На страницах нашего сайта мы рассказывали об окончании проекта интеграции России в западное сообщество, по причине не только изменения внутреннего политического курса, но и нежелания больше со стороны Запада видеть Россию в своем сообществе. В статьях «Новая реальность или новая нормальность?» и «Веление времени — опора на себя» обсуждались вопросы суверенизации экономики и идеологии. Этим же темам был посвящен VII Московский экономический форум (МЭФ), состоявшийся 4-5 апреля 2023 года, и известный, как одно из крупнейших собраний ведущих российских экономистов, промышленников, предпринимателей и идеологов патриотической направленности.
Первый такой Форум прошел десять лет назад. Организаторы МЭФ обозначают свою программу как протекционистко-патриотическую и противопоставляют либеральному Гайдаровскому форуму, некогда чрезвычайно популярному, в последние годы утрачивающему свои позиции. Участники МЭФ предлагают сделать ставку на суверенизацию экономики и развитие промышленного производства — несырьевого сектора.
Нынешний Форум был посвящен возможностям новой индустриализации страны.
Открывая заседание, председатель Форума Константин Бабкин отметил, что международная политическая и экономическая ситуация сильно изменилась. Работа по устаревшим шаблонам несет множество рисков. Долгое время Россия жила в парадигме глобальной экономики, где ей была отведена роль придатка Запада. Но сегодня цели изменились, так или иначе приходится создавать суверенную экономику на фоне мировых тенденций к деглобализации и многополярности.
При этом денежно-кредитная и налоговая политика страны пока находится в заложниках давно устаревшей монетаристской концепции. Сегодня России нужны низкие налоги, разумный протекционизм, мягкая денежно-кредитная политика, все это изложено в предложениях Московского экономического форума по реализации национальных целей на период до 2030 года, и все это поможет России двигаться вперед. В заключение выступления, Константин Бабкин подчеркнул важность индустриализации для достижения технологического суверенитета и дальнейшего развития России.
Затем выступила доктор экономических наук, профессор, депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева. Она рассказала об истории индустриализации в разные периоды развития Российского государства. Первый период индустриализации связан с реформами С. Ю. Витте — совокупность мер экономической политики в Российской империи в конце XIX века — начале XX века. Второй — индустриализация советского времени, которая состоялась с 1928 по 1940 годы. Третий период — это попытка новой индустриализации, начавшаяся в 2014 году и длящаяся до нынешнего времени. Как выяснилось, нынешняя российская индустриализация уступает по показателям всем предыдущим. В 2014-2022 гг. рост составил только 12%. Впечатляющие результаты индустриализации были заметны не только в период СССР (рост в 6 раз), но и во время реформ в царской России (в 4,6 раз).
Дмитриева рассказала об основных источниках финансирования индустриализации в разные периоды. В Российской империи были иностранные займы, в советское время власти привлекали бюджетные средства из непромышленных сфер производства, например, из сельского хозяйства, что истощало его. Сегодня деньги мы получаем за счет налогов, которые платят в бюджет компании, в том числе от значительного сырьевого экспорта. Она отметила, что таких финансовых возможностей для индустриализации, как сегодня, не было ни в раннем СССР, ни в Российской империи. Однако они используются крайне слабо.
Также Оксана Дмитриева рассказала о технологиях, которые использовались для нужд индустриализации. Если в царской России к 1901 году до 60% используемого оборудования было иностранное, то в советский период мы вышли на собственное производство. Сегодня, к сожалению, наблюдается обратная тенденция — от 40% до 60% в разных областях составляет импортное оборудование.
Эксперт подчеркнула, что локомотивом развития экономики в эти периоды были разные отрасли: строительство железных дорог в царское время, электрификация и производство средств производства (группа А) — во времена Советского периода, ВПК — до 2022 года.
Депутат Госдумы обозначила основные факторы индустриализации — это финансирование, технологии, оборудование, кадры ИТР (инженерно-технические работники), кадры рабочих. Если в период царской и советской индустриализации мы были ограничены в источниках финансирования, технологиях, оборудовании, а единственным безграничным ресурсом оставались кадры рабочих, то сегодня все наоборот. Страна имеет неограниченное финансирование, при этом в кадрах рабочих и ИТР наблюдается значительный дефицит.
Кроме того, одной из важных тем выступления депутата ГД стали кадры ИТР для индустриализации. Так, в царский период рост числа инженеров с высшим образованием был в 5 раз, в советский период — в 6-20 раз. Сегодня в этой сфере мы наблюдаем только снижение. По мнению докладчицы, сейчас разрушены школы в инженерных и научных вузах.
В заключение Оксана Генриховна отметила необходимость увеличения финансирования промышленности, перераспределение прибыли с сырьевого и финансового секторов, снижение норм потребления по всей экономики, прямые бюджетные доплаты по всей цепочке подготовки инженеров и рабочих, долгосрочные программы контрактирования.
Одним из самых ярких выступлений Московского экономического форума стал доклад академика РАН, научного руководителя Института океанологии им. П. П. Ширшова Роберта Нигматулина. В своем выступлении Роберт Искандрович обозначил основные проблемы, с которыми сталкивается российская экономика сегодня, — отставание по темпам роста ВВП, высокая смертность и низкая рождаемость, неэффективность производства и низкие зарплаты.
Роберт Искандрович начал свое выступление с освещения актуального для России вопроса — отставания ВВП России по темпам роста. Сейчас ВВП страны меньше, чем в Турции и Португалии, и это отставание будет только увеличиваться, что создает угрозу для российской экономики.
Еще один корень проблемы — низкая доля ВВП на здравоохранение, образование, науку, культуру, которая сохраняется в течение 30 лет. В результате происходит деградация образования — число научных работников за последнее время сократилось в три раза: сегодня мы находимся на 29 месте по числу научных работников на душу населения.
Выход из кризиса Роберт Нигматулин видит в инвестициях, льготах для предприятий, изменении налоговой политики. Кроме того, нужно стимулировать рост спроса — увеличивать зарплаты. Развитие экономики невозможно без существенного снижения цен на энергоносители (газ, бензин, электричество). Также необходимо работать с балансами, перераспределять доходы. В заключение необходимо менять финансовую систему, в частности госбанки должны зарабатывать только за счет успешного финансирования проектов.
В продолжение темы Роберт Нигматулин отметил, что престиж инженера должен быть выше престижа юриста или банкира. Спикер добавил, что существует и вторая кадровая проблема — отсутствие в промышленности наставников, которые могли бы обучать молодое поколение дефицитным производственным профессиям.
Завершилась дискуссия пожеланием о взлете экономики России, который возможен только при развороте от ресурсной модели к промышленному производству.
Фото автора
Комментариев пока нет