Визит предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия (Титова), на Средний Урал летом 2013 года получил широкий общественный резонанс — о нем несколько дней рассказывали местные общественно-политические СМИ. Накануне своего отъезда владыка ответил на вопросы читателей уральской старообрядческой газеты «Община».
— Одно из ярких впечатлений в Екатеринбурге — это, конечно, музей «Невьянская икона». Экскурсовод Татьяна провела нам интересную экскурсию и позже, общаясь с Евгением Ройзманом, я пожелал ему и впредь хранить и приумножать эти духовные богатства. На мой взгляд, этот музей — серьезная духовная подпитка обществу, можно сказать, открытие тех ценностей, которые сохранило старообрядчество.
Что до вопросов официальных, то действительно, с губернатором области Евгением Владимировичем у нас состоялась продуктивная встреча — мы попросили его ускорить передачу земли под строительство храма в Ревде, рассказали ему о сложностях с прокладкой коммуникаций для почти достроенного старообрядческого храма в Невьянске. Также с главой региона мы разговаривали об истории старообрядчества Урала, о возможности передать екатеринбургской общине РПСЦ здание противотуберкулезного диспансера, которое находится в историческом центре города. Губернатор сказал, что в курсе этого вопроса и в начале 2014 года нам надо быть готовыми к тому, чтобы принимать здание. А накануне, кстати, я его осмотрел — это целый комплекс строений, некогда принадлежавших староверам, вокруг него — около гектара территории.
— Считаю, что уже построенный фундамент на земле одного из членов общины — это лишь начало, и на нем можно возводить церковное строение. А та территория, которую власти выделили нам после вмешательства губернатора, также вполне подходит для возведения храма. Я уверен, что это, безусловно, двойной выигрыш уральских старообрядцев — если не получилось построить в одном месте, то вскоре появилось другое решение, другой участок земли, против которого власти не возражают и, возможно, будут даже помогать.
— А зачем нам кого-то опасаться? Мы уважаем право каждого человека исповедовать ту веру, которую он считает правильной. Мы спасаемся в Церкви, храним истину и готовы ее отстаивать, если придется. Поэтому, если власть хочет выделить нам такой участок, где рядом с нами будут еще две религиозные конфессии — чего нам опасаться, подобная практика встречается и в некоторых других городах России и ничего страшного не происходит.
— Думаю, такие встречи стали более часты и плодотворны во многом благодаря нашей встрече с Президентом России Владимиром Путиным. Раньше нам сложнее было решать имущественные вопросы, однако теперь, когда бываю в регионах и встречаюсь с губернаторами, и мы обсуждаем конкретные проблемы, то находятся пути их решения, и главы территорий идут нам, старообрядцам, навстречу.
— Да, я заметил, что Уральская епархия РПСЦ в последние годы сделала рывок вперед. Развивается и Пермский край, и Средний Урал. Лично меня, как предстоятеля Церкви, это очень радует. Сегодня уже мы уверенно можем говорить о возрождении былой духовной славы Урала и строить планы на перспективу. Надеюсь, что Екатеринбург вернет себе звание столицы уральского старообрядчества, как это и было до революции 1917 года и в первые годы после нее.
— Всякий крестный ход — это проповедь Старой Веры. Будь то подмосковные Гуслицы, Сибирь или Урал. Ни для кого не секрет, что корни у многих — старообрядческие, и не все о них забыли. Поэтому, когда о нашем массовом паломничестве к святым местам рассказывают по телевидению или пишут в газетах, когда люди видят, как сотни верующих идут под дождем или палящим солнцем, то очевидцы этого невольно проникаются уважением к староверам, а многие задумываются о своем прошлом, о духовных корнях и о возвращении к ним.
И хотя, выражаясь словами поэта, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», проповедь возможна во всем — и в освящении церкви, и в освящении или закладке места под храм, и в крестном ходе, и во встрече с представителями власти. А Шамары на Среднем Урале — это сегодня своего рода духовный центр, куда и зимой, и летом стекаются как ручейки в реку верующие из различных мест, особенно молодежь, что для нашей Церкви, безусловно, важно и значимо — у нас подрастает достойная смена! Конечно, в Шамарах сегодня необходимо не только духовное, но и материальное возрождение — и об этом мы говорили с губернатором Евгением Куйвашевым. И, мне думается, он услышал наши пожелания. Кстати, главное в прославлении этих мест — молитвы и труды отца Михаила Татаурова, который со своими прихожанами уже два десятка лет возрождает поселок.
— Все верно, слава Богу, епархия динамично развивается. Наша православная вера в здешних местах — это не просто исторический факт, о котором мы помним и который изучаем, но главное, что здесь живет и развивается старообрядчество — это современная действительность, пробуждающая все больше душ для спасения. И особенно радостно, что здесь много молодежи, вот за службой в Шамарах, несмотря на будний день, очень много детей пришло ко Причастию.
— Да, Уральская епархия быстро развивается, она очень сильна духовно! Но для меня, как дети для отца, все епархии равны и одинаково любимы. Конечно, послабее те епархии, где нет своего епископа. А вот, к примеру, Казань, где недавно появился епископ, стала более сильна, поскольку там теперь есть свой лидер. А ведь духовное окормление и руководство для верующих людей играет огромную роль!
К сожалению, пока нет своего епископа в большой Санкт-Петербургской и Тверской епархии. А вот в Сибири и на Дальнем Востоке — в наших исконных старообрядческих местах — непочатый край работы в деле возделывания духовности. Слава Богу, что есть пример Урала, который соединяет собой Центральную Россию и Сибирь, и где даже без епископа идет развитие, видеть которое приятно — и я часто привожу труды уральских староверов в пример других регионам. Но не стоит думать, что на этом надо останавливаться — общины должны расти, воспитывать своих священников, и, конечно, среди прихожан должны царить мир и любовь, тогда никакие «вихри враждебные» нам, старообрядцам, не будут страшны…
Беседовал Максим Гусев
Комментариев пока нет