Муравлевка — одно из живописных поселений дунайских старообрядцев на берегу Китая. В основном оно повторяет общую историю всех ревнителей «древлего благочестия» в регионе. Выделяла его, пожалуй, деятельность женского монастыря Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1909-1951 гг.) — единственной женской обители дониконовского православия в Южной Бессарабии. Наряду с другими женскими монастырями — Казанской Богородицы в Куниче (Молдова), двумя Куреневскими (Украина), Свято-Введенским в Славе Русской (Румыния) — она входила в своеобразную юго-западную сеть старообрядческих святынь. О монастыре в селе помнят даже те, кто по годам вряд ли мог ее застать. Очень многое запало в память муравлевцев об этих постницах, книжницах, молитвенницах…
Основание Муравлевки
О легендарном Муравлеве как основателе села сейчас знают и охотно рассказывают в селе практически все. Этот сюжет можно считать законченным жанровым преданием, в котором раскрывается народная этимология названия поселения.
Пришел сюды один человек по фамилии Муравлев. Он и первую церковь заложил, деревянную. Простой человек, только очень грамотный — сюда он привез с собою много церковных книг. Липоване пришли сюда вслед за ним, за времён гонения и брадобрития. Они не хотели бороды брить. Пришли сюда они где-то из России, из тайги. А в Старую Некрасовку дед Некрас пришел — он село основал и церкву там построил». «Наши предки переселилися сюда с Дону, донские казаки. Мой прадед Трифон Тимофеев сюда переселился, а один из них — Муравлев — и назвали Муравлевка. А другой Некрасов был — Некрасовка. Над Дунаем сели, а турков выгнали. Липоване они от липы — в лесах хавались.
И до настоящего дня многие жители рассказывают о турецком поселении «Дирекю». Данное урочище встречается на многих картах региона XVIII — начала ХIХ века: Dervischkioy, Derikoy; Дере Киой. Остается открытым вопрос о том, когда на это место приходят некрасовские казаки. Смело только можно утверждать, что еще до 1807 года — «в османский период», до прихода российских войск в Бессарабию. Этот некрасовский хутор наряду с Подковкой (Покровкой) и Кислицами фигурирует в биографиях некрасовцев 1808-1812 гг.
Скорее всего, это была своеобразная рыболовецкая фактория некрасовцев, в которой перебывало не более десяти семей или только несколько десятков мужчин. Новую страницу в истории поселения открывают старообрядцы-переселенцы из-за Дуная в 1812-1813 гг. Часть некрасовцев и липован переселенцев в Тучков из-за Дуная выбирают «бывшее турецкое урочище Дирекю» для своего жительства. Но основная масса жителей — потомки полулегальных переселений государственных крестьян из Воронежской губернии 1810-20-х гг.
Некрасовцы получили ряд льгот и вспомоществований от администрации и правительства. Таким образом, реально никуда не переселяясь, небольшая группа семей получила легальный статус и деньги на обзаведение хозяйством, которое у них и так имелось. Среди них был и Муравлев, выбранный старостой села.
На 1827 год здесь уже проживало 48 семей и 14 «бурлаков», а всего 234 жителя (122 — мужского пола). Учитывая, что всего в Буджаке насчитывалось 2606 старообрядцев, можно сказать, что каждый десятый проживал в Муравлевке. Тогда же к старожилам приписались переселенцы — государственные крестьяне из Центральных регионов России. Иначе вряд ли можно объяснить тот факт, что в 1835 г. в селе уже проживало 430 жителей (т.е. почти в два раза больше).
Среди местных жителей указаны: Кондратовы (2 семьи), Малышевы, Комендантовы (5), Федульевы, Буровы (3), Перегрымовы (4), Пастрамины (3), Назаровы, Павловы (3), Логвиновы (2), Ламовые, Васильевы (2), Головатовы, Мартыновы (2), Русские (7), Соловьевы (3), Поляковы (3), Долгие (2), Куприяновы (3), Черновы (4), Блинчики, Осиповы, Тимофеевы, Чиботыревы, Харламовы, Ивановы (2), Чуркины, Усатич, Младенцевы (2), Ефимовы, Шишкины, Краснобаевы, Решетниковы, Масеевы, Полянские (2), Захаровы (3), Палайокины (2), Калинины, Семеновы (2), Метлины (3), Чернышевы (2), Лимоновы, Тютинниковы (3), Воробьевы, Куричевы, Андреяновы, Талпеги, Константиновы, Цвиковы, Антоновы, Мяхковы, Николаевы, Кравцовы, Каняевы, Изотчинковы, Климентовы, Исаевы, Монаховы, Тумаковы, Михайловы, Федоровы (2), Гусаревы, Решетниковы, Крыловы, Шалаухи, Жуковы, Бисагоновы, Гавриловы, Гусляковы, Якунины, Шишкины.
Но где же Муравлевы? А дело в том, что во время следующего переселения некрасовцев из Турции несколько семей решили повторить опыт — выехали за Дунай, «в турецкие владения», сменили там фамилии и вернулись в село. В отношении 7 семей эта авантюра раскрылась перед начальством: Макаров вернулся Кононовым, Липилин — Андреевым, Андреев — Липилиным и т.п. И они вынуждены были искать спасение в других местах — Муравлевы оказались в Старой Некрасовке: там жило три семьи с такой фамилией, одна из них — родом из Муравлевки.
Храмы
Взамен пришедшего в ветхость старого Покровского храма муравлевское общество в начале ХХ века решило построить новый. О старом известно следующее. Уже из описания Бессарабии 1827 года видно, что в Муравлевке (Дирекю) находилась деревянная часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена она была, видимо, сразу после переселения старообрядцев в село. Эта часовня нередко становилась предметом пристального внимания местных чиновников. При этом один из них в 1842 году отмечал наличие в этой часовне колоколов. Другой оставил следующее техническое описание: «Муравлевская — камышовая, обмазанная, камышом, крытая».
Известно, что своего священника у муравлевцев долго не было. Они пускались на всевозможные хитрости, чтобы пригласить к себе «беглых попов», а за регулярными требами обращались к своим одноверцам в Измаил, Килию и Вилково.
Как только территория Южной Бессарабии по Парижскому миру 1856 года отходит к Дунайским Княжествам Османской империи, липоване начинают активное церковное строительство. Тогда же в 1859 году в Муравлевской часовне освящают престол. Имея в своем распоряжении записи, которые сейчас утеряны, местный книжник и дьяк записал:
1958 году на покровъ пресвятой богородец исполница 100 лет то было придержавномъ князе александре при митро-полете кириле белокриницкомъ при епископе Аркадию васлуйскомъ въ селе муравлевки 100 лет назатъ старообрядцы москвичи вто время поездов суда небыло москвичи суда привазили образа книги церковныи утварь рызы кодилы потсвещники идругия принадлежности расписался исаев. максим ермолаевич / 1958. году исполница старой церкви 100 лет 13.ва октября.
Сакральное место алтаря старой церкви было заботливо огорожено — на его месте воздвигли часовню. Несмотря на то, что она находится прямо на огороде одной из местных семей, место это выступает предметом гордости всего села.
Вышеупомянутый радетель местного летописания на другом листе переписал из недоступных уже нам источников следующее:
Во имя О[т]ца И сына Исвятаго Духа Аминь/1913 года Месяца Мая 9 День/Было Посвящение Места Для Церкви./От имя Покрова Прес[вя]тыя Б[о]гар[оди]цы./Вселении Муравлёвки,/А также Была Заклачена Худамента /Былъ Выкапынъ Канавой Сажень./Посвящалось Места Протоереимъ Трафимомъ/Измаилскымъ И началася Продолжатся/Работа Каменная И кирпичная И продолжалась/Строица До 1914 года. Месяца Июля 20 Дня/Сдвадцатыва Дня Июля Засверепствола Вайна,/Ивсе Престастановились работы разбежались работы/- И последовала Мобилизация Ити На войну противъ /Германии И Австрии позабрали Людей Отъ Двадцати/Летъ До Сорокъ Осимъ, И продалжалысь До 18 года/Асвосимнацытыва Года Сталъ Народъ Собиратся./Подамамъ кто искалечинъ Акто ранинъ А кто/Целъ. Авмногии Астались Наполи Брани И вплену./Аставили жонъ Идетей Сиротами Несчастными,/Потомъ собрался народъ код/вору стали советовать изо/брали церковный комитетъ /В чесле Двинацать чело/векъ и стали приступать/к церковной работе //Собрали Капиталъ как Богъ далъ немного/Сдомовъ, А невного земли Арендовали, И прода/лжалась работа церкви 6 летъ До 25 Ва/Года. А в(1925)двадцать пятымъ годе собрались /Освятить. Иосвящалась Ц[е]рк[о]вь месяца/Октября 12 чесла (1925го). Собрания народа было /Со всех Странъ Была посвящена ц[е]рк[о]вь /Епископом Измаильскимъ И всея Бесарабии /Владыкой Феогеном Атакже Со священы/Лицами, Местный Св[я]ще[ни]къ Был Отец /Назарий М Калесниковъ и были Священники/И дьяконы сградовъ и весивъ и города Келии О[те]цъ Иоаннъ/Из селения Подковки О[те]цъ Потапъ из некрасовки о[те]цъ феодоръ/Из женского монастыря св[ящ]ено ин[о]къ таврионъ из славскаго мо/настыря протодияконъ таврионъ из города Измаила дияконъ/Иоанн из города Кешанева иродияконъ Анисимъ исархан/гелскаго монастыря Деяконъ Черны Климентъ и подияконъ/Сидыръ Продалжалась Служба Стрехъ часов дня До/Двохъ часов дня навторый день потомъ была/предложена трапеза оучреждение было полное ин/вилное В сему народу далнимъ иближнимъ/Потомъ Была провозглашена Многолетие Коралю/Ферденату ивсему королевскому доблесть Воинству/Аминь/Былъ подщестъ церкви 1926ва года/Месяца Декабря 30 чесла в конце года/Всей нашыи церкви Стоимость Капитала/Оден Мелионъ Сто 28 тысящъ 32 Лея.
Как видим, строили «всем миром» с 1913 по 1925 гг. Это было настолько значимым событием для общины, что об этом сохранилось множество мемуарных записей в частных книгах. Не говоря уже о разнообразных фольклорных быличках.
Так, например, на «Евангелие Поучительном», Москва, Единоверческая типография, 1890, принадлежащем Онуфрию Кирьяковичу Вехову, Порфирий Петрович Кудъяров записал: на последней странице, вертикально, по полю: «…/ 1914 года месяца Июля 17 дня мобилизация объщая выправадили 21 Июля 914», а на доклеенном листе из тетради в линейку его же запись красным/черным полууставом: «Закладчина новой каменной церкви воимя покрова пртыя бдцы вселении Муравлевки в тысяча девять сотъ тренадцатомъ году мая д [9] дня // А в тысяче девять сотъ два десять седьмомъ [зачеркнуто] пятомъ году в октябри яви [12] день была освящена епископом Феогеном измаильскимъ предержавномъ корале фердинанде при митрополите белокриницкомъ Никодиме при местномъ священнике отце Назарии Колесниковымъ». Другой «летописец» записал на «Апостоле» Почаевской типографии начала ХХ в.: «Церковь святили 1925 г. посвящение ограды коло церкви было въ 1928 году в день покрова пресвятой Богородицы. Посвящали въ попы оца Ивана 23 марта 1936 г. в вербное воскресение»; на переплете сзади: «Тютюников Стигней Симоновичь родился 1928 году вселе Куничи Молдавская республика». Это событие находим и на полях книг в соседних липованских поселках. Так, например, надпись на одной из книг в Новой Некрасовке гласила: «1925 год, 12 октября — освещена церковь в Муравлевке».
По воспоминаниям муравлевцев, строили дружно и скоро — выходили даже по воскресеньям и малым праздникам. Осознание грешности такого труда оправдывалось «богоугодным делом» возведения церкви. Однако какая-то часть все-таки осуждала такую поспешность. Об этом говорит одна из выявленных записей — на правой стороне переднего форзаца «Апостола Тетр» карандашом светским шрифтом:
Месица Июня 23го Дня 1925го Навладимерскою Пресвятую Богородицу Былъ градъ Ибольшой Всораганъ что Дома пораскрыла камышовыя Домов И черепичных Занаша Прегрешения что Мы Непочитали Ея Явление Аработали каку…
Еще одним устойчивым элементом воспоминаний является коллективное строительство новой церкви. Практически в каждой муравлевской семье сохранялись предания о том, что их предок «строил» храм. Учитывая общий масштаб работ, в возведении, действительно, приняло участие все село. Бытует также сюжет о «телеге, которая по селу ездила и собирала помощь, а особо — яйца, наша церковь на скорлупе построена, и в раствор яйца добавляли». Не исключено, что строители использовали эту известную с древности технологию, память о которой сохранилась до наших времён.
Служба в храме не прекращалась и в советское время, хотя существовал ряд запретов: колокольный звон, крестный ход, празднование религиозных праздников, исполнения обряда крещения, венчания и т.д. Более того, храм получил второе возрождение после пожара, который произошел в 1978 году.
Духовными наставниками храма Покрова Пресвятой Богородицы были: о. Назарий (похоронен на территории церкви), о. Иоанн, о. Ананий, о. Митрофан, о. Терентий, о. Евстигней. В настоящее время настоятель храма — о. Олег.
Обитель. Основание женского монастыря в селе Муравлевка относится к 1909 году. Практически документальное аналогичное свидетельство основания обители содержится в одной из рукописей церковного собрания:
построилось женская обитель во имя Усекновения честныя главы Иоанна предтечи преселении муравлевки въ тысяча девятьсот девятого года и освещена того же года м[еся]ца октября десятого дня предержавномъ ц[а]ре Николай Александровиче и преепископе Петре бендерскомъ ивановымъ.
Об освящении монастыря известно из заметки:
С. Муравлевка, Бессарабской губернии. 10-го октября здесь торжественно отпраздновано освящение новой женской обители во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. Торжество освящения совершал преосвященный Петр, епископ бессарабский и измаильский, в сослужении священника о.Назария Колесников и дьякона города Кишинева Сергия Дорошевича. Всем бывшим на торжестве была предложена трапеза, после которой тем же дьяконом было провозглашено многолетие всему Царствующему Дому, архиепископу Иоанну, епископу Петру и всем создателям обители». Этот же корреспондент через год сообщал об освящении престола в монастырском храме: «29 августа с.г. в местном женском монастыре состоялось освящение святого алтаря при монастырском храме. Накануне освящения местным священником было служение о. Назарием Колосниковым, в со служении о.Иоанна Иванова из с.Подковки и дьякона из г. Килии о. Андрея Хрычева и в присутствии бывшего епископа бендерского и измаильского Петра, ныне инока-схимника. 29 августа, в 7 час. утра, началась литургия. По окончании было провозглашено многолетие Государю Императору, Царствующему Дому и высоко преосвященному архиепископу московскому Иоанну.
Известно также, что о. Петр Бессарабский три года служил требы в монастыре. В нем за первые три года поселилось 35 инокинь и послушниц. Жили они подаянием, а также имели 2,5 десятины земли, подаренной сельским обществом.
Изначальное книжное собрание монастыря комплектовалось за счет дарений из северных центров благочестия, о чем свидетельствует несколько книжных артефактов. Кроме рукописи, переданной владыкой Петром, можно привести столь важное для любого храма «Церковное око» второй половины ХІХ века из единоверческих типографий. На нем имеется запись: «Священно Дияконъ Феодоръ Феодоровъ Балтский мещанинъ Юров / выехалъ 18 дня октября былъ у монастыре муравлевскомъ / 1910го месяца октября 18го дня».
Полный круг «Миней», хранящийся сейчас в Покровском храме села, находился в церкви женской обители и был передан после ее ликвидации. Все 12 книг имеют характерные номерные пометы тушью 1920-30-х гг. Большинство из них — перепечатка московской единоверческой типографии Свято-Троицкой Введенской церкви, осуществленная в 1864-65-х гг. Исключение составляет январская книга, напечатанная в анонимной старообрядческой типографии ХІХ века. Согласно владельческой записи на форзаце: «1936 ва Года месяца Дикабря 21 Дня Сия Месячная Книга монастыря Муравлевки Игуменъ Священноинокъ Ермогенъ». Запись на июньской косвенно раскрывает, что комплектовались эти Минеи за счет неодновременных пожертвований: «№342 [! – масштаб монастырской библиотеки] благословлена Книга 1944 Года М[есяца] Августа 30 Дня Прислужителей Церкви Священно Иноку Александры инокини П…» [сознательно затерто]. На мартовской Минее, видимо, вышеназванный наставник написал полууставом: «Дася исправить молитва моя, яко кадило пред тобою. Воз деяние руку моею, жертва вечерняя. Гди воззвахъ къ тебе, услышим я. Уложи Гди хранение устомъ моимъ. И уклони сердце мое въ словеса лукавствия». А на октябрьском светским почерком указана дата окончания строительства сельского церковного здания: «1925. Года Месяца Октября 12ва Чесла». На сентябрьском — на 3 странице внизу ручкой синей: «Сию Книгу реставрируит Кирсанова Фатинья Антоновна», что свидетельствует об общей заботе односельчан о состоянии книжного собрания обители.
Восстановить объем и состав книжно-рукописного собрания обители сейчас не представляется возможным. По воспоминаниям, большинство памятников было передано в церковь Покров Пресвятой Богородицы Муравлевки еще в конце 1940-х гг. Об этом позаботились и матушки, жившие затем при церкви, и сами местные жители. Часть монастырского собрания, по старообрядческой традиции, со временем была передана в другие храмы или подарена иереям. Оставшиеся выявить в общецерковном собрании уже немыслимо.
Правомерным будет предположить, что многие книги в Муравлевскую обитель поступали от братских/сестринских монастырей Куничи и Куреневки. Ярким подтверждением этому выступает «Обедница» рукописная, начала ХХ в. Она была создана в Куниче, в монастыре 1922 г. и дописана там же в 1925 г. Согласно постраничной записи: «сия книга / благословлена /на женский монастырь / села / Кунича /Гавриилом / Сосном». На переднем левом листе переплета стоит уже владельческая помета Муравлевки: «№ 2 Обедница Принадлежит церкви монастыря». Другой пример: на «Апостол Тетр» (М.: Единоверческая типография, 1864) на форзаце чернилами светским шрифтом: «Сия святая и богодухновенная Книга глаголе мая Апостолъ Принадлежит Куническаго женского Казанского Монастыря. / Повтором переплете. Работы его служителя свящ-инок Ипполита. От 8го марта 1957 г. ст.-ст.».
Женская обитель некоторое время оставалась единственной в регионе после упразднения мужских монастырей в Вилкове и Новой Некрасовке. Часть книг и рукописей было передано оттуда. Например, «Служебник рукописный», Вилково, ХХ век, на форзаце которого имеется запись: «Переплетена сия Книга Тщанием и трудами Боголюбиваго: иеродияконахъ священно иеромонашествующаго настоятеля Свято-Петро-Павловскаго монастыря отца Селевестра Авдеева: 1942 года ноября 1го дня с.с.». Или «Служебник: Василию Великому, о божественных ангелах, Преполовение». На 1 странице — печать румынская вилковского монастыря. А на форзаце, слева: «Свято-Петро-Павловский монастырь 1944 года Августа 5 дня / Пренадлежитъ сия книга священноинноку Клименту Изотову жителю гор. Вилкова цена сей книги 65 руб Вилкова» и на форзаце, слева, карандашом: «Климент Федулович уроженец Города Вилковъ с 1888 года». Очевидно, что данный Служебник также был передан на сохранение в женскую обитель.
Нередко обитель снабжалась книгами частными лицами. Например, на «Поучении Ефрема Сирина и Аввы Дорофея». Единоверческая типография, 1801 г. на втором листе содержится вкладная запись ХХ века светским шрифтом: «Благословляет Агапий …деевич эту книгу в монастырь. Он умер, а Александра Лысова эту книгу дала. Это его жена». На «Часовнике с канонами», Мануиловка, 7392 [1883], принадлежавшем матушке Анатолии, на переднем доклеенном листе тушью указано: «1944 г[о]да писыт етот лист/ Пишыт впамят їнокиня Анатолія Ксенофонтовна/ 1944 года месяца февраля 24 дня на обретеніе честныя Главы Иоанны Хрестителя на второй недели поста дны [зачеркнуто] день былъ Среды ::: Пострыгал священно інок Таврионъ Смитынинъ Инокиню Анатолию на 44 году ::::: / за упокой 1947 году 3 Июня приставился раб божий Ксенофонт Парфенович Липилин / 1950 году 20 октября преставилася раба божыя Ирина Уляновна».
Даже после формального упразднения, обитель продолжала восприниматься как «монастырь». Об этом ярко свидетельствует запись, сделанная полууставом на правой странице форзаца, чернилами «Обедницы», Киев, 1909: «Сия Святая и Бгодухнованная Книга глаголе мая «Обедница» Пожертвована во святую Обитель Усекновение Честныя Главы, святого Иоанна Предтечи, крестителя Господняя. За упокой Инокени Схимницы Досифеи. 1949 года».
Среди рукописей муравлевской обители выделяется «Чин панихиды и Канон за умерших», изготовленный еще в ХІХ веке. По ней, видимо, отпевали умерших инокинь. Об этом свидетельствует подобие синодика — на форзаце помечено карандашом: «Преставилась Матушка Феоклисты 1938 года месяца октября 4 дня хоронили 5 октября/ Мать Анфиса Преставилась 1938го месяца октября 24 дня хоронили 25». Позднее в 1960-е гг. матушка Валентина изготовила специальный поминальный блокнот — «Сий Синодикъ пренадлежитъ святой обители Женскому монастырю села Муравлевка». Согласно ему попробуем восстановить список инокинь этой обители. Инокинями-схимницами упомянуты Досифея, Валентина, Глафира; инокинями: Поликсения, Антонида, Анисия, две Евлампии, Афанасия, Павла, Евдоксия, Таисия, Мелания, Ксенофонта, Евфимия, две Александры, Августина, Варлампия, Анастасия, Евстолия, Анфиса, Анафралия, Клавдия, Евникия, Манефа, Капеталина, Ароида, Феодора, Августа, Антонида, Евпраксинья, Феврония, Макрина, Феофания, Анофролия, Маркилина, Лазарета, Максимила, Евтропия, Анатолия. Поскольку это самый полный перечень, то очевидно, что из обители вышло более 40 монахинь.
Инокини, жившие при церкви до 1990-х гг., заботились о чтении и снабжении книгами церкви и духовных наставников. Например, на «Избранных песнопениях 12 праздникам» (СПб, 1912) на последней странице внизу чернилами синими отмечено: «Благословляю сию книгу на память Евстигнею Симоновичу в день его ангела: 1968 года 5 августа / инок.валентина, истим, Глафиры.» (на форзаце ручкой уже рукой батюшки написано: «в 1986 году 31-августа у половина втарова ночи было землетрясения»/«Е. Тютюнников. Был Пономарем 1961-62й-63й»).
Из всех центров благочестия наиболее тесные связи существовали с Куничей, вплоть до упразднения там женского монастыря в конце 1950-х гг. О таких связях говорит, например, дарственная запись на «Вечерних молитвах» начала ХХ века на последней странице: «напамять ин.валентине внезабвенную память отъ ин. Минодоры.т.».
В 1920-е гг. в монастыре долго жила и, по-видимому, приняла постриг инокиня Персида (Пелагея Кузьминична Иванова). Родилась она 4 мая 1889 года в семье старообрядческого учителя при Покровской церкви города Одессы. «В 1905 году отца утеряла во время забастовки за свободу». Парадокс, но его дочь читать и писать научилась самостоятельно. В 1915 году поступила на курсы медсестер, после окончания которых оказалась на фронте. В 1918 году жила в Куреневском, а в 1919-м — в Плосковском монастырях. В 1920 году ее арестовали по ошибке, как «дочь генерала Иванова, командующего Кавказским фронтом». Во время ареста председатель ЧК, еврей, прилагал все усилия, чтобы соблазнить ее. В результате отказа получила тюрьму на пять лет. Другой мужчина, Богомолов, предложить вступить с ним в брак, что она и сделала в старообрядческой церкви. В 1921 году, оставив мужа (ревность) ушла в Бессарабию. В 1930 году по предложению старообрядцев Куничи, священников о. Карпа Белова и о. Исидора Лепилова и по благословению епископов Иннокентия и Феогена, основала вместе с двумя женщинами монастырь Богородицы Казанской. В 1933 году епископ Иннокентий подверг ее запрету как игуменью и запрет снял лишь митрополит Тихон в 1943 или 1944 году.
На 1944 год в Муравлевской обители проживали 8 монахинь и 16 послушниц, а также настоятель монастырского храма — о. Трифон Сметанин, в монашестве — «Таврион». Монастырю принадлежали четыре жилых строения, из которых два были приспособлены для молитвы и трапезы, а в двух других жили монахини. Сами сооружения представляли собой низкие, глинобитные мазанки, покрытые камышом и местами черепицей. Посередине двора красовалась кирпичная колокольня с пятью колоколами и глубокий колодец. Из церковного имущества в монастыре было: 75 старинных деревянных икон, которые находились в алтаре, два Евангелия с иконами в медных оправах, 12 других, духовного содержания книг, монастырский устав, две хоругви и священные сосуды. Имелись наделы земли: 1,5 га огорода и 1 га озимых, корова и лошадь с повозкой, с помощью которой собирали милостыню.
В селе бытовала устойчивая легенда о неком богаче (пол мог меняться), который купил обители земли. Однако в документах четко указывается, что 2,5 десятины выделило сельское общество. Это не означает, что не было меценатов, например, некая Анна из Каменского (Ташлыка) Арцизского района подарила камень для возведения стен церкви в 1930-м году. Она переехала в монастырь на старости. С ее каменной могилы началось современное сельское кладбище.
Согласно воспоминаниям, после владыки Петра священником стал о. Нил. Затем о. Таврион (Трифон Моргунов) из местных. Схиму принял в Петропавловском монастыре Вилкова. Он пришел в село с родителями из России. 11 мая 1933 года о. Таврион умер.
Из местных инокинь: Валентина (Васса Михеевна), м. Анатолия (Метилина Александра Ксенофонтьевна), ставшая экономкой, м. Назарета (Тимофеева Наталья Викуловна), м. Евпраксинья (Евфимия Гаврилова). Сторожем был мирянин Гурей Щекин. Из учениц монастыря: Анна Семеновна Малостева, Татьяна Якимовна Николаева, Марья Даниловна Чернова, Агафья Петровна Липилина (Соловьева), Степанида Трифоновна Моргунова (стала послушницей), Устинья Автономовна Моргунова и др. Улита Несторовна Севастьянова (Дмитриева), Прасковья Ивановна Леонова (Щекина), Мария Ивановна Леонова (Яковлева), братья Иван и Тарас Назаровичи Николаевы, Владимир Маркович Силков, Феодосий Иларионович Тимофеев, брат его Перфил.
В октябре 1946 года умирает матушка Назарета. В 1952-1954 гг. окончательно разрушили обитель. Церковное имущество — в храм, а постройки и хозяйственный инвентарь — в МТС. Разрушать шел один из активных участников реконструкции: «Я ее строил, я ее и развалю!». Сняв кресты и прочее, он сошел с ума. На месте обители завели парники, а теперь завели огороды. Что характерно, это то, что могилки двух иереев Таврионов не только не тронули, но и оградили, поставили крест.
Рядом, на месте алтаря бывшей монастырской церкви (место указали по памяти старожилы по инициативе церковного старосты Елены Акиндиновны Соколовой и председателя сельсовета Сергея Сергеевича Скорика) 12 июля 2008 года установили памятный крест. Водрузили его протоиереи о. Сергий Столярчук и о. Кондрат Кляузов, священники о. Никола Муравьев и о. Никола Бобков. В крестном ходе, панихиде приняли участие многие местные жители, а также участники 6-й липованской конференции 11 сентября 2008 года…
Социалистические преобразования
В 1940 году Бессарабия была присоединена к Советскому Союзу, а ее южная часть вошла в состав Украинской СССР. В результате советской административно-территориальной реформы Муравлевка вошла в состав Измаильского (затем Суворовского) района Аккерманской (Измаильской) области. В Муравлевке как и на всей территории Бессарабии начался процесс социалистических преобразований, который коренным образом изменил хозяйственную и духовную жизнь липованского села.
Вот как описывают местные жители появление представителей «советов»:
В конце мая, (цвели черешни, яблоки) мы с отцом в поле увидали самолет, а с его парашюты: один, другой…прямо за селом, от дороги метров сто. Одна женщина (Салманея) сорвала у мужика пояс красный, прицепила на грабли и подбегла к парашютисту. Его взяли на руки и начали подкидывать. Их повели в центр села. Встречали с хлебом-солью. Примарь и жандармерия ушли перед приходом советской власти. Все начали с вопроса о земле. Ответ был такой, что земли хватит всем…
Высшим органом советской власти на селе стал Муравлевский сельский совет, который в июле 1940 года возглавил приехавший с представителями новой власти Сгурский. Главная задача сельского головы заключалась в руководстве социалистическим переустройством села как в хозяйственной, так и духовной сфере.
В послевоенные годы председатель Муравлевского сельского совета избирался из местных жителей. В разные периоды на эту должность занимали Соколов, Московский Ф. И., Хилюк (Тимофеева) Е.Н., Николаев И.Н., Тимофеев Я.С., Смирнов И.Ф., Жорин Т.К., Тимофеева Р.П., Макаров М.Д. В настоящее время Муравлевский сельский совет возглавляет Скорик С.С.
Хозяйственная жизнь
С установлением советской власти в Бессарабии начались коренные преобразования в хозяйственной жизни, результатом которых стало разрушение традиционного уклада в жизни липованского села, поскольку главной задачей стала ликвидация частной собственности.
Процедура ликвидации частного землевладения была законодательно закреплена Приказом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1940 года «О восстановлении на территории Бессарабии действия советских законов о национализации земли». 13 сентября 1940 года принято постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР об установлении максимальных норм землепользования на один крестьянский двор в Бессарабии и Северной Буковине, а 26 сентября 1940 года вышло постановление ЦК КП(б)У и Совнаркома УССР об установлении максимальных норм землепользования на один крестьянский двор в Аккерманской и Черновицкой областях. В Аккерманском и Измаильском уездах максимальная норма землепользования на один крестьянский двор составляла 20 гектаров земли. Вся земля выше установленной нормы подлежала национализации. Так, в Муравлевке, согласно хозяйственной книге 1941 года, числилось 3 семьи, в распоряжении которых находилось 20 гектаров общей земельной площади. Таковыми были: Исаев Максим Ирмолаевич, Колодеев Яков Ксинофонтович и Хромов Авраам Игоревич.
Следующий этап реализации экономической политике — обобществление земли и создание коллективных хозяйств. В Муравлевке первый колхоз «Красноармеец» был организован в марте 1941 года. В него вступило 48 индивидуальных хозяйств (из общего количества 502). Из них: батраков — 11, бедняков — 29, середняков — 8. Количество обобществленной земли — 227 га (из общего 3051 га). Лошадей — 28, повозок — 15, плугов — 17, борон — 12, косилок — 3. Председателем колхоза был назначен Леонов Иван Павлович. В состав правления колхоза вошли: Д.Л. Щекин, П.Л. Тимофеев, В.А. Краснобаев, А. Козаков. В колхозе были организованы 2 полеводческие бригады и одна рыболовецкая. Первыми бригадирами были назначены Щекин Дей, Казаков Архип и Леонов Василий.
По рассказу одного из жителей, процедура вступления в колхоз происходила следующим образом:
Приходили в сельсовет, там был представитель из района, писали заявление. Потом у двора по улице Ленина надо было сдать коней, инвентарь и даже курей. Мой отец сдал 2 коня, повозку и плуг. Все что сдавали — фиксировали. А те, хто не вступали в колхоз, сдавали определенную часть урожая государству. В подтверждение им выдавали справку.
Процесс создания коллективной системы хозяйствования был продолжен после Великой Отечественной войны. В 1946 году на территории села функционировали 3 колхоза: «Ворошиловский», «Первомайский» и «Кутузовский» (председатели — А.Ф. Шестов, П.П. Липилин, Павленко, С.Федченко, Рак). Был организован молочный пункт, куда сдавали молоко из соседних сел и производили молочную продукцию. Тяжелыми для муравлевцев, как и для всех жителей Буджака, оказались годы голода 1946-1947. Эти события зафиксировались в памяти народной: «Не было дождей… А какой был урожай — и той забирали. С домов прямо забирали. Голод был абсолютный. Ели коней, много людей умирало… Воровали, у кого что было. Некоторые делали подкопы у стенах и там попушу ховали…» «Успехи» колхозного строительства в 40-е годы сопровождались раскулачиванием, депортациями и репрессиями.
В 1950 году в СССР с целью повышения эффективности колхозного производства был взят курс на укрупнение колхозов. В результате объединения на территории села был организован колхоз им. ХХІІ съезда КПСС. Коллективное хозяйство в разные периоды возглавляли: Тимофеев П.Л., Бондарев Т.В, Чирва В.Е, Коваленко В.И. В 1992 году колхоз был реорганизован в КСП «Заря», председателем которого был Чеботов А.И., а затем — Михайлов Д.Ф. В этот же период начался процесс образования фермерских хозяйств. На территории Измаильского района первое фермерское хозяйство было организовано в Муравлевке (Смирнов Г.Ф.)
Культурная и духовная жизнь
Наряду с хозяйственными преобразованиями значительное внимание новая власть уделяла идеологической и культурно-просветительской работе. Уже с сентября 1940 года была открыта советская школа (со сроком обучения 7 лет), обучение в которой происходило на русском языке. Первым директором Муравлевской неполной средней школы был Колесников Александр Федорович. До конца 60-х годов в Муравлевке была неполная средняя школа с 8-летним сроком обучения. Село росло, количество детей увеличивалось.
Благодаря усилиям тогдашнего директора школы Якова Семеновича Тимофеева, в 1967/1968 учебном году в Муравлевской школе состоялся первый выпуск 10 класса. В 1978 году было сдано новое здание школы, в котором обучаются дети и сейчас. Кроме того, на базе Муравлевки (в здании старой школы) действовал Учебно-производственный комбинат (УПК), в котором обучались разным профессиям учащиеся 9-10 классов из соседних сел: Першотравневого, Камышовки, Суворова и т.д. Значительный вклад в обучение и воспитание молодого поколения муравлевцев внесли директора школы: Соколова В.З., Тимофеев Я.С., Артюшевский А.П, Переверзева Н.Г., Иванов Н.А., Кохановский Б.П. В настоящее время Муравлевской средней школой руководит учитель физики — Тимофеева Р.П.
Для проведения культурных мероприятий в Муравлевке был организован клуб (под камышовой крышей) и летний кинотеатр. Первыми руководителями работы клуба были Скорик Евдокия и Остапенко Анна. В 1963 году, для проведения досуга, муравлевцам был построен новый Дом культуры, в котором организована работа различных кружков: танцевального, хорового, вокального. Директором Дома культуры стал Бахмутов П.П., затем его сменила Остапенко А.Л., а после — Исаева Л.З. Вместе с Лидией Захаровной в Доме культуры начали работать молодые и энергичные Феклистова Е.А. и Бахмутова К.К. Ефросинья Алистарховна была инициатором, создателем, автором текстов и несменным руководителем агитбригады «Огонек», активными участниками которой была сельская молодежь. Клавдия Кириковна руководила молодежным ансамблем «Чарівниці».
Но наиболее знаменательным событием в культурной жизни не только муравлевцев, но и всех липован Придунавья, стало основание ансамбля «Русские посиделки» (1972 г.). Идейным вдохновителем этого коллектива стала Васильченко А.С., а его художественным руководителем — Бахмутова К.К. В первый состав коллектива вошли голосистые работницы свинофермы: Васильченко А.С., Соколова Е.В., Лебедева Е.К., Соколова Т.И., Малькова У.В., Чернова А., Наумова Ф.С., Зозулина А.А. Коллектив увеличивался, рос, его участниками стали воспитатели детского сада, учителя, сельхозработники, пенсионеры. Возмужал, в нем зазвучали мужские голоса: Тимофеев Я.С, Силаков В.М. и Силаков А.М. Антон Маркович и сегодня является несменным и преданным участником «Русских посиделок». В настоящее время художественным руководителем коллектива является Елькина Е.
Благодаря «Русским посиделкам», муравлевцам удалось сохранить и передать будущим поколениям всю духовную красоту традиционной липованской песни. На счету у коллектива огромное количество грамот и наград. Но главную оценку своего таланта и творчества «Русские посиделки» получили в 1991 году — ансамбль был удостоен звания народного. И несменной песней его репертуара остается песня о родном селе:
Над лиманом стоит величаво
Муравлевка в вишневом цвету,
Здесь умеют трудиться на славу
И по праздникам песни поют…
Мира, добра и процветания вам, муравлевцы!
Мои бабушка и дедушка Мальковы Владимир Андреевич и Ульяна Васильевна жили на Магале. Мы с родителями в 1977 году уехали в Тюмень.
Фото под названием "Старообрядческая свадьба 1930-х" немного не верна дата, эта свадьба была в 1957 м году, это мои бабушка с дедушкой, их родители, братья и сестры.
И мои бабушка и дедушка.У ног невесты моя мама.Устинья Кузьминична Малостева.Ошибки с годами неудивительны.Десятки лет прошли,люди забывают.За статью спасибо.
Благодарю Александра Анатольевича за очерк! Немало у меня воспоминаний об общине.
Никогда не слышала (может быть по молодости) фамилию Соловьевы. Но, вот, моя мама, СОКОЛОВА УЛИТА ЛУКИЯНОВНА (1944г.р.), в этом "списке" отсутствует, хотя НАША ФАМИЛИЯ ДО СИХ ПОР ЖИВЕТ В МУРАВЛЕВКЕ (В ЦЕНТРЕ СЕЛА!!!). ГАЛА КОЛЕГИНА (фамилия девичья — МОЙ ПАПА ЛИПОВАН ИЗ г.ВИЛКОВО!!!).
Фотография "Прихожане Муравлевки" — конец 1970-х годов. Фотографировал я — Тимофеев Валерий Яковлевич.
В этом очерке упомянут и мой дед Колодеев Яков Ксирофонтович…
Очень познавательно и интересно.Остался ли кто то из Гавриловых в Муравлевке?
Да Гавриловы ещё есть
Скажите пожалуйста, есть ли в селе архив актов рождений и свадеб? Если есть, то как можно с ним связаться? По семейным легендам наши предки из этого села Голубовы).