Проблемы проповеди веры сейчас как никогда актуальны для старообрядчества. С одной стороны, гонения на веру закончились более 28 лет назад, а в последние 10 лет вокруг старообрядчества сложилось позитивное медийное пространство. Но, с другой стороны, выяснилось, что по объективным историческим причинам современному старообрядчеству не хватает действенной позитивной стратегии. Выступление настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково, руководителя просветительского отдела РПсЦ иерея Михаила Родина в рамках ежегодных образовательных чтений во Ржевской обители было обращено в первую очередь к молодежи и посвящено теме «Влияния различных факторов на результативность проповеди».
Как действует Святой Дух в проповеднике
Конечно, для проповеди необходимо действие Святого Духа. Это всеми признается, это бесспорно. Однако Дух Святой использует те таланты и знания, которые уже заложены у человека, и не использует то, чего нет. Если человек не обладает должными историческими знаниями, не владеет апологетическими фактами и полемическими приемами, какие бы опровергли ложные обвинения против старой веры, то его Святой Дух не может его использовать. Поэтому чтобы действительно стать лучшим сосудом, орудием в руках Святого Духа, необходимо развивать свои знания, умения, качества и признаки, необходимые для такой деятельности, которые помогли бы нам.
По примеру апостола Павла
Я хочу привести краткий пример. Кто читал Деяния святых апостолов, тот хорошо знает, что когда будущий апостол Павел шел по дороге в Дамаск, чтобы гнать христиан, его осиял божественный свет. Тогда еще Савл упал, ослеп, но был удостоен краткого диалога с Господом. Когда все-таки добрался до Дамаска, то встретился там с неким христианином Анания. Анания сперва не поверил, что ему нужно помочь Савлу — известному гонителю христиан, и тогда ему было озарение от Бога: «Это Мой избранный сосуд. Я пошлю его проповедовать пред царями, пред язычниками и пред сынами Израилевыми».
То есть Господь послал Павла проповедовать перед тремя, как бы сейчас сказали, социальными группами. Избранный сосуд, как можно объяснить по-русски, — это специальный, особый инструмент.
Есть инструменты общего назначения. Например, топором можно не только рубить дрова и деревья, но забивать и выдергивать гвозди, можно снимать стружку вместо рубанка, выполнять другие работы. Однако топор — это не специализированный инструмент. А есть специализированные инструменты. Есть гвоздодер, рубанок и так далее. Вот так же и здесь.
Апостол Павел был подготовлен для проповеди, он учился в школе у очень известного учителя Гамалиила. (Гамалиил — известный представитель школы фарисеев, законоучитель и член иерусалимского синедриона во времена Исуса Христа — прим. ред.).
Гамалиил упоминается дважды в Священном Писании, он даже заступался за апостолов. Это был один из лучших учителей и богословов Израиля, и будущий апостол Павел, наверное, был лучшим его учеником. Когда же Павел стал апостолом, все знания, приобретенные в иудейской школе фарисеев, ему пригодились.
Кроме того апостол Павел был научен эллинской мудрости. Если бы он не знал философов и поэтов эллинского мира, смог был он в Ареопаге говорить с греками, цитируя произведения известных у них авторов? Многие послания апостола Павла показывают его огромную начитанность.
Иностранные языки — подспорье проповеди
И наша с вами задача — уподобиться апостолу Павлу, стать сосудами избранными, которые бы наш Владыка Господь Исус Христос мог бы использовать для распространения истины.
Я остановлюсь на тех качествах проповедника, которые мне особенно близки. Как филологу, мне хочется сказать о необходимости знания иностранных языков, о литературе и о грамотности. Начну со знания иностранных языков. Я 13 лет преподаю английский язык в высших учебных заведениях. Так вот, часто сталкиваюсь с тем, что у студентов отношение к иностранному языку как к запредельно сложному предмету. Математика, физика, химия — это вещи доступные человеческому разуму, а иностранный язык — это что-то заоблачное, для особо одаренных. Когда люди узнают, что человек говорит, допустим, на двух иностранных языках, то сильно удивляются сразу: «Ого, это почти как Менделеев». Знание иностранного языка почему-то в нашей среде считается каким-то особо сложным навыком. Конечно, это упущения советской школы, когда во времена «железного занавеса» не было мотивации к изучению иностранных языков. Не было практически международных контактов между простыми людьми. Не было никакой возможности переписываться с иностранцами. Не было возможности выехать за границу, а иностранцы к нам, особенно в провинцию, практически не приезжали. Поэтому появился стереотип, что иностранный язык — это что-то сложное и малонужное. Читали, переводили, кто-то переводил со словарем, но этого недостаточно.
В современной российской школе иностранного языка, на первый взгляд, стало больше, но на самом деле он тоже преподается как нечто очень сложное. Почему так важно христианину знать иностранный язык? Опять же, вернемся к апостолу Павлу и многим другим нашим святителям, которые много потрудились для проповеди христианства. Многие из них были очень образованными людьми и знали несколько языков. Это и Василий Великий, и Иоанн Златоуст, и многие другие. Помимо знания языков они имели очень серьезную подготовку в светских, гражданских учебных заведениях.
Так вот, если в нашем обществе знание иностранных языков воспринимается как удел каких-то особых интеллектуалов, то христиане должны владеть иностранными языками, чтобы прослыть за интеллектуалов, чтобы наши слова звучали, как слова интеллектуалов. Чтобы никто не говорил: какие-то темные старообрядцы, в лесу живут, пенькам молятся. Нет, это грамотные люди, с широким кругозором, знающие иностранные языки.
Существует шесть официальных языков международного общения: английский, немецкий, французский, китайский, русский и арабский. Из всех этих языков английский язык распространен особенно широко. Вы можете поехать в любую страну мира, и вряд ли в любой стране вы встретите человека, хорошо говорящего по-китайски, по-русски, но легко встретите говорящего по-английски.
Английский — самый примитивный язык. Его легче изучить, чем немецкий, чем французский. В английском языке нет ни одного грамматического рода. В английском вся система времен вписывается в табличку, там нужно понять принцип, и все списывается в эту систему. Единственный нюанс — неправильные глаголы, их там чуть больше 200, но для жизни хватит 50.
Не надо бояться, английский очень примитивный язык. Зато потом сможете общаться с разными людьми по всему миру, и уже отношение к вашим словам будет другое: он по-английски говорит! Это очень нужно, в качестве бонуса проповедника, это создает вам некий статус грамотного, толкового, умного, образованного человека.
Грамотность и профессиональная добросовестность
То же самое касается и грамотности. Если у вас есть проблемы с русским языком, то эта проблема может помешать вам в деле проповеди. Если вы не можете грамотно писать, говорить, то с грамотными людьми вам разговаривать бесполезно, потому что грамотный человек вас воспринимать просто не будет. Для того чтобы ваши слова воспринимались грамотными, знающими людьми, нужно повышать свой образовательный уровень. Нужно самим развиваться, избавляться от ошибок в грамматике, орфографии, пунктуации, нужно развивать словарный запас.
Обязательно много читать, причем не только религиозную литературу, но и вообще литературу классическую — это воспитывает вкус, помогает вам в дальнейшем находить общий язык с разными людьми. Если, конечно, вы хотите, чтобы вас услышали.
Еще один важный элемент проповеди — ваш собственный социальный и профессиональный статус. Неважно, кем вы работаете в жизни, будь то инженером, врачом, строителем. Важно быть высококлассным специалистом и просто добросовестным работником, это даст вам, можно сказать, определенный приоритет для успешной проповеди. Вам будут гораздо больше доверять, чем человеку нерадивому, неряшливому, не снискавшему успехов на профессиональном поприще.
Если вы высококлассные специалисты, вам намного легче будет проповедовать вашу веру, оборонять свою веру от нападок, вы будете иметь больший авторитет перед окружающими людьми. И дело не в славе и не в гордости, а в том, чтобы вы стали настоящим инструментом для проповеди, «сосудом избранным» — не на словах, а на делах.
В связи с новым законом не все так хорошо с проповедями и с миссионерством. Самое главное в проповеднике,на мой взгляд,это то,сколько он несет людям любви и добра. Насколько он абстрагируется от политических вопросов,показывая людям что есть добро, а где зло поглощает умы и настроения. Также имеет значение насколько этот человек боится высказать свое мнение церковному начальству. Важно христианскому проповеднику и миссионеру уметь не идти на поводу у власти и чиновников, не ложиться под них,часто добровольно.Надо уметь сказать правду с христианской точки зрения, а не восторгаться гнусностями и мерзостями, как Вы считаете, отец Михаил?