Из истории факта не выбросишь…Именно так, должно быть, рассудили уральские журналисты, и решили на свой манер воссоздать историю Екатеринбурга, претендуя на объективность и беспристрастность, но, не отказывая себе в некоторой доле художественного вымысла. И, хотя поля для фантазии было, как говорится, вагон и маленькая тележка, начали неплохо, без чрезмерных прикрас… Первая серия фильма «Новости. Документы. Екатеринбург» вышла в эфир в понедельник, 18 ноября, и теперь также по понедельникам выйдут две уже снятые и готовые к показу.
При этом сообщается, что проект на этом себя не исчерпает, и съемки будут продолжены.
Официальный день основания Екатеринбурга, 18 ноября, в последние годы все больше почитаемый, несмотря на широко отмечаемый в столице Среднего Урала в третью субботу августа якобы День города (перенесенный с ноября на август из чисто погодных соображений), все чаще напоминает людям о реальной истории. И если раньше говорилось об этом дне робко и то лишь в одном-двух заштатных СМИ, то в последние годы все значительно поменялось.
Уже ни для кого не секрет, что в большинстве территорий за Уральским хребтом свой след оставили старообрядцы, бежавшие собственно на Урал, в Сибирь и дальше на восток, в добровольную, по сути, ссылку. Они прочно обосновывались на новых местах, обзаводились хозяйствами, рожали детей, строго воспитывая их в той истине, которой сами свято дорожили, ставили храмы и часовни — где-то тайные, скрытые, где-то явные — там, где власти были мягче и закрывали глаза на «самовольство» староверов.
Екатеринбург вкупе со своими городами-спутниками Берёзовским, Невьянском, Ревдой, Режом и десятками поселков стал уже вскоре после своего основания в 1723 году негласным центром Старой Веры, этакой альтернативной духовной столицей престольной Москве. Правда, староверы поначалу концентрировались за пределами города, на берегу озера Шарташ (ныне давно ставшем частью Екатеринбурга), где основали скиты, возвели часовню и создали сугубо старообрядческий населенный пункт, к которому одни люди относились с почтением и уважением, другие — со страхом, третьи — с пренебрежением. Вскоре влияние шарташских староверов на развивающийся промышленный городок стало слишком велико.
Этот факт, казалось, всеми тщательно скрываемый едва ли не все минувшее столетие и уже вроде бы «благополучно» забытый даже теми, кто о нем что-то слышал и знал, а уж новому поколению и вовсе неизвестный, вдруг стал активно обсуждаться. И не кем-нибудь, а прогубернаторской телекомпанией «4 канал».
Журналисты, решившие и документально, и художественно экранизировать историю города, сделали это достаточно профессионально. Они подошли к процессу телевизионного ренессанса уральской истории и творчески (скажем, сами учились нараспев читать старообрядческие молитвы, правда, не по-старославянски, и потом успешно декларировали их перед камерой), и максимально ответственно (например, подняли документы, давно пылившиеся в государственных архивах и ни разу не предаваемые огласке).
Вот ведущий программы «Утренний экспресс» и актер одного из екатеринбургских театров Александр Копылов нараспев читает одну из молитв, чтобы зритель проникся атмосферой старообрядческой духовной реальности. Из уст светского человека она звучит, хотя и с некоторыми искажениями общепринятой в старообрядческих храмах манеры, но все же цепляет слух, выгодно отличаясь от той, которая царит в храмах господствующего вероисповедания.
А вот уже авторы повествуют о быте шарташских обитателей. Они подчеркивают, что те были желанными работниками на первых городских предприятиях, поскольку к делу подходили ответственно и требовательно, не пили и не курили. Слышать эту очевидную для всякого сторонника Старой Веры реальность для зрителей наверняка неожиданно, хотя бы потому, что впервые так официально, но без толики пафоса, говорится о влиянии староверов на быт и нравы будущей столицы Среднего Урала. Причем делается это без пристрастия к кому бы то ни было, отстраненно и от того — со справедливой претензией на объективность.
Малобюджетный, некоммерческий и документально-игровой — так впору охарактеризовать этот фильм. В «староверов», впрочем, никто в нем не переодевается, поскольку главными персонажами истории города являются отцы-основатели, как их давно окрестили на Урале, Василий Татищев и Виллим де-Геннин, типичные для той поры горожане, купцы. Но при этом звучат и всем известные фамилии, скажем, речь идет о Рязановых — все они были старообрядцами белокриницкого согласия и в то же время уважаемыми в Екатеринбурге людьми, что подтверждает и народное доверие, оказываемое им во время выборов в органы управления городом.
Презентация первой части исторического полотна состоялась 18 ноября. Речь здесь шла обо всей общности староверов, обосновавшейся на Шарташе, и персонально об одном из самых видных из них — Ерофее Маркове, которому в историю страны суждено было войти первооткрывателем русского золота в городе Берёзовский, что в каких-то 15-20 километрах от нынешнего Екатеринбурга и совсем неподалеку от все того же Шарташа.
Видеть эти кадры, с одной стороны, как-то непривычно — не избалованы верующие «по-старому» вниманием журналистов, с другой — отрадно: наконец, о том, что было в реальности, начали говорить открыто, не умалчивая исторические реалии. Вот перед нами берег чрезмерно любимого екатеринбургского озера, где в начале XXI века уже ничего не напоминает о верующих, но здесь ходят актеры, весьма похожие на обывателей Екатеринбурга — это сегодня их внешний вид кажется «старорусским», а тогда это была малопривлекательная из-за своей простоты и более чем обычная одежда.
Отрадно было наблюдать за тем, что в кои-то веки факты не искажаются, вернее, не умалчиваются, а озвучиваются на весь полуторамиллионный Екатеринбург. И очевидно, что это огромное событие в мегаполисе, где чрезвычайно сильны позиции «официальной» Церкви. Тем не менее де-юре телекомпания принадлежит Правительству Свердловской области, и «православные активисты», и сами журналисты поняли, что из истории факта не выбросишь: и если староверы сыграли в жизни территории какую-то роль, то логично говорить о ней, а не оставлять за кулисами.
Премьерный показ каждой из трех уже готовых 45-минутных серий, думается, соберет большую аудиторию — реклама фильма о почти трехвековой истории града святой Екатерины шла почти месяц и успела заинтересовать публику. Первая серия прошла «на ура» и стала, вероятно, наиболее интересной, поскольку повествовала о зарождении города на Исети и погружала в атмосферу не до конца еще забытой истории середины и конца XVIII века.
Проект «Новости. Документы. Екатеринбург», по словам авторов, — это ожившие истории города. Журналисты «4 канала» с помощью историков разыскали интересные факты и экранизировали ключевые события.
Цитата из официальной презентации проекта на сайте телекомпании:
«…Наконец, бороду можно снять. Съемки фильма закончены. Мамин-Сибиряк запечатлен на пленке. На съемочной площадке раскрывают исторические тайны — что хранил в своем сундуке уральский писатель XIX века.
Теперь актеры могут и пошутить — позади два месяца изнурительных съемок исторического фильма о Екатеринбурге. Малоизвестные факты разыскали с помощью историков и экранизировали журналисты «4 канала» — Илья Мелехин, Дарья Воронина, Вероника Медведева.
В трех сериях авторы фильма рассказывают о том, как строился Екатеринбург, за что кузнеца могли приговорить к смерти, какие на самом деле были отношения между де Генниным и Татищевым.
Для того, чтобы показать, как кутили олигархи прошлого, пригласили цыганский ансамбль «Ритмы Ромэн». Проект «4 канала» — некоммерческий. Даже народная артистка согласилась помочь безвозмездно. Помог и Театр музыкальной комедии. Из его стен — костюмы XVIII-XIX веков. Но чтобы создать исторический антураж, одних костюмов было недостаточно. Перед тем, как снять эпизод со старателями, пришлось очистить ручей от современного мусора. Лопату в руки взял оператор проекта — Евгений Лапидус».
— Для фильма мы искали малоизвестные факты, — говорит один из авторов фильма Илья Мелехин. — Есть вещи общеизвестные, например, каслинское литье, строительство плотины. А есть то, что знают далеко не все — какой была первая церковь, какие люди туда ходили, какие были отношения между Татищевым и Де Генниным. До работы над фильмом мы не знали, например, что у них были совершенно разные характеры, и они конфликтовали на личной почве.
И если в первой серии «Новости. Документы. Екатеринбург» речь шла об основании Екатеринбурга, то вторая, как сообщается, будет посвящена так называемой эпохе «Уральского эльдорадо» — периоду, когда под Берёзовским старатели находили золото и из нищих становились богачами с подачи ранее уже упоминаемого старовера Ерофея Маркова. А в третьей серии журналист Дарья Воронина расскажет о культурной жизни Екатеринбурга XIX века.
Что ж, поживем — увидим, но уже сейчас понятно, что этот фильм меняет отношение уральского медиа-сообщества, а значит, в перспективе и всего населения к своему давнему прошлому.
Хочется верить, что впереди нас ждут и другие факты, о которых в анонсе следующих серий ничего не было и нет. Например, о Заречном тыне, лютой тюрьме для старообрядцев посреди нынешнего города, около киноконцертного театра «Космос», где современным старообрядцам так и не позволили поставить памятный знак, что здесь пытали и насмерть замучили их предков, о городских головах — по-современному – о мэрах, некоторые из которых были староверами и открыто исповедовали свои взгляды.
Наконец, хотелось бы услышать и о порушенном старообрядческом кладбище в районе все того же Шарташа, осколок которого сохранился и по наши дни. Удастся ли услышать об этом — покажет время и… телевизор. Впрочем, уже понятно, что завеса истории спадает и то, о чем раньше вслух не говорилось, сегодня вызывает интерес не только историков и некоторых (далеко не всех!) неравнодушных староверов, но и всего городского общества. И не случайно фильм снят не сухо и не занудно, где закадровые голоса документалистов органично подчеркивают игровую составляющую, и все это выглядит на экране оригинально и масштабно.
Приятно осознавать, что многие до сих пор не просвещенные екатеринбуржцы и свердловчане (по счастью, телекомпания, решившаяся на такой оригинальный эксперимент, вещает во многих городах и населенных пунктах Свердловской области), узнают подробнее о том, кем и как создавался современный город, справедливо претендующий на звание третьей столицы России.
Фото автора
Комментариев пока нет