18 (5 мая ст. ст.) мая Церковь чтит память преподобного Андриана Монзенского, который подвизался в устроенной им обители на реке Монзе в Костромском крае. Его земной путь в определенной мере предопределило сновидение, в котором ему было указано место его будущих духовных подвигов, а сами подвиги совпали с годами так называемого «смутного времени».
***
Сновидение, определившее путь
Преподобный Андриан Монзенский родился в середине XVI века в Костроме, в семье благочестивых родителей. В миру его звали Амос. Когда он достиг совершеннолетия, родители пожелали, чтобы он женился. Но юноша не хотел вступать в брак, а стремился посвятить свою жизнь служению Богу. Вскоре он заболел. Однажды во время болезни Амосу приснился сон, в котором он увидел небольшую церковь между двумя речками, и тут же прозвучали слова: «Здесь твое место». Амос помнил об этом сновидении, и сразу после выздоровления он, не оповестив своих родителей, ушел из дома. Юноша пришел в Толгскую обитель, расположенную неподалеку от Ярославля. Однако родители узнали, где находится их сын, и вернули его домой.
Иноческий постриг
Спустя некоторое время он вновь ушел из родительского дома и принял постриг с именем Андриан в Спасо-Преображенском Геннадиевом монастыре. Обитель была основана преподобным Геннадием Костромским и Любимоградским (нач. XVI в. — 1565 г.), учеником преподобного Корнилия Комельского (1457-1537 гг.), по желанию великого князя Василия Иоанновича (1479-1533 гг.) в 1529 г. В настоящее время монастырь восстанавливается после разорения в советские годы.
В поисках таинственного храма
Проведя несколько лет в монастыре, инок Андриан ушел на север искать церковь меж двух рек, которую видел во сне. Некоторое время он провел в подвигах в одном из древнейших монастырей русского севера — Спасо-Каменном, расположенном на берегу Кубенского озера в Вологодском крае.
Затем Андриан подвизался в Свято-Троицкой Павло-Обнорской обители, на берегу реку Нурмы, вблизи ее впадения в Обнору. Монастырь был основан учеником преподобного Сергия Радонежского, преподобным Павлом Комельским (1317-1429 гг.).
Большинство построек этого уникального монастыря, в том числе Троицкий собор, были зверски уничтожены в 1930-е годы. Сейчас обитель восстанавливается.
В Павло-Обнорском монастыре инок Андриан рассказал о видении, бывшем во время болезни старцу Пафнутию (ум. 1611 г.). Однажды во сне Пафнутий видит некоего человека, который повелевает ему отправить инока Андриана к востоку, за 50 верст от обители, и там Андриан увидит преподобного мужа. Когда Пафнутий попытался узнать, кто незнакомец и как знает это место, ему был дан строгий ответ: «То место не тебе назначено».
Место на берегу Монзы. Чудесные исцеления в Андриановой обители
Пафнутий тотчас поведал о своем сновидении иноку Андриану, и тот отправился на указанное место. В глухом лесу Андриан обнаружил опустелую церковь, ту самую, которую видел во сне. Он вернулся к старцу Пафнутию с радостной вестью, и они договорились подвизаться вместе в той местности. Но неожиданно Пафнутий получил царский указ с требованием появиться в Москве, где он был поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Инок Андриан вместе с тремя монахами остался при обнаруженном им храме. Место было глухое. Но не обошлось и без трудностей: полая вода активно подмывала берег, иноки беспокоились, что это может повредить церковное сооружение. Андриан с братией решили переселиться на другое место. Но им явился некий человек и велел не беспокоиться: «Не беспокойся о месте, место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нем по исцелении двух больных». Так вскоре и случилось: в новую обитель привезли двух больных отроков из окрестных приделов, один из них не мог ходить, второй страдал горячкой. Отец первого юноши поведал историю, которая с ним приключилась: во время рыбной ловли ему явился неизвестный с продолговатой бородой и убеленный сединами старец и приказал везти больного сына к Андриану в новоустроенный монастырь, пообещав, что отрок будет там исцелен. Отец другого юноши рассказал Андриану, что и ему явился незнакомый старец, который сообщил ему, что его сын выздоровеет в обители Андриана. На вопросы отцов старец ответил следующее: «Я из Благовещенского монастыря с устья реки Монзы, живу в одной келии с Андрианом. Иду теперь в город Кострому. Туда послал меня старец Андриан нанять рабочих для перенесения монастыря в новое место».
Тайный покровитель монастыря
Но Андриан знал, что в то время из монастыря никто не выходил. Болящие отроки исцелились от своих недугов после того, как в монастырской церкви была отслужена Божественная Литургия, а затем молебен в часовне на берегу Монзы. В это время Андриан с братией убедились, что существует некий покровитель обители, которому угодно, чтобы монастырь перенесли на реку Монзу при впадении ее в Кострому. Так и было сделано. Это произошло приблизительно в 1580-1590-х годах. Архимандрит Чудовского монастыря Пафнутий дал средства для устройства обители на новом месте. Здесь были построены две церкви: Воскресения Христова с приделом во имя святителя Николы Чудотворца и теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре вокруг церкви стали собираться те, кто искал уединенной жизни, постепенно образовалась обитель. Монахи занимались земледелием.
Спустя некоторое время после переноса монастыря в него пришел инок Ферапонт и попросил Андриана принять его. Тот с радостью принял монаха, не ведая, кто он. Но один из иноков узнал в Ферапонте того незнакомца, который являлся отцам болящих отроков. Два рабочих при обители подтвердили это. Идя в монастырь строить храм, они встретили новопришедшего инока, который им предсказал о явлении святого человека в Монзенском монастыре. Андриан не смел прямо спросить об этом Ферапонта. Но однажды на исповеди обратился к нему с тем, чтобы тот поведал, из какого монастыря он? Ферапонт рассказал, что он принял постриг в Воздвиженской обители в Костроме, ранее жил в Москве и назвал свое имя. После ответа Андриан убедился, что Ферапонт и есть покровитель Монзенской обители. Не желая славы, Ферапонт молил Андриана, чтобы тот не рассказывал ничего братии, а затем попросил игумена быть его духовным отцом. Игумен Андриан смутился, услышав такую просьбу, поскольку считал себя недостойным быть духовным отцом подвижника, но тот был непреклонен. Однажды инок Ферапонт посоветовал игумену Андриану отправиться в Москву, потому что там его желает видеть болящий архимандрит Пафнутий. Игумен Андриан отправился в Москву. Архимандрита Пафнутия, как и предсказал прозорливый угодник, он нашел больным в Крутицах. В беседе о делах Благовещенской обители, о подвижнике Ферапонте и его дивных деяниях архимандрит Пафнутий спросил Андриана: «Возвратился ли к тебе тот старец, который был у меня недавно с твоим письмом?». Он тут же показал письмо, написанное рукой Андриана. В нем сообщалось о нуждах обители. Но игумен помнил, что не писал этого письма. Из описаний Пафнутия Андриан понял, что письмо принес инок Ферапонт, но он не отлучался никуда из монастыря. Об этом удивительном событии узнал и Геласий (ум. 1601 г.), митрополит Крутицкий, то вместе с архимандритом Пафнутием дал Андриановой обители богатую милостыню. Таким чудесным образом подвижник Ферапонт заботился о монастыре.
Обитель на Монзе прокормила людей в период великого голода
Вскоре после своей смерти Ферапонт явился Андриану и сказал: «Скоро великий голод будет в Русской земле; храни хлеб. В то время увеличатся земли у монастыря и монастырские деревни построятся там, где теперь владеют дети боярские. Тогда многие пропитаются от твоих житниц, и они не оскудеют». Андриан последовал его наставлению и наполнил монастырские житницы. В 1601 году, во время царствования Бориса Годунова, начался лютый голод, который длился три года и стал предвестником печально известного на Руси «смутного времени». Благодаря своей предусмотрительности иноки Андриановой обители творили великую милостыню всем нуждающимся в еде. По молитвам игумена Андриана его обитель была спасена. Известно, что уже в годы «смутного времени» отряды иностранных интервентов — шведов, поляков и литовцев не стеснялись грабить русские монастыри и полностью разорять их. Так, литовский отряд, набредший на монастырь, намеревался сжечь обитель Андриана. Уже разбойники развели огонь на территории, но по молитве игумена здания обители оставались невредимыми. Игумен Андриан преставился уже после окончания трагической смуты в основанном им монастыре 5 мая (с. ст.) 1619 года.
Преставление и почитание подвижника
Его святые мощи были положены под спудом церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, вместе с мощами Ферапонта, который скончался, по разным данным, в 1585/1591 или 1597 году. Местное почитание Андриана Монзенского возникло, вероятно, в 1630-1640 гг. Первое его Житие было написано незадолго до церковного раскола, около 1645 года, и называлось «Житие, и жизнь, и сказание отчасти чудес преподобнаго отца нашего Ферапонта, Устьмонзенскаго новаго чудотворца, иже бысть во области града Галича, и о зачале Благовещенскаго монастыря, что на реке Костроме, на устии Монзы реки, понеже зачатся обитель сия житием и началством раба Божия священноинока старца Андриана, некоего боголюбиваго мниха». Монзенская обитель была упразднена в 1764 году, главный храм был обращен в приходской. В Советский период церковь была закрыта. В настоящее время действует. В ней находятся мощи преподобных Андриана и Ферапонта, а также инока Феодосия. Иконописные изображения преподобного Андриана Монзенского, появившиеся в XVII веке и находившиеся в начале XX века в Благовещенской церкви, не сохранились.
Марина, доброго здоровья.Меня зовут Любовь, очень хочу , чтобы Вы пообщались со мной . Если вы непротив, подскажите, как с Вами связаться. Заранее благодарю.
«Большинство построек … были зверски уничтожены…». Странное общепринятое словосочетание «зверски уничтожены» для означения противного человеческой природе, но дикие животные, в отличие человеков, ничего не уничтожают и не убивают себе подобных, а лишь добывают себе пищу, как положил Творец.
Уважаемая Марина, у Вас,как всегда,прекрасная статья.Так дерзать! Благодарю и Божьего поспешения желаю Вам в дальнейших трудах писчих!