Совсем недавно я была дома, в Латвии. Быть в Риге и не зайти к рижским староверам было бы непростительным для меня! Каждый раз в Старообрядческом обществе Латвии я узнаю об интересных событиях, имею возможность познакомиться с новинками издательского отдела.
В этот свой приезд я попала почти что на новоселье.
В новые, недавно отремонтированные, очень светлые помещения переходило Старообрядческое общество. Илларион Иванович Иванов как раз переносил книги. В комнате издательского отдела хозяйничала Ирина Шурмель. Ее телефон не смолкал. Не отрываясь от сканирования фотографий для нового издания, Ирина деловито, со знанием дела отвечала на каждый звонок. Сделав небольшую паузу, она показала мне еще одну комнату, где хозяевами будет молодежь Рижской Гребенщиковской общины.
Надо сказать, что о новой организации я узнала еще дома в Прейли. Мне позвонил один из активистов этого объединения, причетник Екабпилской старообрядческой общины Евгений Иванович Анохин, с которым мы обменялись информацией.
Поэтому в Риге я обрадовалась встрече с председателем Молодежного Братства Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Алексеем Деликатным.
— Было бы очень интересно узнать об инициативе молодых староверов Латвии и что подвигло вас на создание молодежного объединения?
— Начнем с того, что братства или, как говорили в старину — "братчины", образовывались около церковного прихода. Благоустройство прихода, торжества, во время престольных храмовых праздников, братские трапезы и пиры, приглашение гостей все это было заботой братства. Первое русское свидетельство о Братчине как о праздничной трапезе в Петров день и складчине дано под 1159 г. в Ипатьевской летописи.
Большое внимание братство уделяло благотворительным целям — это обустройство госпиталей и богаделен, приюты для сирых и убогих, забота о членах прихода и их семьях.
Братства принимали на себя заботу о чистоте веры, занимаясь самообразованием и просветительской деятельностью, прививали одновременно религиозно-нравственные чувства не только своей пастве, но и другим мирским людям.
Какие бы исторические корни не имело братство, для нас, современного молодежного объединения РГСО — это прежде всего круг церковно-житейского общения, братское родство, способность сопереживать, быть милосердным и духовно богатым христианином. Нам интересно общение между собой, которое происходит в братском чаепитии и в обсуждении житейской повседневности.
Всегда найдется, чем поделиться с единомышленником, будь это проблема или суждение, хочется довериться тому, кто тебя поймет. Очень надеюсь, что наше Молодежное братство при РГСО будет объединять искренних, честных, отзывчивых, старательных, бескорыстных и трудолюбивых членов.
В марте прошлого года наше молодежное братство было официально зарегистрировано в регистре предприятий Латвии и вот уже год ведется наша работа. Мы пробуем свои силы в самостоятельных проектах, соучаствуем в различных мероприятиях общины. Естественно, что руководство общины и другие общественные староверские организации к нам присматриваются, но члены братства относятся к этому с пониманием и набираются опыта.
— Прошел уже первый год вашей деятельности. Не могли Вы поделиться своими достижениями, успехами?
— Да, наше общество официально зарегистрировано 30 марта 2012 года. Но все начиналось раньше. Совместные спевки, обсуждение и разбор Устава службы, разучивание духовных стихов, различные встречи, где мы обсуждали наши проблемы, оказывали поддержку друг другу… Наверное, все началось с нашей преподавательской работы в детской воскресной школе.
Мы все сами были когда-то учениками воскресных школ, причем в разных приходах Латвии. Поэтому мы знаем интересы наших младших собратьев по вере, и, учитывая наше образование и воспитание, пытаемся привить ученикам воскресных школ то, что им будет полезно в духовной жизни и в житейском мире. Хочется, чтобы в храмах было побольше и молодежи и детей.
Ежегодно преподаватели и энтузиасты (в основном это члены молодежного братства) организуют Вселатвийский слет Древлеправославной молодежи в Липушской старообрядческой общине, где молодежь живет, учится и отдыхает. Основную часть финансирования, уже несколько лет, берет на себя Рижская дума и РГСО.
За это время, помимо нашего собственного становления, самообразования, работы в воскресной школе, члены братства приняли участие в паломнической поездке в Пустозерск летом прошлого года, организованной Советом Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной. Мы прошли очень нелегкий путь из Риги на Российский север, к месту мученической кончины протопопа Аввакума.
Осенью прошлого года мы организовали поездку детям воскресной школы в латгальские храмы г. Екабпилса, Ливаны, Прейли. Учащиеся нашей воскресной школы посетили Москвинскую старообрядческую общину и почтили память предков-староверов, которые сохраняя веру, бежали от гонений из России. И сейчас латгальские староверы бережно хранят древние традиции, многие из которых сохранились только в латвийских старообрядческих общинах.
В г. Екабпилсе мы приняли участие в торжественном молебне и в крестном ходе по случаю освящения Памятного Креста древлеправославным христианам — первым жителям (с17 века) города Екабпилса (Якобштадта).
Осенью прошлого года члены нашего братства приняли участие в работе и организации духовно-исторической конференции посвященной 330-летию мученической смерти протопопа Аввакума и его соузников в Пустозерске. В декабре в презентации сборника стихов староверов «Триста лет нас зовут староверами», изданную Старообрядческим обществом Латвии.
Члены Молодежного братства помогали в организации передвижной выставки по городам Латвии, которая была посвящена 250-летию Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине. Эта выставка наглядно показывала богатейшие традиции, культурные и духовные ценности не только рижских староверов, но старообрядчества в целом.
В этом году Молодежное братство РГСО провело Рождественский праздник для учащихся воскресной школы, который прошел в христианских традициях, познавательно и радостно для учащихся и родителей.
— Какие планы у Молодежного Братства на ближайшее будущее?
— Самое ближайшее мероприятие, которое мы планируем, пройдет 10 марта — это в канун Масленицы. Мы подготавливаем утренник совместно с преподавателями и учащимися Воскресной школы и приглашаем гостей из других общин. Все секреты проведения Масленицы я раскрывать не буду, но мы планируем провести день не так, как принято праздновать в современном обществе – блины, гуляние, сожжения чучела.
Мы будем делать акцент на приготовление к Великому Посту. Будут приглашены родители наших учащихся, им будет не лишний раз напомнить о значении духовного воспитания и нравственности в семье. Но мы не забудем и то, что у Масленицы много народных традиций, которые не противоречат церковным правилам.
Есть и еще несколько проектов, которые мы будем осуществлять. В мае у нас пройдет международная духовно-историческая конференция, посвященная сохранению старообрядческих ценностей в Латвии. К ней уже начата подготовка и проведено несколько организационных заседаний.
Начинаем подготовку к Третьему Вселатвийскому слету Древлеправославной молодежи. Планируем мероприятия, поездки, отдых наших ребятишек. Работаем над созданием сайта в интернете, чтобы рассказывать о нашей работе. У нас достаточно много фотографий и других материалов, чтобы ознакомить с ними наших собратьев по вере.
Думаем над созданием периодического печатного издания совместно с Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной, в котором предусматриваем раскрывать жизнь нашей общины, значимые даты в жизни рижских староверов, поднимать проблемы молодежи, заниматься краеведением и сбором информации о рижских староверах. Планов и замыслов много, дай-то Бог, чтобы хватило сил.
— Получает ли Молодежное Братство поддержку со стороны общины и государства?
— Безусловно, да! Многие наши проекты поддерживает и финансирует Рижская Дума. Огромную помощь и понимание нам оказывают наши староверы-депутаты, как Рижской Думы, так и Сейма Латвии. Они с удовольствием принимают приглашение и присутствуют на наших мероприятиях. На мероприятиях Рижской Гребенщиковской общины неоднократно присутствовал и мэр города Риги Нил Ушаков.
Вы, наверное, уже слышали, что в этом году было принято решение о названии одной из улиц, прилегающих к храму, улицей первого духовного наставника, основателя Успенского храма Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины — Феодора Саманского. Это не наша заслуга, но мы часть рижских староверов и для нас это радость, история, память, которой мы дорожим. И в этом мы тоже видим помощь городского самоуправления.
Все наши помыслы и добрые дела, укрепляет молитва, вера. Все это невозможно, по моему убеждению, без храма, без общины, без поддержки наставников и Совета общины. Не секрет, что в храмы приходят в основном пожилые люди. В нашем храме, правда пока только по большим праздникам, стало появляться больше молодежи и это радует. Хочу сказать, что Совет нашей общины по отношению к молодежи справедлив, нежели наоборот.
В каждом из нас есть образ Божий, в каждом скрывается душа и лучшие качества, которые раскрываются, если душа видит поддержку старшего поколения, его одобрение. Совет общины уделяет много внимание молодежи, оказывает финансовую и духовную поддержку детской Воскресной школе, Гребенщиковскому Духовному училищу, поощряет издательскую, научную и исследовательскую деятельность. Гребенщиковская община — крупнейшая старообрядческая община поморцев всегда имела статус духовного центра поморского староверия. Для рижских староверов это большая ответственность перед настоящим и будущим не одного поколения старообрядцев.
В прошлом году Совет общины принял решение о ремонте помещений и объединении в одном месте Духовно- просветительного Центра общины. Немало усилий и финансовых средств Совет общины потратил на восстановление и ремонт довольно большой площади, покупку мебели, проведение коммуникаций и интернета.
Сейчас в одном месте расположены помещения издательско-просветительного отдела общины, Молодежного братства РГСО, Гребенщиковского духовного училища, Старообрядческого общества Латвии. Есть просторный светлый и современный конференц-зал, в котором уже прошло не одно наше мероприятие и в котором не стыдно проводить мероприятия и принимать гостей.
Наши слова искренней благодарности Совету Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины за те мудрые решения и реальные дела, которые позволяют нам чувствовать их заботу, понимание и поддержку. Молодежь, дети всегда оценивают взрослых, не по их обещаниям, а по их делам. Надо отдать должное, что слова и обещания у Совета Рижской Гребенщиковской общины не расходятся с делом.
— Ваши пожелания старообрядческой молодежи?
— Для современной молодежи, как ни странно, в обществе остро стоит проблема недостатка общения со сверстниками, реализация своих замыслов, образования, трудоустройства. Трудно скрыть тот факт, что молодежь получившая достойное образование в Латвии, так и не смогла или не сумела реализовать себя на родине, пытается пробовать свои силы и возможности далеко от дома. У кого-то это получится, у кого-то нет, не мне судить об этом, но эти проблемы нас волнуют тоже.
Молодым старообрядцам необходимо учиться в старообрядческих храмах, посещая по возможности повседневные и соборные службы, а также дома, чтобы не растерять христианские добродетели и не раствориться в окружающем нас мире. Старообрядческая молодежь во все времена старалась оставаться верной заветам отцов (вспомним кружки, организованные И. Н. Заволоко), общалась между собой и не забывая традиций старшего поколения, передавала их другим.
Этим и мы сильны до сих пор. Это наше наследие. Если обратиться к истории, то много есть примеров, когда церковная молодежь помогала своим приходам и я верю, что будущее Церкви именно за молодежью.
Нам надо быть духовно богатыми и душевно щедрыми христианами.
Рига, 10 февраля 2013
Источник: Livejournal.com
Комментариев пока нет