Великомученик Никита Готфский — древний святой, почитался на Руси с самых ранних времен, но особенно — в период укрепления власти московских великих князей и утверждения концепции «Москва — Третий Рим». Образ великомученика Никиты, побивающего беса — Никиты Бесогона, со второй половины XIV века получил распространение в мелкой пластике — нательных крестах и небольших образках, имевших охранительную функцию. Выставка, посвященная этой иконе, открылась 21 февраля 2024 года в музее имени Андрея Рублева.
Выставка предоставила возможность познакомиться с редкой иконой первой трети XVI столетия из собрания собирателя С. А Ходорковского. Это один из самых ранних известных образов святого Никиты, в котором подробно, в четырнадцати клеймах, иллюстрируется его житие. Икона, выполненная московским мастером, является центральным экспонатом выставки.
Открывая выставку, перед собравшимися выступил директор Музея Михаил Борисович Миндлин. Он отметил, что зрителям представлена уникальная, высочайшей исторической и художественной ценности икона. Ныне она находится в коллекции всем известного собирателя С. Ходорковского. А одна из главных задач музея имени Андрея Рублева — ознакомление широкого круга ценителей древнерусской культуры с уникальными экспонатами из частных и корпоративных собраний. Изучение таких памятников и введение их в научный оборот чрезвычайно важно в этой области искусствознания.
Затем куратор выставки Ирина Евгеньевна Финская рассказала о представленном объекте культурного наследия:
«Мне очень радостно сегодня открывать такую интересную выставку, на которой представлен очень редкий образ великомученика Никиты из собрания Сергея Александровича Ходорковского, который периодически выставляет свои прекрасные шедевры. Икона посвящена образу великомученика Никиты, а также содержит в себе интересные житийные сцены, не только взятые из канонического жития, но также из апокрифического источника.
Этот образ показывает смешение двух личностей, двух текстов житий, двух образов святых Никит. Мы знаем, что существовал канонический святой великомученик Никита Готфский, а также подвижник, известный как Никита Никомедийский, другой мученик, который ассоциировался позже в древней Руси с Никитой Бесогоном.
Так вот, на иконе представлен этот очень популярный в древней Руси с XIV века апокрифический сюжет, где Никита сидит в темнице и побивает беса.
Уникальность данной иконы заключается в том, что Никита изображен с топориком в правой руке, а в левой руке он держит за ногу беса. В этом клейме сошлись две уникальные подробности, которые практически не повторяются ни в одной из житийных икон, это отличие состоит в том, что в других подобных сценах обычно Никита либо сидит, либо стоит и побивает беса плетью либо железной цепью, держит левой рукой беса за волосы.
В этой иконе также есть несколько необычных сцен, которые практически не появляются ни в одной из житийных икон. В ходе исследования иконы я насчитала восемь житийных образов, посвященных Никите великомученику, созданных в течение всего XVI столетия. И это один из ранних уникальных образов. Также нам известна еще одна икона из частного собрания, вероятно, она уже находится не в России, и, к сожалению, мы не можем с точностью сказать, какой образ был создан раньше. По всей видимости, икона из собрания Сергея Александровича является вторым образом по хронологии, что отражено в каталоге, который был подготовлен музеем.
Также хотелось бы отметить в экспонируемом образе, что великомученик Никита изображен в воинских одеждах, с мечом и щитом, но также в его правой руке изображен крест, таким образом он является не только духовным воином, но и, прежде всего, мучеником за православную веру.
Также на выставке представлены меднолитые иконы с изображением Никиты, побивающего беса, кресты-тельники, кресты-энколпионы. Все эти предметы уникальны, они находятся в собрании нашего музея и относятся к XIV-XVI векам, мы специально подобрали довольно ранние образы, чтобы подчеркнуть этот временной отрезок, к которому восходит икона и которому соответствуют эти образы. Среди этих образов есть два уникальных, одна икона сделана из шифера и принадлежит к искусству Греции, она была создана в XIV веке, на ней великомученик Никита изображен в виде воина, с копьем и щитом, это довольно редкий образ, тем более среди музейных собраний.
И хотелось бы обратить внимание на двухсторонний образ Никиты, побивающего беса. На передней стороне этой иконы изображено Вознесение, эта икона обычно располагается в экспозиции нашего музея, она обычно показывается лицевой стороной, где изображено Вознесение. Здесь же мы показываем сторону с изображением великомученика Никиты.
Затем выступил владелец иконы, собиратель и коллекционер Сергей Александрович Ходорковский.
Справка: Сергей Ходорковский — опытный коллекционер и ведущий эксперт по русским иконам. Его собственная коллекция старинных икон включает в себя множество экспонатов музейного качества, которые в разное время были представлены на ряде важных выставок. Среди них уникальные московские иконы «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» и «Богоматерь Одигитрия» XVII века, отличающаяся необычной одеждой младенца Христа, редкие иконы «Вознесение Господне» и «Архангелы Гавриил и Михаил», а также икона «Воскрешение Лазаря», датируемая XVII веком.
Он рассказал, что впервые узнал об этой иконе в конце 1990х-начале 2000-х годов:
«Она находилась в неизвестной мне коллекции, продавалась в тот момент довольно дорого, сразу мне понравилась, но не было возможности ее приобрести. Приобрел ее известный московский коллекционер, который, к сожалению, уже не с нами, Олег Николаевич Алексеев-Набоков. Он также очень часто участвовал во многих проектах и выставках. То, что я выбрал именно эту икону на выставку в том числе и потому, что мне хотелось вспомнить этого человека, удивительного коллекционера, искренне любившего и русское искусство, и русскую икону. Так вот, долгое время эта икона находилась у него в собрании.
Лет 5-6 назад так получилось, что мы с ним обменялись предметами коллекции и эта икона перешла в мое собрание. Икона нуждалась в реставрации, мой друг-реставратор отреставрировал эту икону, он смыл все поздние прописи и записи. Когда он раскрыл центральную фигуру, которая была записана самым грубым образом, открылся яркий и хорошо сохранившийся авторский лик. Данной выставкой мы даем новую жизнь этой иконе, то есть мы ее открываем по-новому. Формат таких выставок я очень люблю, это позволяет более глубоко изучить памятник, всегда это вызывает какие-то споры, дискуссии, как известно, в спорах рождается истина. Хотелось бы мне поблагодарить весь коллектив музея им. Андрея Рублева за это исследование, за создание каталога, организацию этой выставки, за возможность поучаствовать в таких интересных проектах.
Комментариев пока нет