Принятый Госдумой РФ в пятницу 24 июня в окончательном чтении пакет «антитеррористических» поправок в законодательство, получивший известность как «закон Яровой», является крайне недоработанным, оскорбляет миллионы россиян и способен создать массу проблем для государства и общества. Такую оценку высказали опрошенные REF News авторитетные российские эксперты в области права и религии, а также известные священнослужители.
Михаил Шахов (религиовед и правовед, профессор, доктор философских наук):
Закон характеризуется удивительной терминологической и правовой безграмотностью, а также полной непредсказуемостью последствий. Это открывает дорогу для очень большого административного произвола.
Количество глупостей зашкаливает. Во-первых, это определение содержания миссионерской деятельности. В нем говорится, что миссионерской деятельностью является «распространение веры и религиозных убеждений». Возникает вопрос: а как быть с распространением атеистических убеждений? То есть, пропагандировать материалистические убеждения можно везде и всюду безо всякого разрешения, а пропагандировать идею о том, что Бог есть — только на специально оговоренных условиях. Неужели религиозные идеи вреднее, чем безбожные? Наша история в XX веке скорее свидетельствует об обратном.
В перечень того, что понимается под распространением веры и религиозных убеждений в рамках миссионерской деятельности, согласно закону, входит и совершение богослужений. Это живо напоминает про советскую реальность, когда священник приходил на кладбище совершить заупокойную службу, а уполномоченный по делам религий обвинял его в «публичном совершении богослужения». В этом вопросе мы точно наступаем на советские грабли.
Кроме того, в законе упоминается «публичное совершение других религиозных обрядов».
Получается, что если гражданин, идя по улице, осенит себя крестных знамением при виде храма, то он публично совершает религиозный обряд. Новый закон ставит под вопрос право религиозных организаций совершать богослужения в медицинских и тюремных учреждениях.
В законе также отсутствует определение «религиозной литературы», распространение которой он ограничивает. Являются ли, например, богословские сочинения Владимира Соловьёва, который никогда не был официальным православным богословом, религиозной литературой? Это понятие нигде юридически не определено.
К миссионерской деятельности отнесено проведение молитвенных и религиозных собраний. Это одна из «прицельных» формулировок. Большое недовольство наших «сектогонителей» вызывали ситуации, когда религиозные меньшинства арендуют концертные залы или иные помещения.
К миссионерской деятельности относится и проповедническая деятельность, но что это такое, в законе не определено. Определить это невозможно. Как и в советское время, любой разговор о Боге можно подвести под понятие проповеднической деятельности. Налицо набор нарушений формальной и юридической логики — одно неизвестное не определяется через другое неизвестное. Это возврат к крайним формам советского богоборчества, когда запрещалось любое религиозное присутствие в публичной сфере.
Екатерина Элбакян (религиовед, профессор, доктор философских наук):
Внесённые поправки выглядят дилетантскими. Во-первых, есть ощущение, что их делали не специалисты, а люди, которые плохо представляют, что такое религиозная сфера, кто такие верующие люди, какова их шкала ценностей, образ жизни и система взаимоотношений с внешним миром.
Во-вторых, налицо тот факт, что эти поправки ущемляют права практически всех верующих, особенно не принадлежащих к «титульным конфессиям». Характер этих поправок можно определить как дискриминационный.
Обращает на себя внимание запрет на миссионерскую деятельность в жилых помещениях. Особенно это связано с практиками протестантов. Богослужение часто заканчивается проповедью, что также может быть рассмотрено как миссионерская деятельность.
Довольно странным выглядит требование о наличии специального удостоверения у миссионеров. Традиционно членство в христианской церкви было анонимным, а в данном случае речь идёт о довольно жёстком учёте прихожан.
Иисус сказал своим ученикам: «Идите и научите все народы». Получается, что надо было требовать справки у апостолов?
Интересно, а каким образом мы с коллегами должны будем преподавать религиоведение? Не возьмут ли с нас крупный штраф за рассказ о разных религиозных организациях?
Юрий Тихонравов (религиовед, философ, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений):
Свобода убеждений — это главная свобода человека. Выбирая ту или иную веру, то или иное мировоззрение, человек выбирает конечную цель своей жизни, то есть способ распорядиться своей жизнью. А по ряду воззрений, в том числе согласно православию, — не только этой, земной, временной, но и вечной жизнью.
Всякое ограничение данной свободы — это страшнейшее злодеяние перед человеком.
Те, кто берёт на себя дерзость посягать на эту свободу, примеряют на себя роль богов, то есть фактически обожествляют сами себя. Нет и не может быть ничего хуже. Последствия подобных действий коснутся нас всех, и в том числе авторов подобных инициатив, их детей, родных, близких и т.п. Это своего рода проклятие. Поэтому пока ещё жива надежда, что разум воспрепятствует осуществлению данного проекта.
Андрей Себенцов (эксперт в области конституционного права):
Закон не поддаётся критике с позиций здравомыслия, так как имеет с ними слишком мало общего. Конституционное право каждого на поиск и распространение информации, право каждого иметь и распространять религиозные и иные убеждения (статьи 28-30 Конституции РФ), право на объединение для его авторов не существуют. Статью 55 (ч. 2), запрещающую принятие законов, которые отменяют или умаляют права человека, они равнодушно презирают.
Совершенно диким представляется запрет миссионерской деятельности в жилых помещениях. Действующая редакция закона и так крайне дискриминационна для религиозных групп, оставив им жилище, по сути, как единственное место для свободной деятельности.
В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года, сказано, что законодатель «не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания». Публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей.
Представляется, что реальная опасность от пропаганды экстремизма в формах исламского миссионерства законопроектом не устраняется, а поводы для очередных гонений на религиозные меньшинства расширяются самым серьезным образом.
Добавлю, что и определение миссионерства неудачно. Это вопрос, для решения которого необходимо привлечение к обсуждению и получение согласия религиозных организаций.
(по материалам центра СОВА)
Роман Лункин (Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН):
Большинство положений «закона Яровой», который в рамках «антитеррористического пакета» будет, скорее всего, принят Советом Федерации и подписан президентом, унизительны для верующих и для религиозных объединений России. С кем бы и с чем бы не боролись спецслужбы с помощью этого закона — это не повод для того, чтобы проявлять крайнее неуважение к религии и ее представителям.
Прежде всего, религиозные лидеры не были привлечены к обсуждению этого законопроекта. Он был принят фактически тайно, поправки о миссионерах были внесены за 5 дней до голосования, а окончательный вариант закона отличался от опубликованного на сайте Думы проекта. Это, безусловно, войдет в историю как законотворческое мошенничество. Буквально на сутки проект дали поправить только юристу Московской патриархии, как и следует из комментария Ксении Чернеги к финальному тексту проекта. Все заявления мусульман, протестантов и иудеев были проигнорированы. И этого даже никто не скрывает. Довольно интересно, что юриста РПЦ вполне удовлетворила формулировка миссионерской деятельности, согласно которой нельзя просто так без документов проповедовать среди верующих других религиозных объединений. Очевидно, что в патриархии полагают, что все равно ведь большинство православные. А домашних групп, как у протестантов, где часто присутствуют и потенциальные верующие (формально православные), у РПЦ нет.
Правоохранительные органы, продвинув этот закон, сделали так, что власть теперь обязана подозревать верующих, их группы и людей, проповедующих что-либо. Это боязнь иностранных агентов и западного влияния в религиозной сфере. Это санкции против нас, против российских граждан, как цена за украинский кризис.
Можно много говорить об абсурдности закона, например, какая логика двигала сотрудником, писавшим этот проект, когда жилое помещение запрещалось переводить в помещение религиозного назначения? Чтобы верующие не собирались в принципе? Трудно отвечать на вопросы рядовых священнослужителей по поводу этого закона. Приходится признать, что мы все-таки переняли опыт стран Центральной Азии, «повернулись на восток». А это значит, что в зависимости от региона власти и полиция могут сделать все, что угодно. Обанкротить на миллион рублей церковь, взять 50 тысяч рублей с проповедника, у которого не оказалось справки. Каждый штраф, взятый на основании этого закона, можно считать оскорблением религиозных чувств. Можно жаловаться в Конституционный суд, который, скорее, скажет, что это защита самобытности традиционных религий, можно и нужно писать жалобы в Европейский суд. Но это не восстановит доверия и оскорбления, которое государство уже не в первый раз в истории наносит верующим.
Оксана Куропаткина (религиовед):
Принятый закон несколько смягчен по отношению к предыдущей его редакции, но проблему не снимает.
Верующих поставят перед выбором: либо соблюдать закон, либо свидетельствовать о своей вере и идти против государства. Выбрать закон могут только те, кто не ведет активной церковной деятельности.
Запрет на любую религиозную деятельность в жилых зданиях, кроме религиозных обрядов, ставит под удар все домашние группы по чтению Библии (или для изучения других священных книг), которые давали возможность пригласить внешнего человека, чтобы он в неформальной обстановке познакомился с верующими и их учением. Если привлечение к ответственности миссионеров «без бумажек» возможно только если они склоняют к самоубийству и т.п., как пояснила матушка Ксения (Чернега), то тогда непонятно, зачем нужны эти запреты: склонять к самоубийству и так нельзя, безо всякого миссионерства.
Некоторые православные, возможно, рассчитывают, что их этот закон не коснется — и в чем-то они правы. Только они забывают, что принцип «закон что дышло» подчиняется в конечном итоге только тому, кто этот закон применяет. То есть если чиновники захотят, то под ударом может оказаться любая, самая миссионерски активная община, в которой есть неформальное общение верующих и неверующих. И последнее: я думаю, что нормы закона исполнить невозможно — значит, будут массовые его нарушения. Будет расти стремление обойти законы, и без того процветающее на российских просторах, и отчуждение от государства людей, ранее вполне лояльно настроенных по отношению к власти. Зачем это нужно, непонятно.
Аарон Гуревич (Главный военный раввин России):
Эти поправки существенно меняют ситуацию в самом принципе функционирования религиозных структур, в том числе традиционных.
Есть несколько моментов, которые вызывают опасения. Это, в частности, ведение религиозной деятельности вне культовых зданий. Речь идёт об использовании различных залов, где мы (представители иудаизма — прим. ред.) проводим праздники и прочие мероприятия.
Если из уст священнослужителя прозвучат слова о вере, то это может быть истолковано как нарушение законодательства.
Кроме того, существуют малые общины, у которых нет собственных культовых зданий, и они используют арендуемые помещения. Кроме того, один из обрядов, например, обрезание ребёнка, может проводиться в частном доме. Такие действия могут отнести к религиозной деятельности, которая должна совершаться только в синагоге.
Константин Бендас (епископ, замглавы Российского объединённого союза христиан веры евангельской):
Это преступный закон. Он направлен против искренних верующих людей, против церкви, против религии. Принятие предлагаемых поправок повлечет нарушение конституционных прав граждан на свободу распространять свои религиозные убеждения и жесткую цензуру всех СМИ и интернета. Теперь в рамках газетного интервью или в ходе дискуссии телевизионного ток-шоу никто не сможет говорить на религиозные темы, цитировать священные тексты без особого разрешения на миссионерскую деятельность от религиозной организации и только в пределах некоей «территориальной сферы ее деятельности».
Дело даже не в том, что по такому важному вопросу, как государственно-религиозная политика, не было никаких консультаций ни с крупнейшими религиозными организациями, ни с экспертным сообществом. Опасность для государства представляют люди, облеченные властью, которые пытаются тайно провести законы, запрещающие миллионам своих сограждан открыто говорить о своей вере.
Если бы мы не подняли шум, то, вероятно, уже с 20 июля на улице наших городов было бы нельзя говорить о Боге без специальной справки. Понимаете, о водке можно, об оружии можно, а за упоминание о Боге — штраф от 5 до 50 тысяч… Это похоже на безумие. Печально, если авторы и лоббисты этих новаций продолжат свою деятельность во власти.
Константин Бендас можете как-то пояснить две такие разные позиции в статье и по ссылке, если конечно в этой статье приведены Ваши слова? https://www.cef.ru/infoblock/news/read/article/1394670
Прошу подписать петицию Губернатору Саратовской области В.В. Радаеву.
https://www.change.org/p/радаев-остановите-снос-зданий-черемшанского-мужского-монастыря-пока-еще-не-поздно
Остановите снос зданий Черемшанского мужского монастыря, пока еще не поздно! МОНАСТЫРЬ УЖЕ НАЧАЛИ СНОСИТЬ!
Уважаемый Валерий Васильевич!
В окрестностях Хвалынска в 19 веке был создан Свято-Успенский мужской монастырь. Он был основан святым подвижником старой православной веры архимандритом Серапионом. Отец Серапион уже при жизни прославился на всю Россию непрестанными молитвенными подвигами, личным аскетизмом, великой любовью к Богу и людям. Каждый просящий у него помощи получал просимое безотказно. Святой Серапион преставился в 1898 году, а через 10 лет тело его было обретено нетленным и пребывало в монастыре до его разгрома, а позже было тайно от властей захоронено, во избежание изъятия во времена кампании по "разоблачению святых мощей".
Успенский собор в монастыре был построен по личному разрешению императора Александра II (в тот период действовал запрет на постройку старообрядческих храмов). Это разрешение выхлопотал в 1879 году на личной аудиенции у царя бывший атаман всех задунайских казаков-некрасовцев Осип Гончаров, переехавший из Турции на Черемшан, принявший иноческий постриг с именем Иоасаф и умерший на рубеже 1879 и 1880 годов. Собор освящали уже после его смерти 5 архиереев, в числе которых были три великих страдальца за веру, только что выпущенные из Суздальской монастырской тюрьмы, — святые исповедники Аркадий, архиепископ Славский, Конон, епископ Зыбковский, и Генадий, епископ Пермский. Аркадий безвинно томился в сыром каменном каземате 27 лет, Конон — 23 года, Генадий — 18 лет. Они были освобождены по личному ходатайству Льва Николаевича Толстого перед новым императором Александром III. Престарелые и измученные до крайней степени (епископ Конон уже и на ногах стоять не мог!), святители первым делом поехали на Черемшан и освятили там Успенский собор. Живые мученики положили на престол нового храма частицы мощей древних христианских мучеников!
Успенский собор и серапионов монастырь стали тогда духовным центром всей древлеправославной Руси. Сюда стекались тысячи паломников со всех концов нашей страны. Это место, по свидетельству современников, почиталось христианами как "земной рай", как "новая Палестина и Иеросалим". Тут находилась летняя резиденция всероссийских архиепископов, тут проживали многие архиереи. Здесь обучались пению, иконописи и церковному служению многие будущие служители Божией Церкви. Сюда как к незамутненному духовному источнику прибегали писатели и художники — В. Э. Борисов-Мусатов, создавший здесь в 1903 году свой шедевр «Изумрудное ожерелье», вошедший в золотой фонд Третьяковской галереи, К. А. Федин и другие. Здесь черпал вдохновение художник И.С. Горюшкин-Сорокопудов, здесь получал у монаха-иконописца уроки древнерусской живописи прославленный К.С. Петров-Водкин.
В 1918 году атеистическая новая власть изъяла монастырь у верующих, превратив его в детскую трудовую колонию. Иконы и утварь частично были вывезены в старообрядческий храм с. Сосновая Маза, частично — в музей, а большая часть просто была расхищена. Позже монастырские здания были отданы под санаторий "Черемшаны-1". На могиле атамана Гончарова и других иноков была устроена танцевальная площадка (а ныне планируется провести через старое кладбище велокорт и зимнюю лыжную трассу!).
Святое место сохраняет Божию благодать даже и при разорении. Паломничество верующих на Черемшан продолжалось все десятилетия государственного безбожия. Люди же, отдыхавшие в санатории, получали облегчение от самых разных болезней — даже без всяких лекарств! — а врачи удивляясь тщетно искали причину исцелений в "природном микроклимате" Черемшана…
Прошло еще почти столетие, санаторий "Черемшаны-1"обанкротился и был закрыт, а здания переданы государственному оздоровительному центру "Пещера монаха". Ныне монастырские строения занимают лишь малую часть обширной территории новой здравницы. К несчастью, эти здания до сих пор не поставлены на учет как объекты культурного наследия, поэтому администрация решила большую часть их снести, в том числе и здание Успенского собора.
Черемшан является святыней для русских православных людей — старообрядцев. Они совершают туда паломничества, проводят крестные ходы и надеются на возрождении там духовной жизни. Разрушение этого святого места болью отзывается в их сердцах. Кроме того, Черемшан является единственным в мире сохранившимся старообрядческим монастырским комплексом второй половины XIX века, и утрата его станет невосполнимой потерей для историко-культурного наследия нашей Родины.
Просим Вас, как губернатора Саратовской области, в собственности которой находятся здания Черемшанского Свято-Успенского монастыря, запретить демонтаж этих зданий, признать их объектами культурного наследия и оказать содействие в их сохранении и реставрации.
Хотелось бы ознакомиться с мнениями и представителей РПСЦ и РДЦ по поводу этого жуткого "закона".
Первое мнение высказано М. О. Шаховым, координатором межстарообрядческой рабочей группы.
Простите, а староверы отстаивают права мусульман, протестантов и иудеев? Какие авторитетные "священнослужители" представлены в данном материале:))
А какие вам нужны "священнослужители" вы же написали рядом, что все старообрядцы самозванцы и самосвяты.
Неправда, православные старообрядцы, сиречь единоверцы, ни в коем разе не самозванцы. Так вот, осуждения данного закона со стороны священнослужителей я в этом материале не нашел, а для кого мнения протестантов с июдеями авторитетны, это, как говорится, их проблемы.
Мнение таких "священнослужителей" вам будет проще найти на официальных ресурсах РПЦ МП.
Понятно: "староверам" ближе протестанты и июдеи, главное чтобы не клятые "никоньяне" :)))
Это вам видимо "июдеи" ближе, коль вам они интересны, а не тема публикации.
Все-таки Вам, если осуждаете закон, ограничивающий права июдеев, протестантов, мусульман и сектантов.
Если беспоповцев( в частности Шахова) волнует "миссионерская деятельность", то наверное действительно анчихрист при дверях:))
Закон ограничивает права не только иудеев, протестантов и мусульман, но в равной степени и представителей РПЦ. Другое дело что в РПЦ не особо беспокоятся, так как сами вероятно приложили к этому закону свою руку, чтоб с помощью государства давить аппонентов. Ведь для самих никониан закон не писан, они и далее смогут творить, что хотят. Рано или поздно но никониане доиграются.
Абсурд какой-то:"закон ограничивает права представителей РПЦ" и в то же время "РПЦ приложили к нему руку, чтобы давить аппонентов" ( кстати, слово пишется через "о"-оппонентов). Да и еще:Вам не кажется, что пора наконец вернуться из 17 века, подобно Вашему одноверцу Шахову, который даже ратует за "миссионерскую деятельность"?
Конечно, если закон начнет реально действовать, то будут ущемляться права и РПЦ. Получается некое возвращение к советским горьким ошибкам, удивительно только, что этот закон так радует чад РПЦ, или они просто не понимают всей серьезности, или уверены, что их это не коснется, но такая самоуверенность никогда еще ни к чему хорошему не приводила.
Ни к чему хорошему не приводила дружба с обозначенными в статье "экспертами". Удивительно, как легко старообрядцы сегодня выбирают самый губительный для себя и для России путь. И друзей.
Отче, я думаю, что не только сегодня. Например, раввин Михаил Гринберг давний друг РПСЦ и частый гость на Рогожке. Самое главное, что он не клятый еретик-никониянин!:)
Лункин- рупор протестантизма и его слушать негоже. Не думаю, что прихожанам РПСЦ что-то грозит. Не законов надо бояться, ведь и под коммуняками выжили, а обмирщения.
Выжили при коммунистах, но какой ценой, такие были потери, что сейчас это отражается на всей церковной жизни, до сих пор не восстановился уровень храмостроительства в старообрядчестве, который был до установления советской власти и другое.
Не нужно стеснятся, что иудеи, такие как Гринберг (издатель нескольких трудов по истории старообрядчества и РПЦ, а вовсе не раввин) относятся с уважением к старообрядчеству . Это в известной степени признание с их стороны первородства христианства, которое они видят именно в старообрядчестве. Скорее, краснеть надо старообрядным единоверцам за свои антисемитские намеки в публичном эфире.
Если говорить непосредственно о законе, то он действительно «взрывоопасный». И без него, старообрядческие согласия в России, не имеющие централизованной организации, живут практически в условиях гонений.
Принятие закона создаст лишь дополнительные проблемы и тем старообрядцам, которые «легализованы». Перекрестился, проходя мимо Покровского собора на Рогожском — богослужебные действия без согласования, прислал статью на «Русскую веру» не имея удостоверения централизованной организации – незаконное миссионерство. А уж если какой наивный батюшка в квартире начнет проповедовать – пусть добра не ждет.
Доброжелатель накатавший «телегу» всегда найдется.
К старообрядчеству гринберги относятся с уважением не потому, что видят в нем "первородство христианства" (о сказал!), а видят многих симеонов.
А страхи нарисованы "от ветра головы своея" или заимствованы из "Новой газеты"?
Как вы говорите "страхи" прописаны в норме нового закона, от туда они и берутся. Если до этого закона государство было терпимым для старообрядчества, то сейчас оно становится на путь враждебности.
Государство само выбирает свой путь, без совета с вами. Но с учетом того, какой путь вы выбрали себе. Вот тут уж не ошибитесь.
Немного про страхи. А навеяны они тем, что кого-то история учит, а кого-то ничему не учит. Люди помнят опыт прошлого, и понимают суть нового зверского закона, а есть те, кто ничего не помнит и продолжает попивать чаек, махнув рукой на все. Достаточно вспомнить горький опыт советского времени (опять же тем, кто забыл и так не научился).
"Государство само выбирает свой путь, без совета с вами. Но с учетом того, какой путь вы выбрали себе. Вот тут уж не ошибитесь" — так говорили многие доносчики и стукачи начала 30- х, не зная что будут расстреляны уже через 5 — 10 лет.
Да уж…Почему-то часто "старообрядцы" оказывались на стороне врагов государства, достаточно вспомнить с кем белокриницким приходилось иметь дело, лишь бы заиметь себе епископа.
Для "Симеона". Никакого "антисемитизма", ка Вы пытаетесь мне приписать, в моих словах нет. Если Вам, дорогой мой рогожский брат, ближе распинатели Христа, называющие Его (прости Господи!) обманщиком, чем христиане, отличающиеся от Вас (а часто и не имеющие таковых отличий) обрядовой стороной, то ничем, кроме молитвы, Вам помочь я не могу…
Дополнение от редакции: После публикации на нашем сайте, представители власти передали проект законопроекта руководству некоторых старообрядческих согласий для экспертной оценки. О дальнейшем развитии ситуации мы будем своевременно сообщать читателям.
Как много "знатоков истории" нашлось. И на Рогожку больше не перекрестишься, и в Руверу своими опасениями больше не поделишься. И вообще, к расстрелу надо готовиться. Как минимум, к Гулагу. Ну и наползло же в старообрядчество д…рузей.
Старый классический совет склонным к истерике: не читайте нынешних газет. И не слушайте эха.
Кирилл меня просто заинтриговал. Я не знаю, что говорили доносчики и стукачи в 30-х годах. Мало, что меня на свете не было, так и мои родители не жили в то время в СССР. А до ВАс, видимо, память дошла. Семейная?
А по своему опыту знаю, как вели себя донос чики и стукачи в 70 и 80-х: пускали слухи, создавали панику, провоцировали всех кругом. Вот как Сёма, который даже антисемитизм на сайте нашел. Достойное потомство.
хорошо бы участникам обсуждения прочитать самим текст закона, утвержденный депутатами, но не подписанный президентом.
дайте ссылку на текст закона.
http://ruvera.ru/articles/zakon_o_missionerstve