В течение XX века неокружническая иерархия полностью лишилась священников и регулярных церковных институтов. Тем не менее, старообрядцы Демянского района Новгородской области называют себя неокружниками, демонстрируя при этом беспоповские практики. Об истории этой общины и ее сегодняшнем дне — читайте в нашем материале.
Демянск и близкие к нему селения были достаточно разнородными в конфессиональном плане. По словам исследователя, кандидата исторических наук И. А. Мельникова, помимо приверженцев Греко-Российской Церкви здесь проживали беспоповцы федосеевского и поморского согласий, пашковцы, калиновцы. Центром притяжения старообрядцев была деревня Алешонка Демянского уезда Новгородской губернии.
В Алешонке до 1937 года при кладбище существовала официально зарегистрированная старообрядческая неокружническая моленная, которая впоследствии была закрыта местной властью, а ее настоятель, иерей Евсевий Цыркин (1863 г.р.), расстрелян по приговору «Особой тройки». Община Алешонки поддерживала связь с Санкт-Петербургом, Ржевом и Москвой, откуда приезжали священники для исполнения треб местных христиан. В послевоенные годы в Алешонку приезжали священнослужители из Санкт-Петербурга и Молдавии. В 1980-90 годы требы исполняла А. Г. Грознова. Местные староверы поддерживают связь с Москвой и Великим Новгородом, ездят на Рогожское за крестами, утварью и календарями. В настоящее время в общине существует разделение на две группы: одна возглавляется Ольгой Васильевной Шмаковой, а другая — Федором Сидоровичем Сидоровым. Федор Сидорович построил на свои средства церковь, но уже на новом месте, а на месте уничтоженной церкви установил крест и приглашает для исполнения треб белокриницкого священника из Великого Новгорода. Но местное сообщество не признает Сидорова и в новой церкви не молится, поскольку в прошлом Федор Сидорович был коммунистом. Также в вину Федору Сидоровичу местные староверы-неокружники вменяют то, что он поставил новую церковь не на старом месте, а поблизости, поэтому и ходить туда незачем. За исполнением треб некоторые старообрядцы Алешонки ездят в Великий Новгород в белокриницкую общину, а другие в Старую Руссу в поморскую общину, также есть случаи обращения в общины РПЦ. «В настоящее время Федор Сидорович уже не молится и при храме не живет. Местные старообрядцы знают, что есть разные старообрядческие согласия, но разницы между ними не знают. Считают, что староверы — это неокружники, а старообрядцы — это окружники. Старообрядцы-неокружники Демянского района имеют сложную вероисповедную идентификацию, наблюдается переход к беспоповским практикам, а связи с белокриницкими общинами сохраняются на уровне приобретения церковной атрибутики», — рассказывает Илья Андреевич.
В самом Великом Новгороде действуют храмы Русской Православной старообрядческой Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви.
В 1199 году на месте нынешнего храма Поморской общины Новгорода была построена деревянная церковь Рожества Богородицы в женском Михалицком монастыре, что на Молотковской улице. Основана монастырская церковь была княгиней Еленой, супругой удельного князя Ярослава Владимировича, скончавшегося в год основания монастыря. Старый деревянный храм Рожества Богородицы на Михалице сгорел в пожаре 1377 г.
В 1379 г. на месте сгоревшего деревянного храма был построен новый, теперь уже каменный, храм. Затем, уже в в 17 веке, храм был основательно был перестроен. При Петре I монастырь был упразднен и храм стал приходским.
Во время войны 1941–1945 гг. церковь сильно пострадала. В 1955 году храм представлял собой каменную коробку с огромными вертикальными трещинами. Реставрационно-восстановительные работы проведены в течение весенне-летнего сезона 1956 года. Памятник восстановлен в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века. Автор исследования и проекта реставрации Л.Е. Красноречьев. Реставрационно-восстановительные работы по трапезной проведены в 1959–1960 гг.
В 1989 году храм был передан Поморской общине.
В Великом Новгороде храм Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Витке был построен в 1384 году как главный храм небольшого и небогатого женского монастыря, основанного новгородским архиепископом Моисеем. После упразднения в 1764 году монастыря он действовал до 1920-х годов как приходской храм. Храм расположен на правом берегу Волхова неподалеку от того места, где в Волхов впадает речка Витка. Храм был реставрирован дважды — впервые в 1952 году, после чего не использовался никак, в результате тихо ветшал и разрушался. Стала протекать кровля, потрескались своды и стены, в таком-то плачевном состоянии в 2001 году храм был передан общине Русской Православной Старообрядческой Церкви Великого Новгорода, после чего началось его восстановление. Храм был торжественно освящен после реставрации 14 ноября 2004 года.
Комментариев пока нет