Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (13)

  1. Andrew Priest

    В этом плане очень интересна и показательна история обретения Державной иконы. По докладу в Синод митрополита Тихона Московского видно отчетливо, что Матерь Божия гнушается споров между старообрядцами и новообрядцами и именно по этой причине покидает храм. К сожалению, потом политическая пропаганда накрутила и про отьятие благодати у царя и взятие на себя правлении Руси, хотя в оригинале об этом нет ничего. В последнее время с большим интересом изучаю старообрядческую традицию и сравниваю с современным богослужением Православной Церкви. Однозначно, молитвенная и богословская логика не прослеживается в современном богослужении или весьма отрывочна. Хотите углубиться — вам путь к изучения исконной русской традиции (не поврежденной никакими людьми от церкви или от сохи). У меня язык не поворачивается называть ее старообрядческой — считаю это ИСКОННО РУССКОЙ ТРАДИЦИЕЙ. Блажен тот, у кого хватает мудрости к ней припасть…

  2. Сергей Агеев

    Интересный и очень грамотный в научном плане материал. Плохо, что так было. Но, тем не менее, здесь односторонний ракурс, а на деле было не все так просто. Обе стороны наломали дров. Далеко не всегда позиция старообрядцев в отстаивании старых обрядов была научно обоснована. Да в в плане полемических перехлестов они от своих оппонентов не отставали — те несправедливо поносили старые русские обряды, а эти — обряды, которых придерживалась православная Греция и большинство православных народов: еще только начали, а уже сразу пошло — "щепоть", "кукиш", "никонияне" и т.п. А разве это по сути справедливо? Афон — цитадель православной святости — они тоже "щепотники" и "никонияне"?
    Да и как говорил Глеб Жеглов — наказания без вины не бывает. Если претендовать на то, чтобы своя обрядовая традиция стала всеобщей в православном мире, стране и народу надо очень многим обладать и быть примером для всех. Ну хотя бы не вводить крепостное право в тот момент, когда оно уже уходило на Западе. Хотя бы не терять в свое время исторические возможности — крестить Орду, обратить в православие Литву. Это же с ума можно сойти, в стране, где было 9/10 православных допустили торжество католицизма. А оттуда потом и пришел удар в лице всех этих требников и т.п. Хотя бы в 1613 г. избрать нормального царя, а не 16-летнего мальчишку, представителя интриганского боярского рода, сына "тушинского патриарха".
    Да и с т.з. исторических источников с стороны старообрядчества тоже можно найти сомнительное. Например, если знаменитую речь Екатерины II проверить с точки зрения источниковедения?
    Надо помнить обо всем, что было, но идти дальше. Русская Православная Церковь признала свои ошибки, древлеправославный обряд признан равноспасительным, клятвы на него — как никогда не существовавшие.
    И такое еще момент — если в пору полемических перехлестов и можно найти некоторые признаки диффамации русской церковной истории, то это быстро свернули — "справа" никаким введением новой веры не считается, никакой древний период не осуждается, русская церковная история в сознании церковного народа едина. Это действительно так.

    • Елена Нечипоренко

      Это действительно так. Слава Богу! Но работа очень хорошая, и она и не претендует на всеохватность — просто факты. Если есть встречные "претензии" — их нужно также тщательно собрать. Чтобы "идти дальше", нужно сначала хорошенько понять, что было фактически. А ведь автор прав еще в чем? Несмотря на то, что (как Вы пишете) "Русская Православная Церковь признала свои ошибки, древлеправославный обряд признан равноспасительным, клятвы на него — как никогда не существовавшие" — все эти мифы продолжают транслироваться как "общее мнение", не убраны из учебников и даже богослужебных текстов (служба свт. Димитрию Ростовскому). А древлеправославный обряд на деле допускается лишь как инструмент компромисса со "староверами", а не такой необходимый нам сегодня источник оздоровления самой русской Церкви.

    • Глеб Чистяков

      Доклад был посвящен определенной теме: Антистарообрядческие фальсификации и их научная критика. Готовится к публикации вторая часть доклада. Темы затронутые Вами также актуальны, но не являются предметом рассмотрения в данном исследовании.
      Что касается "выступления Екатерины II" в качестве апологии старообрядчества, то этот вопрос по той же причине в моем докладе в музее Андрея Рублева не обсуждался, но ученые, с большой долей вероятности автором этого "выступления императрицы" называют священника синодальной церкви о. Иоанна Верховского.

    • Сергей Агеев

      "все эти мифы продолжают транслироваться… А древлеправославный обряд на деле допускается лишь как инструмент компромисса со "староверами", а не такой необходимый нам сегодня источник оздоровления самой русской Церкви".

      При изучении современного единоверия у меня сложилось впечатление, что древлеправославный обряд сейчас рассматривается именно как самоценность, а не как компромисс. Об этом однозначно свидетельствуют заявления священноначалия — патриарха Кирилла, митрополита Илариона и др. Более того, созданы структуры для его развития в лоне РПЦ — Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Но тут объективно все зависит от самих последователей старого обряда.

    • Сергей Агеев

      "автором этого "выступления императрицы" называют священника синодальной церкви о. Иоанна Верховского".

      Он был единоверцем, первым и крупнейшим единоверческим богословом, но по многим вопросам отстаивал точку зрения, выгодную старообрядцам.

    • Глеб Чистяков

      Тем не менее к старообрядчеству о. Иоанн Верховский не присоединился.

      В любом случае, как бы не относится к личности Верховского его поступок — предположительное составление подложной "речи императрицы" является локальным явлением, частным инцидентом который сложно, если вообще возможно сравнивать с масштабной государственной программой антистарообрядческой пропаганды длившейся несколько столетий.

    • Сергей Агеев

      Однако эту речь современные староверы очень ценят и часто на нее ссылаются (например, в обсуждениях на форумах). Вообще же, пока она научно не исследована, рано утверждать, что именно о.Иоанн Верховский ее автор, как и то, что она подложная. Ее надо исследовать с точки зрения источниковедения, тогда все станет ясно.
      Ну а насчет антистарообрядческой пропаганды — к сожалению, это так. Но опять-таки, надо понимать, почему это происходило. Ведь это не в безвоздушном пространстве появлялось. Все эти подлоги были частью процесса. А именно — стороны, образно говоря, вошли в клинч и молотили друг друга по почкам. Даже там, где подлогов не было, а просто была ругань в адрес старых обрядов, ее читать очень не приятно. Но и с противоположной стороны было не менее забористо. "Иуда брал соль щепотью, поэтому щепотью креститься грех". Это научно? Да, это не подлог документов, но это подлог истины. Вот так и дубасили друг друга, кто во что горазд. Ну у господствующей церкви, понятно, возможностей было больше. А вообще, конечно, все это очень печально.

  3. Михаил Парышев

    Прочёл с интересом. Спасибо лектору за интересный материал. Удивительно, как можно доверять РПЦ, если она возведена на лжи и подлоге? ИМХО, раскол — одно из величайших преступлений мировой истории, совершённое Никоном и его присными для достижения своих корыстных политических целей.

    • Сергей Шуйский

      полагаю "совершенное" Алексеем Михайловичем, использовавшим личные качества Никона, а цели царя были не те, что нам предложили историки. Для "Третьего Рима" совершенно не нужно было унифицировать СВОЙ обряд — это оправдательная версия целей реформы. "Тишайший" завершал дело ереси жидовствующих по разрушению Православия на Руси, но только благодаря народному сопротивлению, это не удалось.
      С.А. — какая может быть "научная обоснованность" у духовнаго народного протеста? сердце вопиет…

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля