление икон занимает гораздо меньше времени и усилий.
Комментариев пока нет