От редакции:
19 марта в Доме причта, что на Рогожском, в рамках цикла лекций о современном положении старообрядчества за границей и в регионах России, организованного Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума, состоялась лекция профессора Н. А. Морозовой «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура».
Древлеправославная Поморская Церковь Литвы — это одна из одиннадцати традиционных религиозных общин страны. По данным переписи 2011 года, в Литве проживают более 23 тысяч староверов (по данным Церкви, около 40 000). Староверы объединены в 61 приход. В Вильнюсе действует высший орган управления делами Церкви между соборами — Высший совет Церкви; председатель совета — вильнюсский духовный наставник Григорий Бояров.
Первые староверы на современной территории Литвы обосновались в 1679 году, первый (федосеевский) храм основан в 1710 году в д. Пуща на северо-востоке Литвы (ныне Рокишкский район). Федосеевское сообщество возникло в XVIII веке в Великом княжестве Литовском вследствие массовой миграции староверов. Одной из важнейших причин эмиграции было строжайшее преследование сторонников древнего обряда в России и относительная терпимость в Речи Посполитой (на её территории в 1772 году насчитывалось до 180 тысяч староверов), немалую роль сыграли также крестьянские волнения в России.
В 1817-1823 гг. потомки федосеевцев Литвы стали признавать церковный брак. После, в 1918 году, все старообрядческие приходы Литвы принадлежали к умеренному брачному поморскому согласию. Правительство независимой Литвы впервые в истории староверия признало старообрядчество как религиозную организацию. В 1923 году правительство издало «Временные правила, регулирующие отношения Литовской старообрядческой организации и Литовского правительства» и предоставляющие Церкви автономию. После восстановления независимости Литвы в 1990 году Древлеправославная Поморская Церковь вновь стала самостоятельной религиозной организацией.
Своими впечатлениями о посещении лекции Н. А. Морозовой «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура» с нашими читателями делится настоятель московского храма святителя Николы РПЦ на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров).
***
Это, конечно, безпоповцы. Так исторически сложилось в Прибалтике. Поповцы были неподалеку — на Ветке (территория нынешней Гомельской области Белоруссии). В Литве есть несколько семей старообрядцев-поповцев. За духовным окормлением они ездят в Латвию, в город Екабпилс, к о. Василию Волкову — бывшему поморскому наставнику. Изначально безпоповцы в Прибалтике были федосеевцами. К 1823-му году был оформлен чин благословления брака и начался переход федосеевцев в поморское согласие, признававшее брак. На сегодняшний день в Прибалтике остались только три федосеевские общины: одна в Латвии и две в Эстонии. В Литве их нет.
Лекция о старообрядчестве в Литве прошла в Доме причта Рогожской общины в воскресенье 19 марта. Читала лекцию профессор Н. Морозова из Института литовского языка. Из-за отсутствия митрополита Корнилия (он совершал молебен в соборе) с началом лекции произошла задержка. Не привыкший бить баклуши, я за время паузы зашел в Никольский храм (бывший единоверческий).
На меня обратил внимание молодой клирик храма о. Александр. Разговорились. Рассказал ему, как еще в 70-е годы в храме мы с будущим архимандритом Иринархом (Денисовым) пели и читали на крылосе. О. Александр сказал, что в храме службы совершаются по полному чину без сокращений. И что настоятель поощряет пение по крюкам. Имеется два баптистерия для погружательного крещения взрослых: один в отдельно стоящей крестильне, а другой в Покровском приделе храма. Полюбовался внешним видом храма со стороны бывших прудов (они были засыпаны в советское время; на их месте был стадион и ипподром). Прошел до резиденции митрополита: с 20-х годов 19-го века это была часовня, в советское время — склад и домоуправление (после войны это здание было передано Старообрядческой епископии). Обратил внимание, что металлическое ограждение резиденции совсем невысокое, просматривается беседка и вообще весь участок — не очень уютно.
В конференц-зале Дома причта полистал номера газеты Ржевской общины: о паломнических поездках прихожан во главе с о. Евгением Чуниным; о молебнах, совершенных им на местах разрушенных старообрядческих храмов; о юбилее епископа Викентия и прочем. В статье о единоверии в Торжке запомнился пассаж о том, как единоверческие священники «закладывали» старообрядцев перед гражданскими властями — стало как-то неловко.
Конечно, вспомнилось о моих поездках в Литву, начиная еще с 80-х годов. Первый раз в 1986-м году с митрополитом Филаретом (Вахромеевым). Кстати, тогда в вильнюсском Свято-Духовом монастыре я познакомился с о. Илларионом — нынешним митрополитом Волоколамским. Тогда мы оба были иеродиаконами. Особенно памятна поездка в юбилейном 1988-м году. Довелось тогда пообщаться с двумя столпами литовского старообрядчества — председателем Высшего Старообрядческого Совета Егоровым Иваном Исаевичем и председателем Духовной комиссии Иосифом Ивановичем Никитиным.
Последний был корифеем в области Церковного устава и канонического права. С ним я общался как у него дома, так и в моленной города Каунаса, где он служил. Присутствовал при совершении им крещения младенца. С Иваном Исаевичем также общался в домашней обстановке. Некоторые называли его «человеком с двойным дном». Я этого не почувствовал. Контактный, благожелательный был старец. Несколько даже сентиментальный. Помню, во время беседы несколько раз была такая сцена: дочь Егорова вдруг восклицала: «Папочка!» Иван Исаевич вставал, и в свою очередь: «Доченька!» На праздничной службе по случаю юбилея Тысячелетия Крещения Руси я находился на хорах. От сильного переутомления и духоты меня разморило, клонило в сон. В беседе с наставником из Харькова выяснилось, что я тоже был участником трапезы. Беззлобно-сокрушенно он заметил: «Значит, Вы нас замирщили». А я, опустив голову, подумал: «Братцы, но вы же сами меня посадили за стол. Дали бы отдельную «поганую» миску — я бы не обиделся».
Помню, как еще на Соборе в Вильнюсе между местными, более либерально настроенными, старообрядцами и делегатами из России произошло средостение, споры по поводу мер строгости в отношении внешнего мира. О. Иоанн Миролюбов, с которым я тогда был в Вильнюсе, скептически смотрел на все это. Я подумал: «Да, без авторитетных иерархических чинов трудно удержать в рамках мирянскую стихию».
Меж тем, как я предавался воспоминаниям, подошел владыка, и лекция началась. Из нее мы узнали, что в настоящее время в Литве имеется 61 поморская община. В основном их храмы находятся в сельской местности восточной части республики. Службы в них совершаются нерегулярно (в некоторых вообще считанные разы в году). Кстати, по количеству общин старообрядцы в Литве на втором месте после католиков. В Эстонии старообрядческие моленые в основном находятся в Причудье, а в Латвии — в Латгалии. Здесь, в городе Даугавпилсе, у них целых шесть храмов. Первым старообрядцем на литовской земле был Трофим Иванов (1679 г.) — стрелецкий десятский, участник осады Соловецкого монастыря. В 1710-м году в деревне Пуща появляется первый старообрядческий храм (впоследствии он был перенесен в деревню Бобринки). К концу 18-го века в Литве было уже около 200 тысяч старообрядцев.
Поскольку таких гонений, как в России, здесь не было, то после выхода Указа о веротерпимости в 1905-м году не было и бурного возрождения. Только после того, как Литва после Октябрьского переворота стала независимой, в ней заметно активизировалась церковная жизнь старообрядцев. Выходили журналы «Родная старина» и «Вестник Высшего Старообрядческого Совета». Функционировали Духовные курсы. Заработали благотворительные общества. В школах преподавался Закон Божий. Действовали церковные хоры (в репертуаре одного из них был старообрядческий духовный гимн и гимн Литовской республики на русском языке). После прихода Советов многие старообрядческие наставники были сосланы в Сибирь и Казахстан (некоторые вернулись после освобождения). После получения Литвой независимости старообрядцам вернули церковное имущество и земли. Местные власти относятся к ним хорошо — более благожелательно, чем к РПЦ и вообще к «советским русским». По официальной статистике старообрядцев в Литве около 23-х тысяч (количество их уменьшается). По неофициальным данным число старообрядцев в 2 раза больше. Опекаются старообрядческие общины девятью духовными наставниками (есть еще и четверо исполняющих обязанности таковых). За последние годы построено несколько новых храмов, в частности, в городе Клайпеда.
Самый большой старообрядческий храм находится в Вильнюсе (построен он был в начале 20-го века).
В Литве почти до ста лет дожил знаменитый иконописец Михайлов (он написал несколько тысяч икон).
Заключительное слово, как всегда, произнес митрополит Корнилий.
А где-нибудь выкладываются записи этих лекций?
Насколько известно пока планов публикации этих лекций нет. Редакция нашего сайта обращалась к организаторам лектория с предложение организовать подобные публикации, но отклика не получила. Впрочем, не исключено, что по итогам проекта будет выпущен какой-либо сборник.
Благодарю за информацию!
"Первым старообрядцем на литовской земле был Трофим Иванов (1679 г.) — стрелецкий десятский, участник осады Соловецкого монастыря"
Тут не совсем ясно, что имелось в виду — он был участником обороны монастыря или был среди осаждающих, но потом стал старообрядцем?
Написано, что участник осады, не обороны.
По тексту — участник осады, т.е. был среди осаждающих, а не защитников. Просто интересно, как же он потом оказался среди староверов. Поэтому и сомнения — может, это просто описка автора? Хотя, конечно, он мог присоединиться к староверам уже после окончания всех этих событий, ибо вряд ли кто из военных, бывших в рядах защитников монастыря, остался в живых.
Стрелецкий десятник — подневольный государев человек, послали на осаду — поехал.
Кончилась осада — поехал в Литву спасаться. Что тут удивительного. Или все стрельцы штурмовавшие Соловки должны были быть подобны Мещерякову?
Мещеринову. Вполне возможно, что так оно и было, но факт интересный и, действительно, говорящий о многом.
Да, все точно — участник именно осады:
"1679 год — самая ранняя дата поселения староверов на территории сегодняшней Литвы. Согласно важному памятнику староверской письменности — Дягучайской летописи, в этом году (1679), во время правления Алексея Михайловича, из Московского края в Литву пришёл Трофим Иванов, бывший военным стрелковым десятником войска воеводы Мещерина, посланного разгромить Соловецкий монастырь. Лично видевший разгром святого монастыря, сильно растрогался по поводу зверского отношения к святым отцам.
Тогда спрятался ото всех, оставил родину Россию, пришёл на Литовскую землю и поселился здесь, прожив до самой смерти, всем людям рассказывая, что произошло в 1676 году и о святых отцах, пострадавших из-за верности старым церковным писаниям.." http://www.arinuska.lt/ekspedicii.html