В 1937 году на весь Новочеркасск прогремело дело известного новообрядческого епископа Новочеркасского Иулиана Митрофановича Симашкевича. Епископ был арестован и объявлен руководителем церковно-белогвардейской организации. По этому делу проходил и старообрядческий священник Василий Георгиевич Беспалов. Однако позднее выяснилось, что смертный приговор арестантам подписал ростовский следователь-фальсификатор.
Жизнь до революции
Василий Георгиевич Беспалов родился 2 августа 1879 года в станице Ханской (по другим данным — Мелиховской) области Войска Донского в семье старообрядцев. Позднее Василий переехал в станицу Ессентукскую Кубанской губернии. По достижении совершеннолетия взял себе в жены девицу Евдокию. После революции был возведен в сан диакона к старообрядческой церкви г. Ессентуки. Затем был рукоположен во священника. Данных о рукоположении нет.
Сведения о детях Беспаловых очень скудны. Лишь известно, что у них была взрослая дочь, которая проживала в г. Новочеркасске Ростовской губернии.
Репрессии, жизнь в Новочеркасске
В Ессентуках протоиерея Василия настигла беда: он был арестован и осужден по обвинению в контрреволюционной агитации. Отбыв срок наказания, о. Василий переехал вместе с супругой Евдокией Матвеевной в г. Новочеркасск к дочери. Служить уже не было возможности, поскольку в июне 1935 года в Новочеркасске был закрыт Никольский старообрядческий храм. Чтобы хоть как-то выжить в столько трудное время, о. Василий поступил на работу охранником в артель «Ответ, труд».
Каждый человек, случайно или неслучайно упомянутый на допросе, априори становился следующей жертвой
В 1937 году на весь город прогремело дело известного новообрядческого епископа Новочеркасского Иулиана Митрофановича Симашкевича. Епископ был арестован и объявлен руководителем церковно-белогвардейской организации.
Вслед за ним волна репрессий стала накрывать все священство Новочеркасска. Особенно страшным казалось, что каждый, случайно или неслучайно упомянутый на допросе человек, априори становился следующей жертвой. И, наверное, это понимали все. Сотрудники НКВД не отличали старообрядческого священника от новообрядческого, для них это были люди, которых именовали «служители культа». Зачастую человека, не имеющего священнический сан, но являющегося родственником священника или же просто посещающего храм, спокойно могли назвать «служителем культа».
Дело на 16 человек
8 июля 1938 года был арестован и о. Василий. Нквэдэшники заявились к нему в дом по улице Коминтерна, 24 с ордером на обыск и арест.
Опись вещей, ценностей и документов: 1) Паспорт Д650 №031505 1, 2) Религиозная литература 10, 3) Лестовка священника 1, 4) шапка фетровая 1, 5) Набор кадильный 1, 6) ладан 100 гр., 7) Икона малая 1, 8) Разная переписка 5, 9) Флакон йода 1 [1].
Дело № 41676 было заведено сразу на 16 человек, все они так или иначе были связаны с церковной деятельностью: кто-то из них был священником, кто-то псаломщиком и т. д. Началась массовая травля. Почти все обвиняемые признались во вменяемых им преступлениях. После очередного изнуренного допроса, заведующей Здравпунктом НКВД о. Василию была выдана медицинская справка:
Мед. справка. Беспалов Василий Егорович (неразборчиво, вероятно «страдает») малокровием, упадком питания, (неразборчиво) дряхлостью. 1938 г. Зав. Здравпунктом НКВД [2].
Вопрос: Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-белогвардейской организации. Признаете Вы себя в этом виновным?
Ответ: Да в контрреволюционной деятельности против Советской власти я признаю себя целиком полностью.
Вопрос: В таком случае расскажите следствию подробно Вашей контрреволюционной работе.
Ответ: В основном моя контрреволюционная деятельность началась с приходом Советской власти на Кубань. Проживал в ст. Ханской и являясь служителем культа я не мог примириться в политикой которую проводит Советская власть, особенно (неразборчиво) меня проводимая политика в деревне в области коллективизации и принятых чрезвычайных мер по отношению кулачества [3].
Из показаний протоиерея Василия видно, что все сказано без конкретики, примеров, только общими понятиями, что уже не может быть доказательством вины человека. 25 июля 1938 года по делу № 41676 было вынесено обвинительное заключение:
На основании изложенного обвиняются: Беспалов Василий Георгиевич, рожд. 1879 г. урож. г. Ессентуки, б/п, русский, гр-н СССР, грамотный, не судим, в армиях не служил, служитель религиозного культа, священник, проживал Новочеркасск ул. Коминтерна 24. В том, что: Являлся участником к-р церковно-белогвардейской организации, завербованный в 1937 г. руководителем ее б. епископом Иулианом Симашкевичем /осужден/. Будучи служителем культа среди населения и колхозников вел пораженческую и разложенческую к-р работу направленную на подрыв проводимых мероприятий ВКП/б/ и Сов-правительством, распространял всевозможные к-р провокационные слухи занимался дискредитацией вождей ВКП/б/ и Сов-Правительства /л.д. 155, 156, 126/. Виновным себя признал полностью, а также изобличается показаниями Фомина /арестован/ [4].
Постановление о высшей мере
Дело было передано на рассмотрение Тройки УНКВД. 26 июля 1938 года Тройка УНКВД по Ростовской области слушала дело по обвинению Беспалова В. Г.:
Дело Новочеркасского ГО НКВД № 41676, по обвинению Беспалова Василия Георгиевича, 1879 г. рожд. урож. г. Ессентуки, жит. Г. Новочеркасска, гр. СССР, б/п, быв. служителя религиозного культа, до ареста сторожа артели Ответ-труд. Обвиняется в том, что являлся активным участником к-р церковно-белогвардейской организации, вел к-р агитацию. (Докл. тов. Архангельский) [5].
Тройка постановила: Беспалова Василия Георгиевича — расстрелять с конфискацией лично принадлежащего ему имущества [6]. Приговор приведен в исполнение 31 июля 1938 года в г. Ростов-на-Дону. Кроме о. Василия еще были расстреляны 14 человек, один получил 10 лет ИТЛ.
Реабилитация
29 апреля 1956 года в Следственный отдел УКГБ при Совете Министров СССР по Ростовской области с жалобой обратилась супруга осужденного Попова Ф. Г. — Попова М.П. Попов проходил по делу № 41676, что и о. Василий Беспалов.
В жалобе жена осужденного Попова Ф. Г. — Попова М.П., указывает, что ее муж был арестован в июне 1938 года органами НКВД в Новочеркасске и с тех пор о его судьбе ничего неизвестно [7].
Была проведена проверка, в ходе которой выяснилось: «… все проходящие по делу обвиняемые были осуждены необоснованно. Как установлено дополнительной проверкой, обвиняемые не были связаны между собой и инкриминируемое им обвинение в участие в контрреволюционно организации не подтверждается материалами дела. Имеющиеся в деле признательные показания обвиняемых в проводимой ими антисоветской деятельности не конкретны, противоречивы, не убедительны и поэтому не могут служить основанием для обвинения их в совершении тягчайших преступлений против Советского государства.
Из материалов дополнительной проверки по делу усматривается, что осужденные не были организационно связаны между собой по совместной контрреволюционной работе, не имели между собой совместных нелегальных встреч и совещаний, на которых обсуждались бы контрреволюционные действия. Бывший сотрудник Управления НКВД по Ростовской области Григорьев И. В., допросивший и составивший протокол руководителя церковно-белогвардейской организации Симашкевича И. М., в 1939 году осужден за незаконные аресты советских граждан и фальсификацию следственных дел. Таким образом, проверкой установлено, что все 16 обвиняемых, проходящих по настоящему делу, были осуждены в 1938 г. необоснованно» [8].
«Постановление Президиума Ростовского Областного суда «16» Июня 1956 г. гор. Ростов-на-Дону. Президиум Ростовского областного суда в составе: Председателя Нарожных. Членов президиума Вовченок и Смеянова. С Участием прокурора Ростовской области. При секретаре Ивлевой. Рассмотрел по протесту Прокурора Ростовской области Ушканова. Дело по обвинению Беспалова В. Г. и др. Заслушав доклад Зам. Председателя Ростоблсуда т. Смеянова. И заключение прокурора, поддерживающего протест. Установил: Постановление Тройки УНВД ПО Ростовской области от 26 июля 1938 года по обвинению в контрреволюционной деятельности Беспалов Василий Георгиевич, 1879 г. рождения, русский, священник, с низшим образованием; И другие. В протесте ставится вопрос об отмене Постановление в отношении всех осужденных и прекращении дела производством. Ознакомившись с материалами дела и протестом, Президиум признал протест обоснованным. Постановил: Постановление Тройки УНКВД по Ростовской области от 26 Июля 1938 года в отношении Беспалова В. Г. и других отменить и дело производством прекратить за отсутствием состава преступления» [9].
Вечная память!
[1] Архив УФСБ по РО. Д. П-6788. Л. 3-4.
[2] Архив УФСБ по РО. Д. П-6788. Л. 7.
[3] Архив УФСБ по РО. Д. П-6788. Л. 10.
[4] Архив УФСБ по РО. Д. П-6788. Л. 14.
[5] Архив УФСБ по РО. Д. П-6788. Л. 221.
[6] Архив УФСБ по РО. Д. П-6788. Л. 221.
[7] Архив УФСБ по РО. Д. П-6788. Л. 313.
[8] Архив УФСБ по РО. Д. П-6788. Л. 394-395, 409.
[9] Архив УФСБ по РО. Д. П-6788. Л. 428-430.
Интересно, а почему все подозреваемые признались в совершении преступлений которых не совершали?
Очевидно, время было страшное, все боялись. Есть такая история: кабинет пыток, куда вызывали на допрос некоторые из тех, кто о нем знал, называли "медицинский кабинет". Так вот, стоило человеку только услышать, что его вызывают в "медицинский кабинет", так сразу люди теряли сознание. Знали, что предстоит испытать…
И еще момент. Часто эти признания писали совсем другие люди, сами же обвинители. Это видно и по стилю и по всей обстановке. Документы подделывались. Вечная им память, сколько уничтожили людей, лучших людей своего времени.
Кроме того, что на допросах применяли физическую силу, еще и запугивали угрозами в адрес родных, не каждый устоит после такого. Читал воспоминания тех, кто тогда был осужден, прошел лагеря, что при допросах показания частенько записывали сами следователи, а из обвиняемого выбивали только подпись.