Православная антропология — непростая дисциплина. Этой теме посвящен не один объемный трактат. Однако в Церкви нет текста, дающего исповедание человеческой природы и смысла бытия так же ёмко, как Символ веры говорит о Боге. Предлагаем размышления на эту тему православного публициста Георгия Коряшкина.

Что есть человек? Нашему юному современнику самый быстрый ответ на этот вопрос даст нейросеть: например, DeepSeek расскажет о множестве воззрений на человека, посетует, что «развитие ИИ, генной инженерии, киборгизации ставят вопросы о границах человеческой природы»; озадачится: «что делает человека уникальным в эпоху клонирования и искусственного интеллекта?»; подытожит, что «окончательного определения нет — оно остается предметом вечных дискуссий».
Мы живем в мире, где существует множество даже религиозных антропологий, очень по-разному дающих понимание человеческой личности, не говоря уже о всевозможных научных и ненаучных гипотезах о человеке. При этом время наше уникально в истории: вопрос «что есть человек?» перестал быть «философским». Ранее фантастические, а теперь уже реальные технологии переделки человека уже нашли своё применение, хотя ещё и не стали массовыми. Нынешнее взрослое поколение — последнее, полностью рождённое в «естественную» эпоху.
Каждый раз при внедрении новых генетических и технологических достижений сообщается, что они пойдут на благо людям. Однако рассуждение, что есть «благо», зависит от понимания природы человека. Из господствующего в официальной науке, медицине, образовании эволюционистского подхода естественным образом вытекает трансгуманизм, но что в этой концепции считается благом, то для человека, осознающего себя совершенным творением по образу Божьему, является злом и деградацией.
По слову апостола, христиане должны уметь «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3:15).
Однако рассказ о человеке у разных даже воцерковленных и образованных людей будет заметно отличаться и по объему, и по составу, и по смысловым акцентам, а многие важные аспекты могут быть упущены или сказаны с богословскими ошибками. В этом читатель может легко убедиться, сопоставив свой рассказ о человеке с рассказом любого своего знакомого.
Православная антропология — непростая дисциплина. Этой теме посвящен не один объемный трактат. Однако в Церкви нет текста, дающего исповедание человеческой природы и смысла бытия так же ёмко, как Символ веры говорит о Боге. Когда христианство стало религией Римской империи и возникла историческая необходимость во всех её пределах одинакового понимания христианской веры, составление Символа потребовало напряжения всех сил Церкви, но в результате христиане по сей день могут рассказать о Боге православно и дословно одинаково.
С опорой на этот опыт Церкви возможно составление канона, который дал бы возможность христианам единодушно исповедовать, что есть человек.
Составление такого «Канона о бытии человека» должно базироваться на цитатах из Священного Писания, сочинений прославленных Церковью авторов, молитвословий, теологуменов, а также ответах Церкви на уникальные в истории человечества вызовы нашего времени. При этом Канон не должен быть составлен как бы «на злобу дня»; он должен глубоко отражать открытый нам Промысл Бога о человеке.
Текст Канона не может быть рассчитан на людей, ничего не знающих о христианстве. Здесь также на помощь может прийти Символ веры как мерило уровня знаний: Канон должен быть понятен людям, понимающим Символ веры. К Канону могут быть составлены толкования — так же, как составлены обширные толкования к Символу веры.
Интонация изложения Канона, на мой взгляд, должна быть возвышенно-доверительной, как интонация, которую мы чувствуем в Псалтири на церковно-славянском языке.
Ёмкое изложение православной антропологии, безусловно, соборный труд Церкви, при этом всестороннее обсуждение содержания такого текста могло бы быть очень полезным для общества.
Первый раз идею формирования Канона о бытии человека мне довелось высказать в докладе на Научно-богословской конференции «Бог — человек — мир» в Сретенской духовной академии в 2023 году. С того времени стало очевидным, что без первого варианта текста для обсуждения вряд ли удастся продвинуться в решении этой задачи. В связи с этим хочу предложить вариант текста Канона, который успел обсудить в узком кругу знакомых священников и неравнодушных к этой теме мирян (это семейные люди, уделяющие пристальное внимание воспитанию детей).
Текст готовился двумя этапами: сперва были собраны аспекты, требующие отражения в Каноне, затем собственно изложение. Помимо базовых положений православной антропологии в Каноне хотелось бы отразить следующие аспекты:
• Понимание бесконечной сложности человека; невозможность самостоятельного исчерпывающего описания, доступного только Творцу;
• Чувствование красоты творения и радость бытия;
• Охват всех этапов бытия человека: рождение — жизнь — смерть — пакибытие;
• Уникальность и неуничтожимость каждой личности: что бы ни происходило с человеком — он вечен;
• Недопустимость вмешательства в природу, в которую вочеловечился Христос, в Богом установленный порядок появления человека;
• Смысл земной жизни — встреча с Богом;
• Дары Бога человеку и стяжание добрых плодов человеком;
• Невозможность создания человеком иного свободного существа;
• Отличие человека от животного;
• Мужчина и женщина, семья;
• Отношение человека к человеку;
• Несение креста, искушения;
• Понимание смерти.
Ниже привожу подготовленный вариант текста Канона:
Канон о бытии человека
Вот я, Господи. Откуда начну радоваться бытию моему?
Благодарю Тебя, Боже, Пресвятая Троица, что по любви Твоей я стал частью творения Твоего и сердцу моему дано видеть красоту мира.
Ты создал меня по образу Своему. Пред Тобою я — свободная личность, неповторимая в мироздании и неуничтожимая в вечности.
Ты сочетал душу и тело в миг зачатия моего. Мать, отец и Промысл Твой — вот исток жизни человека, и не дано Тобой места никому иному.
Невозможно изведать все тайны Твои, и я как образ Твой не могу судить о себе сполна, но Ты ведаешь меня во всей полноте.
Ты сотворил человека возделывать сад Твой и быть собеседником Тебе, но прародители мои преступили заповедь Твою и в грехопадении распалось согласие ума, души, тела в человеке и передаётся это нестроение из рода в род: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Благодарю, Боже Человеколюбче, что дал мне необходимое для спасения от греха и воссоединения с Тобой: Ты вочеловечился, явил Собой совершенного Человека, чтобы и я мог стать подобием Твоим. Ты дал заповеди, чтобы не оступиться мне в жизни сей, и блаженства, чтобы я восходил в сердце своем в Царствие Твое. Ты дал ангела хранителя, дал возможность молитвенного общения с Тобой, создал соборную Церковь Свою, в которой пребываешь и подаёшь человеку в таинствах животворящую силу Твою.
В видимом мире только человеку Ты дал дары бессмертной души, стремления к подобию Твоему, любви, свободы, разума, творчества, совести — голоса Твоего в каждом человеке.
Только Ты можешь дать эти дары, и только высшее Твоё творение может вместить их. Приняв от Тебя свободу воли, свободно желаю, чтобы была во мне воля Твоя, в пути Твоем живи мя, Господи, и даждь ми стяжать плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, чтобы я мог войти в Царствие Твоё, ибо смысл жизни моей — встреча с Тобой. Ты вдохнул в меня неудовлетворенность земным.
От начала века Ты сотворил мужчину и женщину и дал им в браке быть одною плотью, даровал благочадия восприятие, чтобы в семье преображаться им во взаимной любви и постигать тайну трех Божественных Лиц во едином Существе.
Ты дал мне таланты и свободу творчества, но без Тебя не могу творить ничего доброго. Просвети мой ум светом разума Святаго Евангелия Твоего и созижди во мне чистое сердце, чтобы труды мои были в соработничестве с Тобой.
Ты милостив, и угодна Тебе моя милость к ближнему моему.
Ты дал крест мне в жизни земной и в скорбях не оставляешь меня, даёшь хлеб насущный, силы противостоять искушениям и претерпеть всё до конца, Тобой, Владыкой жизни моей, определённого. Смерть и расставание души и тела неизбежны ныне, но Ты победил смерть, чтобы и я воскрес в пакибытии для жизни вечной в безмерном общении с Тобой.
Аминь.
Составление Канона о бытии человека важно для вселенского православия, а для Русской Церкви есть и две сугубые причины стать истоком этих трудов: отстаивая с большим напряжением сил свой суверенитет, православному народу необходимо отстоять духовные основы своего бытия. Об этом очень много сейчас говорится, выделена даже отдельно «ментальная война». Текст Канона — опора православным в этой невидимой и нескончаемой брани; в Русской Церкви не преодолён многовековой раскол. До середины 17 века русский народ был Народом-Церковью, а сейчас, увы, таковым не является. В своём докладе Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви 2004 года тогда митрополит Смоленский и Калининградский, а теперь Патриарх Кирилл с горечью сказал, что «народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». Канон о бытии человека — новый и важный текст для Церкви, совместная работа над его составлением Русской Православной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви с широким участием мирян может стать общим церковно-народным делом впервые более чем за 350 лет.
Надеюсь, идея составления «Канона о бытии человека» найдет деятельную заинтересованность у священноначалия и мирян.
Ниже привожу творческое переложение текста Канона на церковно-славянский язык, составленное знакомым старообрядцем:
Пѣ́снь о бытïѝ человѣ́честемъ
Се азъ, Го́споди! Отку́ду начну̀ пѣ́ти пѣ́снь ра́дованïя о бытïѝ мое́мъ?
Благодарю́ Тя, Бо́же, Пресвята́я Тро́йце, я́ко си́лою любвѐ Твоея̀ бы́хъ ча́сть ма́лая творе́нïя Твоего̀, и я́ко се́рдцу моему̀ дано̀ е́сть богозда́нную до́броту ми́ра зрѣ́ти.
Ты созда́лъ мя̀ есѝ по о́бразу Твоему̀. Предъ Тобо́ю еди́ныи соста́въ е́смь душе́вно тѣле́сенъ, съ душе́ю и́же самовла́стïемъ почте́нною, неповтори́мою въ мирозда́нïи и во́ вѣки неразруши́мою.
Ты̀ сочета́лъ есѝ ду́шу съ тѣ́ломъ въ са́мое мгнове́нïе зача́тïя моего̀. Про́мыслъ Тво́й, ему́же служи́телïе и ору́дïя бы́ша оте́цъ мо́й и ма́ти моя̀, сѐ исто́къ е́сть бытïя̀ моего̀, и въ та́инствѣ се́мъ никому́же ино́му не дано̀ бя́ше Тобо́ю мѣ́ста.
Нѣ́сть мо́щно вся та́йны Твоя̀ увѣ́дѣти, и глубины̀ суде́бъ Твои́хъ испыта́ти, и а́зъ у́бо, а́ще и о́бразъ Тво́й въ себѣ̀ има́мъ, оба́че са́мъ себѐ не могу̀ позна́ти сполна̀.
Ты̀ сотвори́лъ есѝ человѣ́ка во е́же дѣ́лати и храни́ти ра́й и́же Тобо́ю насажде́нныи, и собесѣ́дника Тѝ бы́ти. Но у́бо прароди́телïе моѝ за́повѣдь Твою̀ преступи́ша, и во грѣхопаде́нïи и́хъ началобы́тное въ человѣ́цѣ согла́сïе ума̀, душѝ у́бо и тѣ́ла распаде́ся, и наслѣ́дуемо е́сть сïѐ нестрое́нïе о́тъ рода въ ро́дъ: до́браго, его́же хощу̀, не дѣ́лаю, зло́е же, его́же не хощу̀, дѣ́лаю.
Благодарю́ Тя, Бо́же Человѣколю́бче, я́ко дарова́лъ мѝ есѝ потре́бное ко спасе́нïю отъ грѣха̀ и ко е́же съ Тобо́ю примире́нïю: Са́мъ у́бо, вочеловѣ́чився, яви́лъ есѝ въ Себѣ̀ соверше́ннаго Бо́га и соверше́нна человека, дабы̀ и а́зъ, благода́тию Твое́ю покрыва́емъ и направля́емъ, возмо́глъ бы́хъ яви́ти въ себѣ̀ подо́бïе Твоѐ. Ты̀ да́лъ мѝ есѝ за́повѣди Твоя̀, да не по́ткнутся стопы̀ моя̀ въ житïѝ се́мъ, и степе́ни блаже́нства положи́лъ мѝ еси, да по си́мъ восхожду̀ мы́слïю и дѣ́лы, я́ко лѣ́ствицею, во Ца́рствïе Твоѐ. Ты̀ приста́вилъ мѝ есѝ а́нгела храни́теля, Ты̀ да́лъ мѝ есѝ вла́сть нарица́ти Тя̀ Отца̀ и Го́спода и въ моли́твѣ вся̀ та́йная се́рдца моего̀ Тебѣ̀ глаго́лати, Ты̀ созда́лъ есѝ на землѝ собо́рную и апо́стольскую Це́рковь Твою̀, в не́йже Са́мъ пребыва́еши, и подае́ши вѣ́рнымъ во святыхъ Таинствахъ животворя́щую си́лу Твою̀.
Въ ви́димомъ у́бо ми́рѣ, во многообра́зïи тва́рей Твои́хъ, еди́ному то́чïю человѣ́ку да́лъ есѝ да́ры безсме́ртïя душѝ и вожделѣ́нïя во е́же улучи́ти подо́бïе Твоѐ, та́кожде и да́ры вѣ́ры, надѣ́жди, любвѐ, свободы̀, ра́зума, худо́жества, наипа́че же и со́вѣсть, я́же е́сть гла́съ Тво́й глаго́ляи въ се́рдцы коего́ждо человѣ́ка. То́кмо Ты̀ еди́нъ вла́сть и́маши да́ры сïя̀ подая́ти, и то́кмо у́бо высоча́йшему изъ творе́нïи Твои́хъ да́лъ есѝ си́лу вмѣсти́ти я̀. Прïе́мъ отъ Тебѐ свободу̀ волѣ́нïя, свобо́днѣ жела́ю, да бу́детъ безраздѣ́льнѣ во́ля Твоя̀ во мнѣ̀. Въ путѝ Твое́мъ живи́ мя, Го́споди, и пода́ждь мѝ стяжа́ти плоды̀ Ду́ха: любо́вь, ра́дость, ми́ръ, долготерпѣ́нïе, бла́гость, милосе́рдïе, вѣ́ру, кро́тость, воздержа́нïе, да возмогу̀ и а́зъ вни́ти во Ца́рствïе Твоѐ, я́ко еди́ныи то́чïю смы́слъ житïя̀ моего̀ здѣ̀ е́сть е́же усрѣ́сти Тя̀ по исхо́дѣ мое́мъ. Ты́ бо вдохну́лъ въ мя̀ есѝ е́же николи́же бы́ти дово́льну и утѣ́шену вѣ́щьми ми́ра сего̀.
Отъ зача́ла вѣ́ка, егда̀ сотвори́лъ есѝ человѣ́ка, му́жа и жену̀ сотвори́ ихъ, да́въ у́бо и́мъ честны́и бра́къ, во е́же бы́ти еди́ною пло́тïю, дарова́лъ есѝ и́мъ наслѣ́дïе въ ча́дѣхъ, дабы̀ въ соу́зѣ семѣ́йнаго домострои́тельства преображати́ся имъ во обою́днѣй любвѝ, познава́юще, ели́ко вмѣсти́мо, та́йну трïе́хъ равноче́стныхъ Ли́цъ во еди́немъ Существѣ̀ Божества̀.
Ты вложи́лъ въ мя̀ есѝ вся̀ дарова́нïя и свободу̀ худо́жества, оба́че безъ Тебѐ не могу̀ ни еди́наго добра̀ сотвори́ти. Просвѣтѝ у́мъ мо́й свѣ́томъ ра́зума Свята́го Еνа́нгелïя Твоего̀ и се́рдце чи́сто сози́жди во мнѣ̀, да не са́мъ о себѣ̀ тружу́ся, но сорабо́тникъ Тво́й да бу́ду.
Ми́лостивъ есѝ, Го́споди, и уго́дно Тѝ е́сть, да и а́зъ ми́лостивъ бу́ду къ бли́жнему моему̀.
Ты̀ да́лъ мѝ есѝ кре́стъ повсядне́вныхъ трудо́въ и скорбе́й, въ ни́хъ же николи́же оставля́еши мя̀, хлѣ́бъ насу́щныи на вся́къ де́нь подава́еши, укрѣпѝ у́бо мя̀ и си́лою свы́ше, во е́же противоста́ти искуше́нïемъ и собла́зномъ лука́ваго. Сподо́би мя̀ бо́дренно и безъ ропта́нïя, но съ любо́вïю кре́стъ мо́й носи́ти вослѣ́дъ Тебѣ̀, да́же до сконча́нïя, е́же отъ Тебѐ, Го́спода и Влады́ки животу̀ моему̀, опредѣле́ннаго. А́ще и вся́кому человѣ́ку на землѝ надлѣжи́тъ сме́рть, и разлуче́нïе душѝ и тѣ́лу, но Ты̀ у́бо побѣди́лъ есѝ сме́рть тридне́внымъ воскресе́нïемъ Твои́мъ, да воскресну̀ и а́зъ въ пакибытïѝ къ жи́зни вѣ́чнѣй, и та́ко всегда̀ съ Тобо́ю, Го́споди мо́й, бу́ду, зря̀ немерца́ющïи свѣ́тъ лица̀ Твоего̀, въ безконе́чныя вѣ́ки вѣко́мъ. Ами́нь.
Автор: Георгий Коряшкин
июль 2024 — февраль 2025
Комментариев пока нет