От редакции:
Бурятия — это одно из немногих мест, где старообрядчество является одной из титульных конфессий. Пожалуй, только в Коми и Придунавье старообрядцы имеют подобный политический и общественный вес. Тем более интересен опыт взаимодействия старообрядчества и власти в этом регионе, а также сама жизнь старообрядческого сообщества. Оказывается, не так давно ЮНЕСКО присвоило культуре старообрядцев-семейских высокое звание «Шедевр устного и нематериального наследия человечества». Об этом и многом другом читайте в интервью с председателем Совета РОО «Общество культуры семейских РБ», заместителем председателя Общественной палаты РБ Сергеем Петровым.
Старообрядчество Бурятии — это один из крупнейших центров старой православной веры и допетровской исконно-русской культуры не только в России, но и в мире. В Бурятии проживает порядка 200 тыс. семейских, потомков русских старообрядцев Забайкалья — это более 20% населения республики.
Этноним «семейские» в настоящее время приобрел этнический смысл: если до октябрьского переворота в 1917 г. «семейский» и «старообрядец» было одно и то же и имело религиозный оттенок, то сейчас за годы атеизма семейский — это необязательно древлеправославный христианин, который выполняет определенный круг обязанностей и исполняет христианские заповеди. Сейчас семейский — это тот, у кого предки были старообрядцами, он может быть и некрещеным, или даже ходит в новообрядческую церковь или в дацан, но благодаря своим родословным корням этот человек считает себя причастным к древней и высокодуховной культуре святой Руси.
Да, атеизм нанес большой урон духовности старообрядчества. Многие семейские отошли от своих корней и забыли старую веру своих благочестивых предков. Но, несмотря на советские репрессии, костяк сохранился, древлеправославная вера в России возрождается. Строятся наши церкви, и любой человек может принять истинное православие, а каждый семейский может восстановить духовную связь со своими дедами и прадедами.
В 2013 г. президент РФ В.Путин вручил предстоятелю Русской Православной Старообрядческой Церкви владыке Корнилию, митрополиту Московскому и всея Руси, орден Дружбы, и при этом отметил, что старая православная вера — это исконная вера русского народа.
До начала атеизма в Бурятии было более 80 старообрядческих церквей и часовен. За годы советской власти они были все уничтожены, а церковнослужители репрессированы, многие расстреляны.
После смены антирелигиозного курса страны в Бурятии, как и по всей России, началось духовное возрождение.
В настоящее время в республике восстановлено порядка 20 старообрядческих общин, которыми построено 10 древлеправославных храмов. В прошлом году в г. Улан-Удэ открылся кафедральный храм во имя Рождества Христова Сибирской епархии Русской Древлеправославной Церкви.
Я думаю, да, сейчас есть такие понятия: на «генном уровне», «генетическая память», «генетический код», и это не пустые слова.
Вот, к примеру, обосновавшиеся в с. Погромное Еравнинского р-на Бурятии в XIX в. вступали в брачные отношения с бурятами. Так, женой бурята Виноградова Андрияна Григорьевича стала семейская Чебунина Акулина Логиновна, а бурят Виноградов Александр Григорьевич (1860-1924) был женат на Чебуниной Евдокии Григорьевне (1863-1945). Потомок древнего тунгусского княжеского рода Гантимуров Алексей Филосьевич был женат на семейской Чебуниной Анисье Григорьевне… Вступая в браки с православными новообрядцами-сибиряками и потомками бурят, они потеряли древлеправославную веру, особенности в языке и в быту, и превратились в типичных сибиряков-чалдонов.
Но былая их религиозность проявлялась постоянно. Бывшие староверы выступили одними из инициаторов строительства в с. Погромное храма во имя Святителя Николы Чудотворца. Среди «подписантов» при сборе средств значатся фамилии бывших старообрядцев: Михаил и Иов Тимофеевы; Микита, Дмитрий, Фёдор Фомины; Григорий, Леон Григорьевы; Осип, Петр, Иван Чебунины; Михаил и Лука Сазоновы. Крестьяне с. Погромное сделали значительные взносы. Новообрядческий храм был построен только народными силами и только за счет народных пожертвований в 1900 г.
За годы атеизма не гнушались ничем, чтобы вытравить любыми способами старую православную веру у семейских, но как только запреты пали, так народ стал возвращаться к своим истокам, как это можно объяснить? Я думаю, это объяснимо только на генном уровне.
Двуперстное крестное знамение — это один из основных догматов христианства, который имеет сакральное значение для человека. Этот знак присутствует на всех древних иконах, даже в Риме, в главном католическом соборе, на древней фреске Исус Христос показан с двуперстием.
До раскола Церкви в XVII в. Москва считалась третьим Римом, и даже иностранцы, признавая мощь Руси, называли ее святой Русью.
Расколопатриарх Никон и разоритель отеческой веры царь Алексей Михайлович Романов в XVII в. в угоду католическому западу решили одним росчерком пера поменять веру на Руси и пошли на поводу у иезуитов, навязали новую веру, чем раскололи единство русского народа. Наши предки, увидев измену отеческому благочестию святой Руси, стали отстаивать исконные устои старой православной веры своих дедов и прадедов.
Сейчас на правительственном уровне начали много говорить о патриотическом воспитании, но как можно говорить о серьезном деле без учета исконных русских корней, основа которых — старая православная вера? Воспитание патриотизма в России без опоры на древлеправославие и истоки русской культуры святой Руси, которые сохраняют старообрядцы, — это похоже на постройку дома без фундамента, такое сооружение создавать опасно, оно развалится и может под своими развалинами похоронить и самих создателей.
Старая православная вера — это та сила, которая создала Святую Русь. Еще бабушка святого равноапостольного киевского князя Владимира, княгиня Ольга, приняла древлеправославие и совершала крестное знамение двуперстием. Печерские святые Феодосий и Антоний, создатели иноческого жития на Руси, Илья Муромец, мощи которого до сих пор хранятся в Печерской лавре, его рука свидетельствует о спасительности двуперстного знамения.
Нестор летописец, Александр Невский, Сергий Радонежский, протопоп Аввакум, боярыня Морозова, Михаил Ломоносов, заводчики Демидовы, казачьи атаманы Ермак, Степан Разин, Емельян Пугачев, Кондратий Булавин, Игнат Некрасов и герой Отечественной войны 1812 г. генерал Матвей Платов, купцы Морозовы, банкиры Рябушинские, создатели знаменитого русского фарфора Кузнецовы, создатели картинной галереи в Москве Третьяковы, создатель современного театра Станиславский, легендарный советский разведчик в Великой Отечественной войне Николай Кузнецов, светила науки академик Д.С. Лихачев — вот малая толика тех людей, кто создавал, защищал и сохранял Россию, но эти люди в первую очередь все старообрядцы, и все они крестное знамение совершали двуперстно.
Свою стойкость, самоотверженность, силу и талант они черпали в древлеправославии. Но то, что эти столпы русского народа были старообрядцами, нигде не пишется и попросту замалчивается, часто выставляясь в выгодном кому-либо ракурсе.
У нас немало было людей такого уровня из старообрядцев. Это купец Семен Федорович Борисов, владелец домов в г. Верхнеудинске (в одном из них раньше размещался кинотеатр «Эрдэм »). Борисов лично подарил здание для сиротского приюта в 1874 г. и стал главным попечителем этого заведения. Солидное здание сохранилось до наших дней в центре города и находится возле триумфальной арки.
Благотворительность купца-старообрядца С.Ф. Борисова имела социальный смысл и общественную пользу, которая показала пример христианской любви и помощи нуждающимся, и так поступали многие купцы: Потемкины, Заиграевы и др. А сейчас кто может с ними сравниться?
Воинствующий атеизм, репрессии, извращение исторических фатов, замалчивание, неуважение к своим обычаям, традициям, культуре и религии ни к чему хорошему не привели.
Так что для нас, старообрядцев, «сколькими пальцами креститься, в какую сторону ходить вокруг храма» — таких вопросов не существует. Если человек, который считает себя христианином, не совершает крестное знамение двуперстием, ходит вокруг храма против солнца, то по канонам старой православной веры он извращает учение Господа Бога и является еретиком.
Старообрядцы сохраняют апостольскую преемственность и чистоту истинной православной веры, принятой киевским князем Владимиром от Византии. До 1666 г. на Руси была старая православная вера и все были старообрядцами, естественно, все совершали крестное знамение двуперстно. Поэтому сохранение преемственности для нас очень важно, иначе мы потеряем духовную связь со своими предками, а она у нас незримо присутствует всегда. Потеря духовности несет в себе смену генетического кода и деградацию.
Воспитание в семье в первую очередь происходит личным примером взрослых. Дети очень наблюдательные, они видят, как поступают их родители в той или иной ситуации и копируют стереотип поведения, применимо к своим особенностям, — это порой происходит даже на подсознательном уровне.
Несмотря на тотальную политико-массовую атеистическую пропаганду в советский период в школе и во всех сферах, в семье и быту сохранялись многие старообрядческие устои.
Я родом из семейского села Нижний Жирим Тарбагатайского района Бурятии. У нас дома была божница и стояли иконы. Из глубокого детства остались воспоминания: когда я засыпал, бабушка молилась перед сном, а когда просыпался, я видел, как бабушка совершала утренние молитвы. Перед едой она тоже молилась и заставляла дедушку, когда тот иногда садился за стол, не помолившись. Тогда в семейском селе люди старого возраста еще соблюдали все обычаи: заходя к кому-нибудь в гости, человек прежде совершал три поклона с молитвой, и только после этого шел обмен приветствиями. Да, в короткой газетной статье много не расскажешь. Конечно, поколение моих родителей уже этого не делали, но дедушка и бабушка крепко держались старообрядческих устоев. Бабушка особенно была молитвенницей и постницей. Она одевалась только по-семейски и не ела продукты, покупаемые в магазине. В шесть лет дедушка стал меня учить родному старославянскому языку, но моя мать, его дочь, запретила, — видимо, боялась. Тогда вера была под запретом. Да и в памяти еще были свежие воспоминания о репрессиях, когда многих грамотных старообрядцев расстреливали и ссылали.
До 1930-х гг. в семейских селах были свои школы, в которых уставщики и грамотные начетчики обучали детей старославянскому языку, знаменному крюковому пению, богослужебному уставу и истории старообрядчества. В Москве был старообрядческий институт, где велась подготовка преподавателей для старообрядческих школ. Советской власти такие школы были не нужны, им нужно было из детей воспитывать безбожников. Из-за этого произошел конфликт между советской властью и семейскими. Старообрядцы отказались отдавать детей в атеистические советские школы, так как не желали, чтобы их дети были Иванами, не помнящими родства. Большевики ввели обязательное образование и насильно заставили отдать детей в атеистические школы. В 1930-е гг. семейские даже готовили восстание, но уже было поздно. Органы власти даже распространили слухи, что староверы — темные, невежественные люди, и даже не хотят учиться. Этот миф до сих пор имеет место.
Уже в наше время профессор МГУ Ирина Поздеева провела научные исследования, и выяснилось, что на самом деле среди старообрядцев до революции было грамотных в разы больше, чем среди других групп населения. Воинствующие атеисты воспитали несколько поколений безбожников, но привить людям высокую нравственность, которая невозможна без веры в Бога, так и не смогли.
Благодаря старообрядческой системе воспитания, заложенной до 1930-х гг., у нас в Бурятии сохранился уникальный семейских распев, основой которого является древнее знаменное крюковое пение.
Да. 18 мая 2001 г. в Париже состоялась церемония провозглашения ЮНЕСКО «Шедевров устного и нематериального наследия человечества». Из 32 стран, представляющих уникальные явления культуры народов Америки, Африки, Европы, Азии, только 19 были провозглашены «Шедеврами». Из них «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» была признана имеющая исключительное всемирное значение традиционная народная культура
Но за годы атеизма старообрядческие школы все были ликвидированы, а сейчас так и не восстановлена система семейских по подготовке и воспитанию детей в общеобразовательных школах. Современная школьная система продолжает традиции советского атеизма, и во многом из-за этого у нас существует социальная напряженность в воспитательном процессе, не только в Бурятии, но и по России в целом. Из-за этого теряется преемственность уникального песенного распева, и сейчас есть угроза потери «Шедевра устного и нематериального наследия человечества». Почему бы Министерству образования Бурятии не ввести в местах компактного проживания семейских региональный местный компонент — историю семейских, старославянский язык и знаменное крюковое пение. Ведь ЮНЕСКО присвоило высокое звание «Шедевр устного и нематериального наследия человечества», а задача государства заключается в сохранении этого «Шедевра».
При Президенте Бурятии Леониде Потапове действовала республиканская целевая Программа по «Изучению, сохранению и развитию культуры семейских (2001-2006 гг.)». Проделана огромная работа, разработаны учебные программы, но все остановлено и забыто.
Неужели все слова с высоких трибун по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию только для красного словца? Складывается впечатление, что древняя и уникальная культура семейских в настоящее время просто не нужна и ее сохранять не нужно.
Заселение Забайкалья старообрядцами происходило по Указу Екатерины II в русле российской государственной геополитики. Старообрядцы стали невольными участниками процесса колонизации Забайкалья, понимаемого в исторической науке как земледельческое освоение. Возложенные на старообрядцев (семейских) правительством задачи освоения Забайкалья и создания в нем устойчивого хлебопашества они с честью выполнили.
В 1765 году первые переселенцы-старообрядцы прибыли в Бурятию. В связи с этим Глава Республики Бурятия, Председатель Правительства Республики Бурятия Вячеслав Наговицын, подписал распоряжение № 353- р от 18.06.2014 года по созданию оргкомитета для проведения мероприятий, посвященных 250-летию прибытия переселенцев-старообрядцев в Бурятию. Несколько раз оргкомитет собирался, но от слов к делу пока не подошли.
Нашим обществом отдельно была разработана концепция юбилея, спланировано много мероприятий, в том числе «Этнофорум — старообрядческий съезд», проделана определенная подготовительная работа, но меня озадачил утвержденный «План основных республиканских мероприятий на 2015 год» — о юбилейных мероприятиях там ничего не говорится. Почему юбилейную дату, 250-летие переселения семейских в Бурятию, исключили из республиканских мероприятий и с какой целью это сделано, вызывает, по крайней мере, недоумение.
Интерес к этой знаменательной дате очень большой не только в Бурятии, но и в России, и за рубежом. Это мероприятие по своему статусу должно быть общероссийского уровня, потому что 250 лет назад старообрядцев прислали в Забайкалье решать государственные вопросы обеспечения продовольственной независимости региона и укрепления защиты восточных рубежей России. Это они с достоинством исполнили.
Беседовала Светлана Намсараева. Газета «Буряад унэн».
Комментариев пока нет