От редакции:
События XVII в., связанные с попыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступлениям от веры представителей иерархии. Это стало причиной недоверия церковного народа к иерархии. А с другой стороны, после раскола полтора века старообрядцы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви. Сегодня иерей Иоанн Севастьянов, настоятель Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, размышляет об особенностях священнического служения в современном мире, о проблемах, с которыми сталкиваются священники в своей пастырской деятельности, о взаимоотношениях общин с настоятелями, искушениях и духовных испытаниях, а также уровне образования современных пастырей.
Священники временно без епископов
Одной из важных сторон устройства христианской Церкви является иерархический принцип церковного служения. Апостолы, а затем их приемники, являются опорой Господа в созидании церковного Тела. Отсюда вытекает основополагающий принцип апостольской преемственности. Отсюда право иерархии представлять голос Церкви. Отсюда следует то пристальное внимание, которое Церковь всегда уделяла этому служению. И поэтому во все периоды церковной истории состояние иерархии является показателем уровня жизни всей Церкви.
Старообрядческий период особенно проявил значение иерархического служения в Церкви. С одной стороны, события XVII в., связанные с попыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступлениям от веры представителей иерархии. Это стало причиной повального недоверия церковного народа к иерархии. А с другой стороны, после раскола полтора века старообрядцы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви.
Следует заметить, что период существования Церкви без епископов не прошел бесследно для церковного сознания. На протяжении этого времени вместе с жаждой восстановления нормального церковного устройства происходит естественное привыкание к жизни без иерархии. Церковными лидерами постепенно становятся не епископы и священники, а иноки и авторитетные миряне. Трансформировалась очень важная связь между священнослужителями и возглавляемыми ими общинами. В гонительных условиях ни один священник, ни один епископ не мог быть уверен, что он долго будет служить в одной общине. Все служили, как в последний раз. Кроме этого, особенные отношения между беглыми новообрядческими священниками и общинами, а вернее, попечителями общин, которые принимали их «по великой нужде», способствовали развитию наемничества, особой связи между общиной и ее священником только на основе материального договора. И, наконец, влияние окружающего новообрядческого духовенства с его казенным представлением о назначении священнослужителей, о сословности священнического служения, о разделении Церкви на учащую и учимую части.
Этот процесс привел к тому, что положение и значение священнослужителей в Церкви постепенно изменилось и продолжает меняться. Изменяется само представление о месте священнического служения. И в первую очередь изменяются, размываются представления об ответственности священнослужителей.
Ответственность иерархии перед церковным народом
Вопрос ответственности священнослужителей представляется одним из самых важных в иерархическом служении. Как и перед кем должны быть ответственны епископы, священники и диаконы? К сожалению, старинные принципы внутренних церковных связей размываются. Священнослужители постепенно перестают чувствовать свою ответственность за избравшую их конкретную общину. Служение одного священника сразу в нескольких общинах приводит к обезличиванию отдельных общин в расплывчатую «паству». Древний принцип постоянного места служения — «у попа одна жена и церква одна» — становится неактуальным, уже и в «мирное» время допускаются переводы служителей с места на место. Иерархическое служение в Церкви постепенно превращается в привилегию. Все это приводит к ослаблению и даже потере ответственности служителей за конкретный результат, за конкретную общину. Да и сам результат служения измеряется только годами, прошедшими с момента хиротонии.
Подобная тенденция привела к встречному снижению запроса церковного народа на качество священнослужения. Общепринято и приемлемо стало сводить роль священнослужителей только к совершению церковных таинств. А так как это не требует особых интеллектуальных и профессиональных навыков, то критерий к выбору служителей также чрезвычайно понижался.
В разные периоды, в разных ситуациях эти проблемы проявляются по-разному. Но в общем тенденция к понижению качества священнослужения в Церкви прослеживается давно. И одной из важных проблем в этой ситуации является отсутствие четкого представления об обязанностях священнослужителей. Христос оставил своим ученикам заповеди, напрямую касающиеся организации священнического служения. Когда Господь посылал апостолов, приемниками которых являются церковные священнослужители, Он дал им очень подробные инструкции. И эти инструкции были не общего плана — «служить Богу», а конкретные рекомендации: куда идти, что с собой брать, что говорить, что делать, как поступать в той или иной ситуации. И эти конкретные, ясные рекомендации раньше были критерием для оценки деятельности священнослужителей. Но с момента дарования Исусом Христом этих рекомендаций в Церкви постоянно присутствует желание эти требования упростить и округлить. Некоторые святые отцы, особо радеющие об иерархическом служении в Церкви, как например, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Григорий Богослов, пытались заострить эту проблему церковной жизни, но подавляющая тенденция была направлена на упрощение служения епископов, пресвитеров и диаконов. И эта тенденция во все времена мешала жизни и развитию Церкви.
|
Права и обязанности священника
Проблема оценки высоты и истовости священнического служения стала значимой в последнее время. У нас есть большой список канонических правил, защищающих права и достоинство священнослужителей, особенно епископов. Но вот правил, определяющих их обязанности, не очень много. Причем почти все эти правила регулируют особенные, чрезвычайные ситуации. Да и существующие правила подвержены негласной градации — важных и неважных. Например, в жизни Церкви случались трагедии, когда священнослужителя на основании правил лишали сана за непристойное поведение. А много ли было случаев, когда священника или епископа, на основании правил, отстраняли от служения за то, что он не проповедует? Хотя и то, и другое требуется каноническими правилами. Как следствие, вполне допустимым и никак не влияющим на оценку деятельности священнослужителей, стало умаление вверенных общин, уменьшение христиан в храмах.
Как можно сформулировать обязанности современного священнослужителя? Что конкретно должен делать в своем служении каждый епископ, священник или диакон? В чем заключается ежедневное, регулярное, рутинное служение священнослужителя? Это же касается и контроля за деятельностью священнослужителей. По каким критериям можно оценивать служение? Что можно признать удовлетворительным, а когда следует поднимать тревогу? Это все вопросы, которые требуют своего ответа.
Вот пример, который можно взять из светской жизни государства. Екатерина II в свое время ввела очень простой принцип оценки деятельности губернских руководителей. Если население губернии прирастает, значит деятельность местных властей вполне удовлетворительна. Если количество людей уменьшается, значит, время принимать кадровое решение. Это один из аспектов, который можно было бы, с соответствующими оговорками, применять и для оценки священнического служения.
Дает ли хиротония право на преклонение и почет?
Отсутствие таких четких представлений и требований не только приводят к непреднамеренной бездеятельности и халатности, но и к неоправданному завышению роли служения. Превращение священнослужения в церковную привилегию приводит к неоправданному перекосу внутрицерковных взаимоотношений. Теперь вместе с хиротонией священнослужителям автоматически передается обязательные почет, преклонение и церемониальность со стороны мирян. Еще во времена протопопа Аввакума отношение к священнослужителям было менее трепетным, более равным.
Последующий «дефицит» служителей значительно трансформировал взаимоотношения священнослужителей и мирян. Мнение священнослужителя стало преимущественным только потому, что это мнение священнослужителя. Эти перекосы могут привести к таким ситуациям, когда священник может совершать явные нарушения (например, крестить не трехпогружательно), но при этом община будет соглашаться с этим, потому что «настоятель так изволит».
Еще одна проблема в организации иерархического служения в Церкви заключается в отсутствии образовательного ценза для священнослужителей. Следует заметить, что этот вопрос был актуален во все времена существования Церкви. На протяжении двух тысячелетий так и не был дан однозначный ответ: нужно ли священнослужителям образование, и если нужно, то какое? Многие святые отцы по-разному отвечали на этот вопрос. И несмотря ни на чьи рекомендации, эта сторона священнического служения оставлялась сугубо на личное произволение служителей. Практически никто и никогда не требовал от священнослужителей получения систематического образования. Это считалось весьма побочным фактором.
Хотя следует вспомнить интересный исторический факт. И в XIX, и в ХХ веках гонители Церкви, в числе действенных мер по борьбе с религией, препятствовали служению образованных иерархов, но способствовали рукоположению в священническое служение необразованных кандидатов. Такое положение дел, оправданное во время гонений, никак не может быть терпимо во время общественного спокойствия. Допускать, что человек, не имеющий образования, может стать адекватным проповедником, уже является проявлением халатности и пренебрежения.
Сложившееся отношение к священнослужению, преднамеренно заниженная планка требований к кандидатам привела даже к тому, что священнослужители выведены за рамки современного правового положения старообрядческих общин. По современному гражданскому уставу настоятель общины уже даже и не совсем обязательная штатная единица. Юридически община запросто может существовать без настоятеля, главное, чтоб был председатель.
Как повысить качество священнического служения
Оценивая происходящие в Церкви события, анализируя возникающие проблемы церковной жизни, можно заметить признаки тлеющего кризиса священнического служения. Вполне возможно, что причиной многих церковных нестроений является не до конца осознаваемое значение священнического служения. Внутренние личностные проблемы пастырского служения не стоит придавать общественному обсуждению. Этот вопрос очень субъективен и не подлежит никаким обобщениям. А вот внешнюю, организационную сторону иерархического служения в Церкви следует соборно обсуждать и искать пути решения существующих проблем.
Но делать это нужно не для того, чтобы найти повод для какого-то укорения или осуждения. Все это нужно формулировать для того, чтобы новые поколения священнослужителей имели четкие указания и рекомендации для своего служения. Пришло время всей Церкви подумать над формулированием «штатного расписания» для священнослужителей. Чтобы каждый епископ, священник и диакон мог знать, в чем конкретно заключается его повседневное служение. Сколько времени он должен проводить в своем храме, сколько служб и как должен совершать каждый священнослужитель, какое образование должно быть минимальным для служителя, какое мерило является определяющим для оценки качества священнослужения, кто и как может контролировать его деятельность.
Все эти кажущиеся бюрократическими вопросы на самом дел очень важны для плодотворного церковного служения. Безответственность, неопределенность обязанностей, непреднамеренная халатность всегда губительно отражаются на жизни и деятельности любого человеческого общества, начиная от семьи и кончая государством. А тем более, это касается Церкви — богоустановленного общества, которое состоит из человеков. И то, что Господь, когда посылал своих учеников на проповедь, давал им конкретные рекомендации по служению, а потом спрашивал у них отчет за их дела, свидетельствует о том, что и в наше время этот принцип организации священнического служения крайне необходим и важен.
Источник: газета «Старообрядецъ»
А вообще очень хорошие статьи о.Иоанн пишет, интересно читать. И мне нравится, что он большую роль отдает духовному образованию.
> Хотя следует вспомнить интересный исторический факт. И в XIX, и в ХХ веках гонители Церкви, в числе действенных
> мер по борьбе с религией, препятствовали служению образованных иерархов, но способствовали рукоположению
> в священническое служение необразованных кандидатов. Такое положение дел, оправданное во время гонений,
> никак не может быть терпимо во время общественного спокойствия.
А где старообрядческим священникам получать сегодня образование? МСДУ я так понимаю даже на уровень техникума не тянет, семинарий и академий нет. Конечно, можно учиться у новообрядцев, но ревнительские настроения мешают я так понимаю посылать священников старообрядцев в такие заведения. Опыт уже был, причем я так понял успешный, но тем не менее больше такого нет.
Статья честная и искренняя. С той только важной оговоркой, что по нашим лукавым временам о многом приходится писать только намеками.
Что удивило: оказывается и в старообрядческих гражданских уставах главной фигурой в общине является предСЕДАТЕЛЬ (как и в РПЦ), а не предСТОЯТЕЛЬ (наСТОЯТЕЛЬ). Спрашивается: в чем реализуется назначение церковной общины — в заСЕДАНИЯХ или СТОЯНИЯХ (молениях)?
В РПЦ председатель приходского совета = настоятелю храма, просто на собрании он СИДИТ, а на службе СТОИТ. :)))
Это чаще всего, но не всегда так. Посмотрите внимательнее типовой устав прихода РПЦ.