Ныне время детельно явися, при дверех суд. Возстенем убо постящеся, и принесем слезы отверзением милостыни, зовуще: согрешихом паче песка морскаго. Но ослаби Содетелю всех, яко да приимем нетленныя венцы.
(кондак, глас 4, в неделю вторую Великого поста)
Поздравляем всех православных христиан с началом Святого Великого Поста, временем покаяния и размышления о своих согрешениях, временем подготовки к Великому и Светлому празднику Воскресения Христова, Святой Пасхе.
Как же провести это время, для чего нужно поститься, как правильно поститься, попробуем понять, прибегнув помощи известного старообрядческого деятеля начала ХХ века, ученого-богослова епископа Михаила (Семенова) изложившего свои рассуждения на эту тему в статье «Богоугодный пост».
Теперь очень много и часто слышится возражений против поста. Зачем он? (эти слова сказаны почти сто лет назад, а как актуальны для многих. прим. авт.). «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст», — сказал Господь. Да, сказал. Сказал Тот, Кто постился 40 дней и дал заповедь: «Когда поститесь, не будьте как лицемеры».
«Укрепляя волю путем воздержания, пост, — пишет один врач, — укрепляет волю еще иным путем, путем улучшения функций головного мозга вообще; при этом действует просветляющим образом на наше разумение и представление,а сферу чувств делает более восприимчивой ко всему хорошему». Другой врач выпустил целую книгу, очень интересную для данного вопроса, где доказывает, что воздержание от пищи — лучшее средство лечения болезней.
Основная причина болезней — чрезмерное увеличение в организме одряхлевших, отживших клеток, разных продуктов горения и распада. Организм постоянно выкидывает эти злые продукты (через почки, через кожу и т.д.), но все же часто токсины скапливаются и служат причиной болезней. Одним из вредных элементов в организме является, между прочим, излишний жир. Благородные ткани организма, подавленные жиром, теряют свою способность защищать организм. Что же делать?
Лучшее средство повысить силу организма в борьбе с отравляющими элементами есть пост, воздержание от пищи. При помощи поста организм выбрасывает одряхлевшие клетки и заменяет их новыми. Результат поста — рост мысли, уничтожение болезненной слабости воли (абулии) и т.д..Эти замечания врача интересны с двух сторон. С одной стороны, поучительно то, что пост повышает деятельность мысли и воли. Это значит, что он повышает деятельность души, делает ее сильнее, энергичнее, более способной к борьбе со злом. Это говорит и предыдущий врач. С другой стороны, как известно, в посте христианском есть и другая сторона. С ним соединяется воздержание от страстей, борьба со злыми хотениями воли. Хотя бы воздержание от дела греховного. Грехи, злые стремления воли — тоже болезнь. Здесь тоже действуют своего рода духовные токсины.
В душе отлагается отравляющий яд греха. Воздержание, даже внешнее, внешнее бережение себя от страсти, гнева, блуда и т.д., очевидно, дает время и возможность выкинуть из себя самый яд страсти, справиться со злыми «токсинами» греха, победить.
Расслаблено тело вином, чрезмерной пищей — и дух расслаблен тоже. Это раз. Здесь нужен пост в смысле воздержания от пищи. Далее. Сила страсти всегда связана с привычкой. Грех живет в теле, как почти физическая сила. Положить временный предел греху, прервать течение греха — значит помочь душе вытолкнуть из себя привычку греха, микробы греха, поселившиеся в душу и властвующие над ней. Для этого нужен пост, как дисциплина, моральный подвиг.
Пост сам по себе, по своему существу нужен для нравственного усовершенствования. Это — первая ступень спасения. Сущность всей нравственной борьбы в человеке в том, «чтобы освободить дух от порабощения физической стихией — плотью. В человеке нарушено грехом равновесие между двумя половинами его природы. Нужно восстановить это равновесие; одно из средствдля этого — пост, он не дает перевеса животной жизни над духом. Отсюда последовательно и необходимо вытекает заповедь поста: «кто хочет уйти из рабства плоти, должен принять закон воздержания».
Часто говорят: «Но все-таки что же пост? Это дело неважное.
Мы так повинны перед Богом в великом, что рядом с нашими грехами это уже мелочь». Пусть, но подумаем, не потому ли мы повинны к в великом, что разрешили себе согрешить в малом? С этой именно мелочи начал первый человек. По святому Златоусту, заповедь о невкушении от «древа познания» была именно заповедью поста.
Она дана была, чтобы воспитать волю человека. Он нарушил ее, разорвал союз с Богом, объявил Господу, что не хочет быть с Ним, в Его воле, считает мелочью «повиновение ему». Повиновение Церкви во всех ее заповедях имеет огромное воспитывающее значение: человек, привыкший исполнять в «малом» волю Церкви, более надежен и в великом, и уже почти всегда человек, сознательно «неверный в малом», склонен идти на компромиссы и в большом.
Однако не возможен ли греховный пост? Нельзя ли, постясь, только грешить», а не Божье дело делать? Конечно возможно. О нем (ложном поете) нередко говорят и святые отцы. Пост во грех, а не во спасение, когда человек считает самый пост не средством к оздоровлению души, только подготавливающим к нравственному подвигу, а самодовлеющим подвигом, заслугой перед Господом. Такой взгляд на пост — ложь. Люди, которые стоят за исполнение благочестивых постановлений как внешних заповедей и в этом полагают подвиг свой, не заботясь о внутренней перемене, по мнению св. Иоаннаа Кассиана, книжники, «стоящие под законом, а не под благодатию». Пост — «вещь средняя, т.е. не имеющая ценности сама по себе, а получающая оценку по своим последствиям, как путь добродетели Дни поста отделяются нами, это особые дни с особой пищей, пищевым режимом, — как говорят. Но разве суть поста в этом режиме? А духовный режим, общее течение жизни у нас изменилось или нет?
Вчера вы позволяли себе гнев, несдержанность, злое слово. Отказались вы от этого сегодня? Изменен вместе с пищей моральный ход дня? Нет. Так не есть ли ваш пост отвод глаз, попытка обмануть Бога?
Я знаю людей, которые из поста и добрых дел делали злое кощунство. Они постились строго и серьезно, давали и десятину от своего имения бедным, но, сделав это, говорили себе: «Все-таки, дескать, я не гол перед Богом. Есть на что опереться. Чем защититься. Если в другом и прегрешу, Бог простит.
И они спокойно забывали о вящем в законе, о Любви, Милости и Правде. для них заповедь о посте была греховной ширмой, за которой они думают спрятаться от гнева Божия, пренебрегая заповедью любви и подвига. Человек постится «два краты в неделю», ставит свечи, дает десятину с тмина и аниса и успокаивается за этими маленькими делами. Они становятся для него убежищем от упреков совести, он забывает вящая в законе: любовь, службу ближнему и в то же время успокаивает себя: все же и я не без заслуг перед Господом, я пощусь. И он непременно думает, что сорок маленьких добрых дел будут защитой его, когда его спросят на суде: хранил ли ты любовь и веру?
За пост он цепляется, как за последнююсоломинку, и тревожная совесть находит там успокоение. Такое христианство обрядоверное, торгашеское, это обольщение; успокоение в заповедяхзакона — гибель. Нужно всегда, постясь, помнить слова хотя бы того же Иоанна Кассиана. «Любовь, милосердие должны приобретаться постом». В пост нужно обновлять душу: видя постное за трапезой своей, нужно видеть в этом напоминание о подвиге, о том, что нужно начать «пост Богу приятный, а не как суть подвига, не суть настоящего, церковного «времени приятного и дня спасительного».
Почему 40 дней? Почему так много?
Совсем не много. 40 лет понадобилось для Израиля, чтобы он, блуждая по пустыне средиголода и лишений, отвык от мяса египетского, от греховного налета, какой изложил на него Египет. Мы в рабстве греха и, однако, даже хотим идти не в землю обетованную, а навстречу Воскресшему, к святым тайнам Его.
Неужели же много для приготовления к этому 40 дней?
Хорошо, даже если к концу поста мы сумеем выйти из угара греха хоть немного, собрать свою душу, отделаться от шума улицы, от порабощения мирским делам. Чаще 40 дней оказывается вовсе не много, а мало. В конце 40 дней люди так же мало готовы встретить Жениха, грядущего в полунощи,как и в начале поста.
Итак братия и сестры, пожелаем Вам провести дни Святого Великого Поста в искреннем покаянии, в творении добрых и богоугодных дел, чтобы пост послужил духовному совершенствованию, чтобы власть греха еще хотя бы на один шаг отступила от каждого из нас.
Примем пост с радостью, как заповедовал нам Спаситель: «когда постишься, помажь голову свою и умой лицо твое, чтобы показаться постящимся не перед людьми, а перед Отцом твоим, Который втайне. И Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя явно». (Мф. 6,18)
Пусть дни Святой четверодесятницы послужат умножению плодов духовных, как и сказано об этом в евангелии: «Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина их разрушают и куда могут проникнуть воры и украсть их. Копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина их не разрушат и куда воры не проникнут и не украдут. Там где ваше сокровище, там будет и ваше сердце». (Мф. 6,19-21)
Сегодня, в Прощеное Воскресение, очистим свое сердце от ненависти, вражды, гнева: начнем с прощения, ибо «Господь сказал: если вы будете прощать людям их согрешения, то простит и вам Отец ваш Небесный. Но если не будете прощать людям их согрешения, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Мф. 6,14-15)
Простите Христа ради!
И вас Господь простит!
Источник: Тураевская старообрядческая община
Комментариев пока нет