Писать о деревне Трека и радостно, и горестно. По счастью, она не была стерта с лица земли и продолжает существовать, но, увы, здесь теперь ничего не напоминает о былой значимости местечка для многотысячного уральского старообрядчества прошлых веков. Сюда приходили пешком, приплывали на плотах и лодках, приезжали на лошадях, чтобы пообщаться и обсудить насущные проблемы…
Чтобы восстановить историческую справедливость, сберечь ускользающую память об этом населенном пункте, я с друзьями отправился в тайгу за сотню километров от Екатеринбурга, чтобы своими глазами увидеть место, где ежегодно собирались староверы, стремясь сюда, несмотря на дела, занятость и болезни.
В Госархиве Среднего Урала информации о Треке немало — река Чусовая, на которой стоит деревня, раньше была судоходная. Караваны по ней ходили сразу после того, как река вскрывалась ото льда, а навигация продолжалась до самых заморозков. У деревни была своя пристань. Баржи с готовой продукцией железоделательных заводов плыли здесь массово на Запад в сторону Туры, Тобола и далее на восток.
Сразу заметим: о том, что Трека была центром старообрядчества, прямых подтверждений нет, но есть данные, что были тут скиты староверов — по меньшей мере, два женских, а историки и краеведы, изучающие жизнь старообрядцев на Урале, однозначно заявляют о значимости Треки для хранителей Старой Веры. Известно, что скиты в Треке в один явно не прекрасный момент были разорены, однако староверы ушли в сторону Екатеринбурга и осели в районе Шарташа, а позже подались в березовские деревни Становая и Сарапулка.
Поэтому мы имеем все основания уверенно говорить, опираясь на косвенные данные, что Трека была значима для верующих — еще тогда, до разорения скитов, которое, понятно, прошло не одномоментно. Староверы массово собирались здесь, скорее всего, в заранее определенные летние дни, после чего совершали свои паломничества на Веселые горы, причем делали это в период с июня — окончания посевных работ — и до середины августа, до Медового Спаса и начала уборки урожая. Отсюда, по прямой, через лес на Веселые горы километров полста будет, но разве это расстояние для тех, кто совершает паломничество к почитаемым инокам?!
Староверы, рабочие Шайтанского, Исетского, Ревдинского и частично Красноуфимского заводов встречались в Треке ежегодно. Здесь была своего рода ярмарка, наподобие Ирбитской, причем не только для обмена и продажи продуктов и вещей, но и для общения. Для уральских старообрядцев это было важно! И это место встречи староверов изменить было нельзя — десятилетиями встречались тут православные верующие.
Скорее всего, Трека, как пристань и как место естественного сбора староверов, активно «жила» с начала XVIII века, вплоть до появления железных дорог на Урале. Потом надобность в сплаве, сопряженном с большими рисками и потерями товара, отпала, и с того времени — а первый паровоз, напомним, на Среднем Урале был изобретен и поставлен на рельсы в первой трети XIX века — Трека начала умирать.
Название Треке дала одноименная река, которая, в свою очередь, вполне могла получить имя от старорусского слова «трекнуться», то есть отречься от чего-то. Таким образом, вполне возможно, что именно от старообрядцев, отрекшихся от мира и избравших безмолвную скитскую жизнь, пошло это именование.
По данным авторов сайта «Река Чусовая», в 12 верстах от устья реки Трека, в узком междуречье с еще одной речушкой Дарья, располагались два женских скита, которые в 1816 году были уничтожены.
А что сегодня? Благодаря географическому положению, посторонние в деревню не приезжают — только дачники, купившие тут дома, и местные жители. Автомобили приходится оставлять за рекой, поскольку попасть в Треку сейчас можно лишь по подвесному мосту, а до него от трассы Первоуральск — Шаля километров семь. Впрочем, благодаря своей истории Трека привлекает туристов.
Пристань тут не сохранилась. Магазина нет — торговцы продуктами, судя по отзывам, приезжают раз в неделю. Дома «разнокалиберные»: есть совсем простенькие, а есть настоящие резные дворцы. В глуши можно полноценно отдыхать, забыв о телевидении и сотовой связи, и не беспокоясь, что кто-то отвлечет от единения с природой. И ценители этим пользуются.
А теперь задумайтесь: если сегодня все это так явно чувствуется, то что же было два, а то и три века назад? Самое то для уходящих от преследований властей старообрядцев!
Говорят, в конце XIX века деревня полностью выгорела, но с годами сумела восстановиться. Зимой тут, наверное, тоскливо, а вот летом — благодать. По Чусовой постоянно сплавляются туристы, и, чтобы ощутить, как наши предки-староверы прибывали сюда на баржах и плотах, речной путь преодолеваю и я в компании единомышленников.
Километрах в пяти от деревни находим подходящий спуск к воде и… готовимся к сплаву.
На реке нас застал мелкий дождь. Проплыв метров семьсот, находим укрытие — протоку по правому берегу, после чего, дождавшись солнца, вновь встаем на весла. В пути по берегам виднелись оборудованные туристские стоянки, а одна привлекла так, что снова пришлось швартоваться.
Легко представляю себе, как двигались по этим местам староверы. Правда, в те времена здесь все было иначе — река была куда стремительнее в своем течении, да и плыть в частном порядке — своей семьей или группой одноверцев — было сложнее, поскольку трафик, то есть интенсивность движения по воде, был огромен. И не на утлых лодочках плыли тогда, а на больших баржах да на плотах!
На третьей стоянке пробыли несколько часов. Поднялись на камень Корчага, откуда, с одной стороны, открывается вид на реку, с другой — на луг перед Трекой. Говорят, здесь в сосняке встречаются могилы старинного кладбища — возможно, лежат тут и останки старообрядцев, однако лично мне надгробия не встречались.
…И вот показался висячий мост, по которому днем мы шли пешком, а теперь проплывем под ним. Где-то здесь, справа, причаливали к пристани староверы, сейчас же комфортно подплыть можно только к левому берегу, к стоянке машин. Старообрядцы прошлого, если не плыли дальше по делам, собирались здесь, чтобы потом выдвигаться на Веселые горы и идти в паломничество десятки километров. Мы тоже в него нынче пойдем, но по-другому маршруту. А пока же оставляем за спиной Треку, которая молчаливо помнит о былом значительно больше, чем мы…
Фоторепортаж автора
жили тут староверы и было кладбише староверов, но это не точно, кто то говорит что из за переправы небыло возможно переплыть хоронили на обшем кладбише, в деревне старая трека 2 кладбиша. на горе камень и на горе высоком