Не судьба…
Вялотекущая старообрядческая история печально закончилась в Екатеринбурге в начале ноября. Ее невольным участником, вернее, заложником стала местная поморская община. Арбитражный суд Свердловской области постановил: здание церкви, которое пять лет строили специально для них по соглашению, достигнутому между екатеринбургской епархией РПЦ и староверами-поморцами, принадлежит застройщику ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро». Привыкшие жить по законам духовным, староверы и в мирском деле не стали поступать по-светски. И жестко обожглись в своей святой наивности. Но обо всем — в хронологическом порядке…
Сердце Якима дрогнуло…
Еще в начале девяностых на Среднем Урале началась шумиха вокруг бывшего здания Свято-Троицкого кафедрального собора, некогда построенного купцом-старовером белокриницкого согласия Якимом Рязановым (отсюда и второе название его — «рязановская церковь»). Он был заложен еще в 1818 году.
Построив на собственные средства великолепный собор, купец намеревался приглашать духовенство для освящения. Однако местные власти, бывшие в сговоре с местной епархией господствующего вероисповедания, сделать этого ему не дали, запретив приглашать для освящения престола старообрядческое духовенство. Ему, по сути, ультимативно выставили условие: если он перейдет в единоверие, проблем с освящением и вводом собора в эксплуатацию, правда, уже как единоверческого, под покровительством местного епископа «официальной Церкви», не будет.
Откажется — и построенное здание останется просто зданием. Сначала Яким условие категорически отверг, однако через два (!) десятилетия, в 1838 году, наблюдая, как год за годом стоит неосвященным его детище, сердце старовера дрогнуло и, согласившись принять единоверие, было получено официальное разрешение на его освящение. Естественно, новообрядческим епископом, но в «утешение» — с элементами старого чина. Многие тогда осудили купца, предавшего веру предков, но факт остался фактом, хотя в дальнейшем представители новообрядческой церкви всегда охотно использовали аргумент о том, что, дескать, Рязанов добровольно принял единоверие…
С тех пор собор этот стал одним из символов Екатеринбурга. Не прошло и века, как в 1930 году богоборческая власть — свердловский Горсовет — закрыла собор для богослужений, снесла купол и обезглавила храм, ликвидировав колокольню. Советские годы ознаменовались тем, что вчерашний храм стал сначала кинотеатром, затем ткацким заводиком и, наконец, Домом культуры «Автомобилист», где любили собираться местные рокеры. В конце-концов здание закрыли совсем — оказалось, что содержать его муниципалитету не на что. За несколько лет оно пришло в упадок и представляло собой печальное зрелище…
Как Никон уходил от староверов…
Однако в середине 1980-х вокруг здания началось «духовное» оживление. В это время на него стала претендовать, как на историческую собственность, екатеринбургская община белокриницких старообрядцев, которая вновь окрепла после тяжелейших советских лет. Но, проведя здесь несколько молебнов и даже установив поклонный крест, староверы все же отказались от борьбы, трезво рассудив, что купцов-благотворителей среди них больше нет, а на жалкие пожертвования пенсионеров огромное культовое сооружение отреставрировать, да чего там — капитально отремонтировать — попросту не удастся. Придя к этому очевидному выводу, екатеринбургские старообрядцы-поповцы подыскали себе другое здание, на которое решили претендовать и которое начали отмаливать, а от Свято-Троицкого собора отступились.
В это же время оживилась местная община староверов-поморцев, бывшая в те годы достаточно сильной. Беспоповцы, почувствовав, что надежда получить здание в собственность велика, дошли до Бориса Ельцина, бывшего тогда первым секретарем Свердловского обкома КПСС, и, по неподтвержденной, но часто обсуждаемой в городе информации, получили от него документы на право собственности пришедшего в упадок екатеринбургского Свято-Троицкого собора.
Никон (Миронов), епископ Екатеринбургский и Верхотурский, служивший в 90-е гг. на Урале, лично пришел с прошением к поморцам. Едва не упав им в ноги, он просил, даже умолял передать здание в собственность РПЦ, обещая им за это горы золотые.
Вероятно, поморцы, также рассудив о собственном экономическом бессилии, согласились уступить здание, но выдвинули ряд условий: взамен огромного де-факто экс-старообрядческого собора в центре города местная епархия Русской Православной Церкви построит для них за свой счет другое здание, местоположение, размер и качество исполнения которого полностью их устроит.
Говорят, епископ Никон уходил от староверов окрыленным, добившись того, чего хотел. Он обещал староверам-поморцам в качестве временного варианта предоставить возможность молиться в помещении одной из «никонианских» церквей и, к его чести, весьма оперативно это слово сдержал, предоставив под моленную большую комнату в екатеринбургском храме во имя Вознесения Господня, известного также как «храм на Вознесенской горке».
Уральские поморцы — в храме у «никониан»
Итак, стояли 1980-е и начало 1990-х…Выполняя обещание — а документы на Свято-Троицкий собор к тому времени поморцы уже официально передали епархии РПЦ — епископ Никон предоставил староверам помещение на третьем этаже церкви с отдельным «пожарным» входом туда.
Но подумайте только, что значит пожарная лестница для пожилых людей? Поднявшись по ней один-два-три раза, изрядно утомившись и осознав, что велик риск упасть и покалечиться, особенно в морозы, когда металлические конструкции становятся страшнее любого льда, община поморцев согласилась попадать в никонианский храм через основной вход, а потом по внутренней лестнице подниматься в свою «коморку». Помещенье «в поднебесье» «добрые» хозяева храма предложили поморцам, думается, не без умысла. И то верно: зашла старушка-поморка, с великим трудом поднялась на свой этаж, а потом с не меньшими усилиями спустилась вниз. Пришла в следующий раз, уже хорошо зная, что ей предстоит преодолеть. И видит: в новообрядческой части храма тоже идет служба. Так почему бы, зная, что в одно и то же время молятся и свои, и чужие, не постоять у этих «чужих», да еще около иконы, написанной под старину? Именно по такому сценарию развивались события, и потому некоторые поморцы со временем действительно перешли к никонианам.
Впрочем, несмотря на некоторые людские потери, староверы-безпоповцы продолжали молиться в своей моленной, обставили ее иконами, как положено, а службы совершали в основном по ночам. Да, подняться к ним непросто и молодому человеку, в помещении у них, к сожалению, весьма тесно, спертый воздух. Но верующих это не останавливает — по субботам и на праздники с вечера собираются они здесь, вооружаются подручниками и лестовками, молятся по строгому уставу. Их вроде бы никто не беспокоит, поэтому достаточно преодолеть никонианскую паперть, подняться по нескольким лестничным маршам, спрятаться в своей комнатке и спокойно общаться с Богом. Это продолжается и сегодня. Правда, старушки — а среди прихожан мужчин здесь практически нет — признаются, что места маловато и на праздники в комнате они не помещаются.
Понимая это, председатель екатеринбургской общины староверов поморского согласия Владимир Анненков, проживающий в Первоуральске, что километрах в 35 от столицы Урала, не забывал время от времени напоминать РПЦ про обещание епископа Никона построить для них храм. Правда, самого Никона из-за скандала еще в середине 1990-х сослали сперва в монастырь, а потом сделали настоятелем московского храма в ЮВАО. Вместо него бразды правления кафедрой принял архиепископ Викентий (Морарь). Сам когда-то учившийся в семинарии с епископом Русской Православной Старообрядческой Церкви Зосимой (Еремеевым), он понимал, что обещание, пусть и данное не лично им, а его предшественником, необходимо выполнять. И дал команду начинать подготовку к строительству храма для поморцев.
Староверы настояли, чтобы возведение их храма было произведено на историческом месте, в районе улиц Тверитина-Белинского, на берегу реки Исеть: документы на эту землю были им переданы в собственность. Не лишним будет напомнить, что здесь когда-то были старообрядческие культовые сооружения — у белокриницких был свой храм, у часовенных — молельня. Было ли что-то у поморцев, сказать сейчас трудно, но поскольку место было незанятым и исконно-старообрядческим, на которое никто не претендовал, поморцы назвали его своим желанным. Сказать, что выбранное место красивое и удобное — значит, ничуть не погрешить против истины. Правда, рядом параллельно уже велось строительство армяно-григорианской церкви, но это никого не смущало…
«Наконец-то мы строим храм»
Торжественное освящение закладного камня в фундамент будущего храма во имя святителя Николы Чудотворца для екатеринбургской общины старообрядцев поморского согласия состоялось летом, 20 июня 2006 года. На освящении присутствовали около десятка прихожан-поморцев во главе с председателем Владимиром Анненковым, а также представители Российского Совета ДПЦ, среди которых был известный старовер Алексей Безгодов и наставник Невской поморской общины отец Владимир Шамарин.
Заранее освящение не планировалось: наспех приготовили закладную плиту с парадоксальной надписью: «По благословению владыки Викентия». Зачем новообрядческий епископ настоял на такой надписи, сказать сложно, но из песни слов не выбросишь… Алексей Безгодов в тот день рассказывал мне, что накануне отец Владимир встречался с правящим архиереем Екатеринбургской епархии РПЦ архиепископом Викентием. На встрече были затронуты вопросы строительства храма, которое через подрядную организацию ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро» действительно должно было осуществляться на средства РПЦ. Итак, «акт доброй воли» со стороны РПЦ начинал воплощаться в жизнь. Примечательно, что архиепископ, выполняющий обязательства, никаких дополнительных требований староверам-поморцам не выдвигал. При этом, забегая вперед, заметим: юридически епархия оформила все так, что ЗАО за свои средства возводит храм и становится его собственником, но на земле, принадлежащей староверам…
Отец Владимир Шамарин тогда подчеркивал, что «общение с еретиками» у них проходит вынужденно, в рамках общественных отношений, и добавлял: мол, ходят же староверы с инакомыслящими в одни магазины, живут в одних домах, ездят в одном транспорте, и ни у кого не вызывает это осуждения…
Уже тогда было объявлено, что уральская община довольно многочисленна — порядка 200 человек из Екатеринбурга и Первоуральска, а также ряда сопредельных городов, и соседних Челябинска, Перми и даже Тюмени.
Участвовавшие в закладке храма староверы, а главное – высокие гости подчеркивали тогда, что большая ответственность в деле строительства храма для поморцев лежит на председателе общины Владимире Анненкове, который не скрывал своей радости: «Наконец-то мы строим храм»…
Обида на председателя общины…
…И началось полноценное строительство, которое года через три подошло к концу. Уже в 2010 году каркас здания из ценных пород уральских камней был полностью возведен. Внутри просматривалась будущая моленная, раздевалки, подсобные помещения. Правда, на никонианский манер увенчали храм ажурные кресты, но, казалось, это не так значительно на фоне того, что у общины поморцев в Екатеринбурге появится такая собственность. Казалось, никаких проблем теперь уже точно нет. Однако запуск здания в эксплуатацию, выражаясь строительным языком, отчего-то затягивался. Прошел год, полтора, уже и два — здание как стояло необитаемым, так и продолжало стоять.
И вдруг оказалось, что — случайно или нет — застройщику еще перед стартом строительства епархия РПЦ передала право собственности на будущее здание. Тогда как по логике дела документы эти ЗАО обязано было передать общине староверов, а религиозной организации, соответственно, принять документы и ожидать окончания стройки. Сделано этого почему-то не было — и этот вопрос надо было адресовывать председателю общины. Староверы-поморцы, между тем, видя, что дело не двигается, начали выражать свои возмущения, а председатель начал вести себя, по словам верующих, неадекватно: приезжать на службы перестал, о делах не отчитывался.
И однажды это вылилось в то, что поморцы, среди которых, похоже, остались лишь престарелые бабушки, готовы были обращаться за помощью к кому угодно, лишь бы восстановить справедливость. Свою поддержку предложила им екатеринбургская христорождественская община РПСЦ. Но какая тут поддержка, какое заступничество, когда вопрос из духовного перешел в разряд имущественных?
Иск в Арбитражный суд Свердловской области был подан, и первого июля 2013 года староверы получили определение о принятии искового заявления к производству и о назначении предварительного судебного заседания. Третьими лицами к делу были привлечены Правительство Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом и Администрация Екатеринбурга, а позже и Екатеринбургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
На заседания суда старушки пришли
Так и начались тяжбы. На заседания суда ходили старушки, со слезами на глазах давали интервью местным СМИ и жаловались на то, что хотели душевно начинать молиться в новом храме, а вынуждены ютиться все в той же небольшой комнатке никонианского храма, без надежд на какой-то положительный исход. И — обливаться слезами, глядя на пустующий красавец-храм.
Представитель застройщика на контакт особо не шел, ограничиваясь юридическими формулировками, которые никому ни о чем не говорили, но ясно свидетельствовали: отдавать здание организация не намерена. Из материалов дела:
Екатеринбургская старообрядческая Поморская община Древлеправославной Поморской церкви обратилась в арбитражный суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Предприятие «Чусовское озеро» о признании права собственности на незавершенный объект воссозданной Никольской старообрядческой церкви по адресу: Екатеринбург, улица Белинского-Тверитина в пойме реки Исеть, имеющую в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним кадастровый номер 66:01/01:00:1000:54:00, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:1044 за Екатеринбургской старообрядческой Поморской общиной Древлеправославной Поморской церкви.
(…) Ответчик в предварительном судебном заседании представил письменный отзыв на иск, устно пояснил, что оснований для признания за истцом права собственности на указанный им объект не имеется, поскольку недостаточно являться правообладателем земельного участка, на котором построена церковь. При этом необходимо, чтобы строительство этого объекта производилось за счет средств истца. Истец не только не представил документы, подтверждающие свои затраты на возведение объекта, но и полностью признает факт строительства объекта за счет средств и сил ответчика.
…Поморцы, примирившись с председателем, в лице которого, несмотря на «мир», они видят причину своего несчастья, рассказывали судье все то, о чем выше так обстоятельно уже шла речь в этой статье, но судья стояла на букве закона, негласно пеняя староверам: чего же вы так неответственно подошли к важному имущественному вопросу? На первом же заседании истец — община староверов-поморцев — заявил об уточнении предмета исковых требований.
Староверы дополнительно попросили признать самовольной постройкой незавершенный строительством объект — Никольскую старообрядческую церковь по адресу: Екатеринбург, улица Тверитина, 54, как возведенный ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро» на земельном участке площадью 7,65 кв.м. с кадастровым номером № 66:41:0000000:1041, находящимся в безвозмездном срочном пользовании Екатеринбургской старообрядческой общины, без получения на это необходимых разрешений. Примечательно, что данное требование изначально в исковом заявлении не содержалось, и потому было отклонено судом.
Между тем, от третьего лица — Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) — 16 августа через систему «Мой арбитр» поступил отзыв на иск, в котором третье лицо посчитало целесообразным заключение сторонами мирового соглашения. «На спорный объект Епархия не претендует», — гласит один из документов.
Приходил на одно из заседаний и отец Павел Зырянов, настоятель храма РПСЦ во имя Рожества Христова в Екатеринбурге. Старушки-безпоповки в это время едва не обступали его, понимая, что морально только он их поддерживает, как может. Но шли заседания, вот уже все стороны высказались, обратился в последний раз к суду и Владимир Анненков с просьбой внять их духовной беде. И вот уже судья удалилась на обдумывание приговора…
— В удовлетворении иска отказать. Возвратить Екатеринбургской старообрядческой Поморской общине Древлеправославной Поморской церкви из доходов федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 1 от 16.08.2013г. Подлинное платежное поручение возвратить истцу, — гласила резолютивная часть решения судьи И. В.Липиной от 5 ноября 2013 года.
…А храм так и стоит в центре города. Что конкретно намерен делать с ним застройщик, так и непонятно. Это все-таки не жилой дом. И под магазин здание не пойдет. Сложно здесь расположить и офисы. Сносить? Себе дороже. До последнего времени ходили слухи, будто то ли юрист, то ли директор компании, осуществлявшей застройку, негласно предложил староверам попеременно пользоваться зданием: одну неделю в нем проводятся мероприятия вроде выставок или ярмарок, а другую верующие «по-старому» делают в нем все, что хотят. Но староверов это, понятно, не устроило. Так, спустя более чем два десятилетия, безпоповцы Екатеринбурга потеряли надежду заполучить в собственность хоть какое-то здание. И надеяться им теперь не на что — даже официальные лица их старообрядческого согласия никак за все время суда не проявили себя.
Впрочем, здание остается предметом торга — по всему судя, «Чусовское озеро» затратило на него не один десяток миллионов рублей и вряд ли пожелает легко отступиться от него и согласиться разрушить, чтобы освободить землю.
Да и стоит ли теперь надеяться, что руководство пресловутого ЗАО смилостивится над верующими и добровольно откажется от здания? Судя по тому, как вели себя его представители на суде, мечтать об этом не стоит…
Фото автора
Комментариев пока нет