Некоторые вопрошают: а не последние ли времена настали, раз суровая заразная болезнь коронавируса охватила весь мир, ввергая его в экономические и социальные нестроения? Не является ли это предзнаменованием бед, предсказанных в книге Откровения Иоанна Богослова?
На самом деле подобные эпидемии не раз бывали и в прошлом. Первые упоминания о болезнях, уносящих жизни сотен тысяч людей, относятся к античности и упоминаются в трудах историков, посвященных Пелопоннесской войне, когда брюшной тиф погубил около четверти населения крупнейшей столицы древнего мира — города Афины.
Ужасающие последствия имела так называемая Юстинианова чума — пандемия, охватившая в VI веке весь тогдашний цивилизованный мир. В одном только Константинополе умирало от 5 000 до 10 000 человек в день, а всего в мире погибло несколько десятков миллионов человек, включая множество царей, королей и прочих правителей государств.
Уже в XX веке, когда человечество было хорошо осведомлено о правилах гигиены и противоэпидемиологических мерах, в 1919–1920-х годах по миру прокатилась пандемия гриппа «испанки», унесшая жизни сорока миллионов человек.
Были эпидемии и на Руси. «Мор», «моровое поветрие», «моровая язва», «черная смерть» — вот лишь некоторые простонародные названия инфекционных заболеваний, прокатившихся по нашей стране.
Особенно жестоко бушевала эпидемия чумы в 1654–1655 годах. Этим страшным событиям, по времени совпавшим с реформой патриарха Никона, посвящены отдельные сцены фильма «Гулящие люди» и сериала «Раскол».
Власти страны применяли самые жесткие, если не сказать жестокие меры по введению карантина. Вот одна их таких:
Велено не погребать въ городѣ у церквей такихъ умершихъ, у которыхъ на тѣлѣ окажется знамя смертоносное, а выносить вонъ за городъ, да поставить заставу по улицамъ и сторожей: въ которой улицѣ умретъ человѣкъ знамененъ и тѣ дворы запирать и кормить тѣхъ людей улицей (т.е. на средства соседей с этой улицы); и отцемъ духовнымъ покаевати тѣхъ людей знаменныхъ не велѣли, бояръ не доложа… въ противпомъ случаѣ… тѣхъ свящевниковъ велѣно жещи съ тѣми людьми больными.
Не менее страшной была чума 1771 года, которая в том числе положила начало созданию Рогожского и Преображенского кладбищ. Ужасы этой эпидемии хорошо описаны в повести Даниила Мордовцева «Наносная беда»:
Москва, наконец, выбилась из сил. Выбились из сил московские власти, выбился из сил и несокрушимый ничем народ… А грозное чудовище все более и более забирало силу, росло, ширилось и крепло, питаясь в день тысячами трупов, запивая свою страшную трапезу рекою слез, с каждым часом все пуще и пуще обезумевая в смраде гниющих тел, в чаду курящегося по церквам и по площадям целыми ворохами ладану и целыми лесами горящих для умилостивления гневного Бога свечей. Не унимается мор! Не унимается, а все свирепеет.
Именно в это время в Москве произошел чумной бунт, в ходе которого был растерзан Московский архиепископ Синодальной церкви. С другой стороны, в эти дни как нельзя лучше проявило себя московское старообрядчество, которое получило разрешение создавать карантины, строить больницы и учреждать кладбища. Достойное поведение староверов привело не только к тому, что ими были получены строительные привилегии, но и к распространению собственно старой веры среди жителей столицы.
В XX веке после пандемии «испанки» количество эпидемий и их смертоносность стала неуклонно уменьшаться. Уровень карантинных мер и достижения медицины привели к тому, что даже во время Второй мировой войны, когда экономика многих стран была полностью разрушена, не произошло ни одной серьезной эпидемии. Настороженное человечество встречало опасность во всеоружии, а потому инфекционные заболевания не получали большого распространения. Даже попытки императорской Японии развязать бактериологическую войну не увенчались успехом.
Гордость и самонадеянность
Сегодня многие спрашивают: почему при всех достижениях человечество пропустило эпидемию, допустило распространение опасного коронавируса на все континенты?
Мне видится, что причина этого в гордыне, беспечности и самонадеянности. Гордыня современного человечества проявляется в крайнем эгоизме, практически эгоцентризме.
Немалые ресурсы экономик стран мира тратятся на формирование среды обитания, обслуживающей распущенный, гедонистический образ жизни. Телевизоры в полстены — пожалуйста, новые смартфоны — хоть каждый месяц, поездки на Бали и Андаманские острова — всё к вашим услугам. Медийные и цифровые технологии развиваются семимильными шагами, в то время как отрасли, занимающиеся фундаментальными вопросами выживания человечества, находятся на периферии.
Когда в 2011 году случилась катастрофа на атомной электростанции Фукусима-дайити, выяснилось, что японцы, удивляющие мир танцующими и играющими в футбол роботами, использовали на этом объекте давно устаревшие системы безопасности, разработанные еще в начале 70-х годов XX века. Эта крупнейшая авария стала и символом крайней самонадеянности. Компания ТЕСКО, эксплуатирующая станцию, первоначально заявляла:
«Возможность цунами такого масштаба лежала за границей области разумных предположений».
Самонадеянность стала главным символом и нынешней эпидемии коронавируса. Хваленая европейская медицина оказалась не в состоянии обеспечить заболевших больничными койками. Мощная промышленная индустрия США не может никак наладить широкомасштабное производство так необходимых в эти дни аппаратов искусственной вентиляции легких. Российская «легонькая» промышленность не в состоянии произвести должное количество ватно-марлевых повязок, не говоря уже о других более серьезных средствах защиты.
Беспечность проявилась и в поведении населения. Известно множество историй, когда источниками заражения стали люди, отказавшиеся выдержать необходимый карантин.
Прилетев из страны, где бушует заболевание, отправляются на дискотеку, в кинотеатр или в деревню к бабушке «на шашлыки», чтобы через несколько дней на скорой отправиться в инфекционную больницу, пока там есть еще места. Интернет долгое время был переполнен шутками в стиле «а нам все равно», «не заболели во время свиного, птичьего гриппа — и сейчас переживем кризис в барах и ресторанах».
Что делать?
Прежде всего, нужно исполнять в кои веки трезвомысленные и адекватные требования российского правительства — самоизолироваться и снизить до минимума контакты с другими лицами.
Перед некоторыми христианами сейчас стоит дилемма: нужно или не нужно посещать храмы? Известно, что соборная молитва имеет важное значение. Но означает ли соборная молитва обязательное присутствие большого числа людей в определенном помещении? В том ли заключается соборность, чтобы в одном месте непременно собралось большое количество священнослужителей и мирян?
Ответ на этот вопрос можно найти и у святых отцов, и у старообрядческих авторов. По их суждению, соборность Церкви не заключается в каком-то определенном месте в определенное время, но простирается вне земного времени и земного пространства.
Размышляя об этом вопросе, старообрядческий митрополит Иннокентий (Усов) давал следующий ответ:
Ибо Церковь настоящего времени есть только часть всей соборной Христовой Церкви. Златоуст говорит: «Что же есть тело (Церкви)? Все повсюду в мире верующие, которые были суть или будут.
Следовательно, все повсюду в мире верующие, в каком бы месте ни находились, исполняя древлецерковные уставы, вставая на молитву, совершают так или иначе соборную службу. Главное при этом — не оставлять молитв. Вставая в определенный час перед домашним ли аналоем, монастырским ли иконостасом, царскими вратами храма, — верующие творят одновременную, соборную молитву.
Таким образом, посещение храма в дни карантина вовсе необязательно. Так бывало и во времена древней Руси, когда в разгар моровой язвы прекращался доступ в некоторые храмы, а монастыри и скиты ставились на карантин. Поэтому говорить сегодня, что Бог слышит молитву лишь в определенном «благодатном» месте, — суть язычество, форма православного оккультизма.
Традиция молитвы вне храма хорошо известна старообрядцам, хотя бы немного знающим свою историю. Сотни лет староверы были лишены должного числа церквей — что во времена династии Романовых, что в годы богоборческого советского режима. Почти 50 лет были запечатаны алтари Рогожского кладбища. При этом служба, как и молитва, не прекращалась. Она проходила в тайных кельях, домовых храмах, скитских моленных. Огромное значение приобрело домашнее богослужение в безпоповских согласиях. Были разработаны несвященнословные церковные уставы и чины. Каждый дом благочестивого поморца или федосеевца, по сути, являлся домашней моленной. Там же в домашних храминах совершались исповедь и крещение.
Отсутствие постоянной храмовой молитвы не мешало и поповцам. Известно, например, что архиепископ Владимирский Антоний (Шутов) большую часть своей жизни служил и совершал хиротонии именно в тайных моленных и домовых храмах. Там он и рукоположил 70 священников, 23 священноинока и шесть епископов.
Некоторые могут спросить: а как же приход, как содержание храма и его причетников? — Ответ простой и понятный для любого старовера: заплатить десятину. Не надо надевать ватно-марлевую повязку и брести в церковь под прицелом дистанционных градусников и полицейских камер, чтобы в конце службы положить мятый стольник на тарелку. Достаточно помолиться дома и перевести безналичным способом свою личную десятину на счет храма или прихода.
Таким образом, всех древлеправославных христиан призываю в эти дни совершать молитву и службу в домовых моленных, частных часовнях или просто в своих квартирах и домах. В конечном итоге, если у человека нет в доме своего «красного угла», может ли он считаться полноценным старовером?
Предлагаем нашим читателям цикл статей, посвященных обустройству домашней молитвы.
Во все времена,и вы сами об этом пишете,изолировали БОЛЬНЫХ людей,а не здоровых.Одни только врачи,а также чиновники с силовыми структурами,не справятся с эпидемией.В устранении этой заразы должны участвовать все здоровые люди,а заразившиеся находиться в СТРОГОМ карантине под присмотром врачей.Вся эта сегодняшняя практика самоизоляции от внешнего мира пришла с Запада.А наши чиновники переняли эту систему,расписавшись в собственной беспомощности.
https://ria.ru/20200401/1569459561.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_campaign=dbr&utm_source=YandexZenSpecial