С 13 по 17 мая 2016 года в столице прошли «Дни казаков-некрасовцев в Москве». Знаменательно, что незадолго до этого в России провели Всероссийский конкурс «Казачий круг», закончившийся гала-концертом победителей в столице. «Дни казаков-некрасовцев в Москве» явились своеобразным продолжением творческого фестиваля. В организационный комитет мероприятия вошли: Министерство культуры Ставропольского края, Государственный республиканский центр русского фольклора, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, казаки Рогожской станицы. Некрасовцы приехали в Москву благодаря финансовой поддержке Ставропольской администрации. Ну, кажется, с официозом все. А теперь действительно субъективные заметки.
Попасть на дни некрасовцев можно было очень просто — всего-то навсего написать письмо по адресу, указанному на сайте Минкультуры. Открытие началось с осмотра выставки картин «Казаки-некрасовцы в произведениях художников Ставрополья», написанных в рамках двух «Некрасовских пленэров» 2012 и 2014 гг. Но самое интересное ждало посетителей в зрительном зале. После приветственных слов организаторов и митрополита Корнилия, на сцене выступили сами казаки-некрасовцы, а следом за ними профессиональные фольклорные коллективы. Во время выступления одного из них бабушки-казачки, сидевшие на сцене, оживились. Одна, не выдержав, встала, вошла в общий хоровод и начала петь вместе с фольклористами. «Гвозди б делать из этих людей:/ Крепче б не было в мире гвоздей»!
Когда выступали некрасовцы, узнала мужской голос, который мне очень нравился и который неизменно выделяла из хора. Дело в том, что несколько лет назад я купила диск «Богослужебное пение казаков-некрасовцев» и периодически его слушала. И вдруг голос соединился с «изображением», реальным человеком. Им оказался Семен Иванович Милушкин, совершенно уникальный певец. На следующий день, когда открылась выставка на Рогожском, Семен Иванович спел «Святый Боже» на греческом. Кто из современных староверов еще поет на греческом, а? Еще одно выступление некрасовцев поразило. Казаки исполнили стих, который поется на свадьбе. Среди участников фольклорных групп нашли девушку на роль «невесты» и посадили ее боком к зрительному залу. Во время пения к ней подошла бабушка-казачка, которая параллельно хору начала «огалашивать невесту» (особый вид плача). Было трудно тоже не заплакать — столько почвенной, глубинной энергии, спрессованной столетиями, слышалось в свадебном обряде. А ведь я не любила фольклор. Видимо, тот, который знала, был препарирован, как лягушка. Здесь же пришло осознание, что народную культуру, которую мы почти потеряли, не просто не вернуть, ее уже трудно понять современному человеку.
На следующий день, 14-го мая, в «Рогожской слободе» открылись сразу две выставки, сделанные, с одной стороны, казаками Рогожки («Некрасовцы — путь на Родину»), с другой — ставропольским музеем («Эхо времени. Кто такие казаки-некрасовцы»). О них уже писал о. Кирилл (Сахаров).
Выставки неоднозначные. Мне, как музейному сотруднику, показалось избыточным такое количество экспонатов на небольшой площадке. «Богато». Смешивать подлинные вещи, принадлежавшие казакам, с полиграфической продукцией последних лет и копийными иллюстрациями — весьма сомнительный экспозиционный прием. Полиграфии было самое место на втором этаже, вместе с современными фотографиями, посвященными жизни и быту казаков. Однако это дело вкуса. Что понравилось? Конечно, большой кованый сундук, в котором казаки везли из Турции вещи в Россию, яркая и самобытная одежда, причем как женская, так и мужская.
Яркость запредельная! А цветы поверх платков казачек — что-то невероятное. Все, кто хоть немного знаком с русским народным костюмом, знают, какое многоцветье и неожиданное сочетание, казалось бы, несочетаемых цветов и элементов в одежде встречается по губерниям необъятной России. В мужском костюме привлекли внимание красные штаны, похожие по крою на турецкие, зауженные у щиколоток.
16-го мая, на кинопоказе документальных фильмов о казаках, запомнились слова директора ставропольского Дома народного творчества: «Кто такие? приехали, ходят в своих ярких одеждах, а мы тут в серых фуфайках…» Нарядность и праздничность даже повседневного народного костюма наводит на мысль о том, насколько оптимистичнее, что ли, были наши предки, радостнее жили, хотя переживали порой труднейшие времена.
По давней традиции в день Жен-мироносиц на Рогожском проводится вечер духовных песнопений. 15-го мая мы слушали хоры из Москвы, Петербурга, Арзамаса и других городов и весей. После арзамасцев пели некрасовцы. На контрасте было очевидно, что больший по числу участников хор из Арзамаса пел гораздо тише, чем казачий. Другой звук, тональность. Я не музыкант и не берусь давать оценку пения кого бы то ни было, но разная сила звука в пространстве храма с его прекрасной акустикой говорит о том, что с современным знаменным пением что-то не так. Кстати, Семен Иванович вторично исполнил «Святый Боже» на греческом. Красиво прозвучало именно в храме, а не на выставке, что и понятно.
16-го мая в Государственном институте искусствознания была демонстрация документальных фильмов о казаках-некрасовцах, а также материалов этнографических экспедиций в Левокумский район Ставропольского края. Прежде чем поделиться впечатлением от фильмов, расскажу, как я набралась наглости и подошла к директору ставропольского музея Зое Александровне Белой. На открытии «Дней казаков-некрасовцев в Москве» видела, как выступающим раздают какие-то каталоги. Моя музейная душа заметалась — как получить? И вот перед кинопоказом подхожу к директору и говорю: «Простите, видела, что вы дарили каталоги участникам. А где можно купить каталог?» Директор, не поворачивая головы, строго спросила: «А Вы кто?» Я растерялась, не зная, что ответить. Директор: «Какое отношение Вы имеете ко всему этому?» Тут я промямлила, что работаю в музее декоративно-прикладного и народного искусства, что готова купить, но не знаю где. «Это дорого», — отрезала директор. А через пару секунд сказала: «Я Вам подарю». Как так-то: дорого, значит подарю? Ничего не понимаю! Мы в столице привыкли, что если дорого, то копите деньги. На подарок я даже не рассчитывала. Внутренне краснея, я еще раз повторила, что готова купить. «Ну, зачем? Лучше я Вáм подарю, чем кому попало». И я получила: каталог картин некрасовских пленэров, книгу В.П. Иванова-Желудкова «Русское село в Малой Азии», программу «Дней некрасовцев», закладку с заветами Игната Некрасова, два сборника научных материалов и два пакетика, в которых оказались чудесные некрасовские куклы (мама и дочка, как я их теперь называю), в народных костюмах.
Теперь о кинопоказе. Первый фильм 1963 года назывался «Возвращение казаков-некрасовцев». Фильм снят по горячим следам, так как возвращение состоялось в 1962 г. В советском стиле фильм полон энтузиазма и радости по поводу возвращения, освоения новых земель и специальностей вернувшимися казаками. Однако второй фильм о современных казаках (по-моему, 2008 г.), включавший фрагменты предыдущего, получил нелицеприятный комментарий присутствовавших казаков. Они рассказали, что советское правительство их фактически обмануло. Они не догадывались, что государство — атеистическое, что будут запрещать ходить в церковь и срывать с детей кресты. Казаки, которые приезжали в советскую Россию, услышав колокол, думали, что это церковь поблизости, а на самом деле колоколом созывали колхозников на обед. Эх! Русская доверчивость! В фильме неприятно поразило то, что современные казаки отошли от традиций, прекрасно это сознают и не горят желанием что-то изменить. Вспомнился Николай Клюев: «Возвратилися в станища,/ Что ни струг, то сирота,/ Буруны разъели днища,/ Червоточина — борта». Директор Дома народного творчества говорила о том, как она возрождает пение некрасовцев, набрав коллектив девочек. А сами казаки, сидящие в кинозале, с большой грустью говорили: «пение-то можно возродить, а вот духовность…». Это хорошо, что музыковеды и фольклористы серьезно заняты сохранением пения, этого нематериального культурного наследия, но что делать с потерянной верой?..
Напоследок участникам «Дней казаков-некрасовцев в Москве» показали материалы одной этнографической экспедиции, в которой казаков из Ставрополья возили в Турцию на место их прежней жизни. Кино из серии «наши в Турции» было тяжелым просмотром. Поехавшие за границу некрасовцы плакали, увидев свои дома и виноградники, увидев людей, с которыми они росли. Турки устроили праздник в честь приезда русских: накрыли столы, звучала музыка, были танцы. Но нам, зрителям, стало невесело. Чувствовалось, что многие казаки жалеют об оставленном доме предков, где прожито два с половиной столетия. Страшный вопрос хотелось задать: а не зря ли вернулись казаки? Язык не повернется назвать их «уходящей натурой», но создалось впечатление, что традиции и культура казаков тихо умирают, несмотря на статус «этнографической деревни», на выпуск дисков с казачьим пением, фестивали и музеи. Музеефикация — первый признак отмирания: ученые исследуют некрасовцев как «диковинку» и древний реликт. Но отчего-то, глядя на аскетичный лик отца Евлампия, духовника некрасовцев, стало ясно, что данный приезд казаков в Москву важен, прежде всего, духовным общением братьев по вере. Как поют сами некрасовцы: «Наши годы быстротечны./ Но отныне в роды вечны, — / С нами Бог».
Резолюция
С 19 по 23 сентября 2012 г. в пос. Новокумский Левокумского района Ставропольского края на базе филиала Ставропольского Краевого музея изобразительных искусств состоялись Международные научные конференции «Проблемы самоидентификации этноконфессиональных групп в современном мире» и «Лингвистическая экология: сохранение исчезающих языков». Обе конференции были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом и приурочены к знаменательной дате — 50-летию возвращения на Родину в Россию казаков-некрасовцев. Ведущие ученые России из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ставрополя, Ростова-на-Дону, занимающиеся данной проблематикой, приняли в них участие. В одном месте в одно время собрались лингвисты, музыковеды, медиевисты, филологи, этномузыкологи, экономисты, теологи, историки. Кроме ученых, в конференциях приняли участие общественные деятели русских общин, старообрядческих советов из разных стран мира. Кроме России на форумах были представлены Армения, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Эстония. В качестве почетных гостей были представители духовенства от Русской Православной старообрядческой Церкви.
В процессе работы конференций было заслушано около 50 докладов; проведены практические занятия, посвященные изучению культуры казаков-некрасовцев Ставрополья; встречи с самими носителями культуры; два круглых стола, на которых обсуждались актуальные проблемы современного народоведения. Участники форумов были приглашены в качестве почетных гостей на торжественное богослужение к казакам-некрасовцам в храм п. Кумская Долина на праздник Рождества Богородицы и в молельный дом молокан.
Исследователям, общественным и политическим деятелям, представителям правительства Ставропольского края, Левокумской администрации, гостям удалось не только прослушать и обсудить научные доклады, обменяться мнениями, но и побыть в подлинной атмосфере людей, которые являются носителями уникальной культуры. Следует подчеркнуть, что Левокумский район является местом уникальным. Казаки-некрасовцы, являясь по своему вероисповеданию старообрядцами, сохранили как духовную, так и этнографическую культуру. Аналогов подобного среди старообрядцев больше нет во всем мире. Участники научных форумов, знакомясь с бытом, укладом, уникальным языком, духовными и фольклорными традициями некрасовцев и молокан, проживающих в этом месте, воочию убедились в том, что эти субэтносы находятся на грани исчезновения. Речь в данном случае идет не о физическом вымирании, а о потере преемственности в смене поколений. Помимо объективных причин: политических, экономических, экологических, демографических, существуют и субъективные причины, приведшие к таким неблагоприятным результатам. Одна из них заключается в многолетнем бесконтрольном вторжении в местную культуру лиц, профессионально к этому неподготовленных, в том числе участников любительских фольклорных коллективов и представителей СМИ. Определенный вред культуре некрасовцев принесло и интенсивное участие в фестивалях и смотрах художественной самодеятельности. Данная деятельность велась без учета особенностей локальной исполнительской традиции и привела к существенному изменению и разрушению многих музыкально-фольклорных произведений, представлявших огромную ценность не только для науки, но и для отечественной культуры в целом.
Вышеизложенные причины привели к тому, что сами казаки-некрасовцы стали в определенной мере осознавать себя живыми музейными экспонатами и считать, что их культура не нужна их детям, а является предметом показа для концертного зала, телевидения, журналистов и т.д. Исходя из всего вышеизложенного, в результате работы форумов были сформулированы следующие положения и рекомендации:
- Всесторонне рассмотрев процессы развития этноконфессиональных сообществ, участники конференции отмечают их высокую значимость в современном мире и решающую роль в сохранении национальной идентичности и отечественного культурного наследия.
- В связи с этим считаем целесообразным проведение ежегодных конференций, посвященных проблемам культурной самоидентификации этноконфессиональных сообществ.
- Рекомендовать органам культуры и образования Левокумского района внедрить в детские дошкольные учреждения, в образовательный процесс общеобразовательной школы в рамках регионального компонента комплекс элективных курсов, посвященных культуре и языку казаков-некрасовцев.
- В связи с необходимостью сохранения и тщательного изучения архаического говора казаков-некрасовцев в ходе конференции рекомендовать Министерству культуры Ставропольского края запланировать в бюджете края отдельную статью для финансирования деятельности по изучению и сохранению фольклорного и языкового наследия казаков-некрасовцев.
- Отметить высокую значимость культурного наследия казаков-некрасовцев (диалекта, комплекса календарно-обрядовых и семейно-обрядовых ритуалов, народного костюма, богослужебно-певческой культуры, быта, кухни) и ходатайствовать перед Российским Комитетом по охране нематериального культурного наследия о присвоении ему статуса особо ценного объекта нематериального культурного наследия России и включении его в Репрезентативный список Юнеско.
- Поддержать инициативу Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН о формировании в рамках национального проекта «Свод русского фольклора» отдельного издания, посвященного музыкально-поэтическому фольклору казаков-некрасовцев.
Кто из современных староверов еще поет на греческом, а? — за каждым архиерейским богослужением вообще-то, перед чтением Апостола … и не только …