Как со стороны современного человека выглядит старообрядчество, что в нем привлекает, а что настораживает, что общество ждет от старообрядцев? Сегодня в гостях у редакции сайта «Русская вера» главный редактор популярного регионального журнала «Бизнес-Территория» и шеф-редактор Тверской областной газеты «Караван+Я» Мария Орлова. Интересно, что первый российский сайт, принадлежащий старообрядческой общине, был сделан именно программистами газеты «Караван +Я» еще в далекие 90-е годы. На нем размещалась информация о Ржевской Покровской старообрядческой общине.
В юности, да и сейчас, я регулярно перечитывала романы Андрея Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Каждый раз это эпическое произведение о русской жизни ХIХ-го века оборачивалось разными сторонами: то мелодрамой, то увлекательным этнографическим материалом. Тема старообрядчества в период, когда в людях пробуждался интерес к церкви, на рубеже 80-х — 90-х, была особенно интересна, но непонятна. Лишь потом, ближе столкнувшись с повседневной реальностью жизни и богослужения староверов, я поняла, что это за «креповые наметки», «лестовки», «кресты-голубцы» и т.д.
Моя однокурсница из Ржева первый раз в жизни решила пойти на Пасхальную службу, и попала в Покровский старообрядческий храм. Конечно, это было испытание не для новоначальной студентки филфака: выстояв шесть часов, она упала в обморок!
Я сама еще во время учебы в университете, году в 1994-м, решила посетить в Москве Рогожское кладбище. Надела длинную юбку, но не знала, что платок надо не повязывать, а закалывать булавкой. Какие-то люди с длинными бородами выставили меня за территорию храмового комплекса, хотя в это время не было службы, и я объясняла, что только хочу посмотреть на убранство храма.
Уже работая редактором тверской региональной газеты «Караван+я», я познакомилась со ржевским старообрядческим священником о. Евгением Чуниным, и он сумел развеять мои негативные впечатления от «ревнителей благочестия» с Рогожского. Наш журналист, побывав во Ржеве, написал небольшую статью об истории Покровского храма, где после ухода изо Ржева немецких оккупантов были собраны уцелевшие жители города. Храм был заминирован, но чудесным образом все спаслись.
После выхода статьи отец Евгений заехал к нам в редакцию и произвел большое впечатление как очень образованный, умный и тонкий человек. Я считаю его одним из самых достойных священнослужителей, которых я встречала на своем пути. Большое преимущество старообрядчества в том, что обычные священники обладают достаточной свободой проповедовать, выступать в СМИ, вести блоги. В РПЦ такая возможность уже практически отсутствует.
В 90-е годы было принято рассуждать о церковных приходах как о ячейках гражданского общества, примере самообъединения простых людей, возникновении между ними горизонтальных связей. Увы, прошло 20 лет, а прихожане РПЦ, которые десятилетиями ходят в один и тот же храм, даже не здороваются друг с другом, остаются «захожанами», не проявляют никакого интереса к жизни своего прихода и епархии. У них нет возможности защитить своего батюшку, если епископ вдруг задумает сослать его куда-нибудь в деревню. Вообще миряне в РПЦ бесправны. И для меня было большим откровением узнать, что миряне у старообрядцев на равных участвуют, например, в избрании высшего руководителя РПСЦ, митрополита. Демократическая соборность старообрядчества — это то, чему надо поучиться и РПЦ, и светской власти.
Я думаю, что старообрядцы — это, прежде всего, труженики. И это вызывает уважение. Кроме того, люди всегда искренне уважают тех, кто имеет свои взгляды, верит во что-то, сохраняет связь со своей историей. Все это мы видим у староверов и редко увидим у обычных современных жителей России.
Современного человека даже от обычного извода православия отталкивает непонятный язык. Воцерковленные люди не видят в нем ничего необычного, но в социальных сетях часто сталкиваешься с тем, что тебя просят «перевести на русский», казалось бы, абсолютно понятные слова. Поэтому очень важно на современном русском языке рассказывать о современных проблемах с точки зрения старообрядчества. Этим, на мой взгляд, очень профессионально занимается сайт «Русская вера». Он придает старообрядчеству «человеческое лицо».
Далекие от церковной жизни люди, читая ваш сайт, начинают понимать, что старообрядцы — не непонятные люди в кафтанах и сарафанах, которые выкидывают чашку, если из нее напился инославный, и говорят на непонятном варианте церковнославянского языка. Разрушается карикатурный образ старообрядчества, который, что греха таить, порой создается далекими от церкви журналистами.
И конечно, старообрядцам некоторых общин нужно кардинально пересматривать отношение к посторонним людям, приходящим в храмы. Грубые замечания и неуважительное поведение «церковных старушек» и «привратников» при развитии современных СМИ и интернета уже не остаются незамеченными. Они работают на девальвацию образа старообрядчества, который совсем недавно стал приобретать позитивные черты. Можно выразиться, что старообрядчество пока еще не израсходовало кредит доверия на фоне неприятия чужеродных заморских конфессий и определенной усталости от официального благочестия.
К сожалению, вы правы. Не сложилась. В начале 90-х были попытки создать «российскую ХДС/ХСС», но они провалились. Хотя в Германии христианская социал-демократия стала мощным политическим инструментом, позволившим исцелить немцев от последствий нацизма, превратить немецкое общество в такое, где люди уважают друг друга, помогают слабым, чтят закон.
Партийное христианское строительство провалилось отчасти оттого, что вообще в России провалилось партийное строительство. А отчасти — оттого, что православное священноначалие почувствовало для себя угрозу. Вспомните, почему священникам было запрещено становиться депутатами? Потому что на батюшку-депутата архиерей уже голоса не повысит. Про бесправие мирян в РПЦ я уже сказала. Миряне, занимающиеся христианской политикой, вообще неравнодушные миряне будут задавать вопросы: куда идут епархиальные взносы, откуда у владыки новое драгоценное облачение, за чей счет он три раза в год ездит на Афон? И им придется отвечать.
Жизнь усложняется, приходят новые соблазны. А противостоять этим соблазнам некому — нет таких моральных авторитетов.
Один знакомый батюшка на днях вызывал «скорую» во время гипертонического криза, и врач ему сказала: «Ну у вас-то с чего давление подскочило? Такая хорошая, спокойная работа!» Батюшка, служащий в спальном микрорайоне, к которому каждый день идут с неразрешимыми жизненными трагедиями, как к последней инстанции, только горько усмехнулся: «Не спокойней, чем у вас».
Я сравниваю то, что происходило в церкви в 90-е, со всеобщей мобилизацией. В священники рукополагали людей не готовых, не знающих, с чем им придется столкнуться — от духовных соблазнов до епархиального давления. Наивные советские интеллигенты думали, что служить в Церкви все равно, что в раю работать. И первые опыты служения литургии, принятия исповеди, совершения таинств действительно возносили их, как на крыльях. Эти люди могли бы реализовать себя в церкви как талантливые публицисты, миссионеры, краеведы, организаторы детских приютов, волонтерских движений и т.д.
Но в большинстве епархий они обнаруживали со временем, что это не только не нужно начальству, а еще может навлечь на них неприятности: переведут в деревню «восстанавливать» историческую руину с окрестными старушками, и поминай как звали… В Тверской области несколько лет назад был ужасный случай: священник в одном селе сгорел за закрытой дверью своего дома вместе с семьей. Результаты расследования не были опубликованы, но те, кто знал погибшего, описывали, как он из восторженного духоносного батюшки превращался в унылого требоисполнителя, «перегорал», уходил в депрессию.
Это, конечно, крайний случай. Но я знаю немало священников, рукоположившихся в те годы, которые сегодня очень больны, пережили личные трагедии, просто превратились в бездумных «кадиломахателей». А сейчас этим бедным и бесправным людям, кроме всего прочего, приходится еще и отвечать за то, что где-то в Москве какие-то попы давят людей на гоночных спорткарах и т.д. Интеллигенция вновь стала очень антиклерикально настроена, это очень тревожит.
И поэтому, повторю, надо больше рассказывать людям о Церкви. Современным языком, на современных примерах. Очень хорошо, что ваш сайт это делает. Особенно радует серия интервью и встреч с известными культурными и общественными деятелями.
Возвращаясь к предыдущему вопросу: может быть, именно с помощью вашего сайта они смогут стать теми моральными авторитетами, к которым будут прислушиваться люди?
Комментариев пока нет