С момента своего основания Музей им. Андрея Рублева ведет просветительскую деятельность и знакомит посетителей с церковным искусством: различными техниками, сюжетами, художественными особенностями иконописи разных эпох и регионов. Ведущие сотрудники Музея на протяжении уже многих лет читают лекции по иконографии, древнерусской литературе, рассказывают о культурных связях Древней Руси и Византии.
Однако развернутый цикл лекций, посвященный исключительно старообрядческой культуре, организован впервые.
В течение предстоящего учебного года мы будем рады видеть школьников старших классов, студентов и всех интересующихся культурой староверов на лекциях цикла «Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания».
Основное внимание на занятиях будет уделено иконописи, что вполне логично, учитывая специфику нашего Музея. Тем не менее в программу включены лекции, посвященные декоративно-прикладному искусству, книжности, современной этнографии и кинематографу.
Лекции прочтут ведущие сотрудники ЦМиАР, хранители фондов, признанные эксперты в указанных областях: Татьяна Никитична Нечаева, заведующая научно-фондовым отделом, искусствовед, автор ряда публикаций о Гуслицкой иконе; Елена Яковлевна Зотова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, хранитель фонда медного литья; Лариса Ивановна Алёхина, кандидат филологических наук, заведующая сектором редкой и старопечатной книги.
Особенно радостно, что нашу инициативу поддержали и приглашенные специалисты. Дарья Евгеньевна Мальцева, искусствовед, художник-реставратор, сотрудник музея г. Печчоли (Италия), расскажет о малоизученной ветковской иконе.
Настоящей гордостью лектория станет участие в нашем проекте Центра визуальной антропологии МГУ, при котором был создан Видеофонд культуры старообрядчества России. Руководитель общественного Центра визуальной антропологии МГУ, кандидат искусствоведения, Евгений Васильевич Александров и Елена Сергеевна Данилко, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, в рамках лектория представят два фильма о жизни современных староверов России.
Также надо отметить, что в этом учебном году ЦВА МГУ организовал собственный кинолекторий на базе нашего Музея. Кинолекторий будет проходить по субботам, для просмотра были выбраны 6 документальных фильмов. Точные даты показов и информация о фильмах будут размещены на сайте позднее.
Завершит цикл лекций беседа с редактором Информационно-издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви, историком, членом Союза журналистов России, Глебом Станиславовичем Чистяковым — одним из научных консультантов сериала «Раскол». Вместе с гостем лектория мы не только обсудим художественные особенности сериала, но и попробуем ответить на вопрос: может ли данная трактовка образа старообрядчества в современном кинематографе означать конец эпохи «без героя» и свидетельствует ли это о позитивных переменах в российском самосознании.
После предания староверов анафеме (1666-67 годы) необычайное мужество требовалось не только от духовных учителей, но и от «творческой интеллигенции»: иконописцев, мастеров медного литья и книжной миниатюры. Официальное осуждение старых обрядов означало запрет на ряд изображений, единственно приемлемых для староверов.
Таким образом, в широчайший круг антистарообрядческих мер кроме всего прочего вошли запреты, наложенные на производство культовых предметов, в первую очередь, медных и темперных икон и крестов, богослужебных книг. Законодательные меры, направленные против изографов-староверов, были достаточно широки. Уже в 1668 году было введено правило, согласно которому без специального разрешения иконы писать запрещалось.
Официальные власти периодически издавали законы, ограничивающие свободу мастеров-старообрядцев. Петром I был издан ряд указов, запрещающих производство меднолитых икон: в 1722 году — Указ «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резныя и отливныя иконы»; в 1733 — запрет на литые иконы и кресты, кроме нательных крестов. Литые иконы предписывалось «обрав, употребить на церковные потребы, и (…) оных икон отныне впредь не лить и обретающимся купеческим людем в рядах продажу оных воспретить».
При Петре I иконописцев впервые обязали ставить на иконе подпись. Еще один указ Петра Алексеевича касался непосредственно иконографии. После его распоряжения по Ведомству православного исповедания от 15 июня 1724 года св. князя Александра Невского запрещалось писать в схиме: «в монашеской персоне никому отнюдь не писать (…) А писать тот святаго образ в одеждах великокняжеских».
При Николае I Высочайшим указом от 5 января 1845 года, а также согласно с постановлением Святейшего Синода, староверам было запрещено вступать в цеха иконописцев.
Мастера, писавшие иконы по старым образцам, и торговцы, распространявшие их, преследовались и подвергались различным наказаниям, а «неистинные» иконы, «противные учению православной церкви», изымались и переписывались или уничтожались. При этом заключения так называемых «экспертов» от господствующей церкви были предельно предвзятыми и зачастую дилетантскими.
Есть такая фраза: счастлив тот, кто имеет мужество защищать свои убеждения. Вопреки обыскам с конфискацией имущества, запретам заниматься профессией и высылкам с мест проживания, изографы и литейщики продолжали создавать произведения по древним образцам. Об этих мужественных, а значит, счастливых людях мы будем рассказывать на наших лекциях.
Автор: Татьяна Игнатова
Цикл лекций 2013-2014 гг. Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания
(для взрослых, студентов и старших школьников)
Лекции читаются по воскресеньям, 2 раза в месяц. Начало в 12.30
Продолжительность лекции — 1 час 20 мин.
Занятия проходят в лекционно-концертном зале ЦМиАР (4 этаж постоянной экспозиции)
29 сентября. Открытие лектория
Вступительное слово: Игнатова Т. В. Спасо-Андроников монастырь в окружении памятных мест старообрядчества. Александров Е. В., Данилко Е. С. Двадцать лет Видеофонда культуры старообрядчества России (1993-2013).
Показ документального фильма «Андрей из Михалкино» (2011, 30 мин.). Авторы фильма: Е.В. Александров, Е.С. Данилко.
Выступление Молодежного хора Духовного училища Рогожского кладбища.
Стоимость входного билета: для взрослых — 300 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 200 рублей
13 октября
Художественные особенности старообрядческой иконописи. Проблемы атрибуции. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т.В.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
27 октября
Старообрядческая книжность. Читает к.ф.н., зав. сектором редкой и старопечатной книги Алёхина Л.И.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
10 ноября
Старообрядческая иконопись Поморья. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т. В.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
24 ноября
«Самое совершенное литье…» Медная пластика Поморья. Читает к. иск., ст.н.с., хранитель фонда медного литья Зотова Е.Я.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
8 декабря
Романов-Борисоглебск как один из крупнейших центров старой веры на Волге. Династия иконописцев Архиповских. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т.В.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
22 декабря
Гуслицкая старообрядческая иконопись. Читает зав. научно-фондовым отделом Нечаева Т.Н.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
12 января
«Медные образа довольно дешевых цен…». Старообрядческая пластика Московской губернии. Читает к. иск., ст.н.с., хранитель фонда медного литья Зотова Е.Я.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
26 января
Старообрядческая иконопись Урала. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т.В.
Лекция сопровождается показом документального фильма о жизни современных староверов Урала «В руце лета» (ЦВА МГУ, 2006, 46 мин.). Авторы фильма: Е.В. Александров, Е.С. Данилко. Фильм представляет д.ист.н., ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Данилко Е.С.
Стоимость входного билета: для взрослых — 300 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 200 рублей
9 февраля
Старообрядческая иконопись Ветки и Стародубья. Читает художник-реставратор, искусствовед, Мальцева Д.Е.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
23 февраля
Московские центры беспоповских согласий. Иконописные мастерские при Преображенском кладбище, Монинской моленной, Братском дворе. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т.В.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
8 или 9 марта
Экскурсия на Рогожское кладбище «История Рогожского кладбища, иконное собрание Покровского собора и храма Рожества Христова»*.
Точная дата и время экскурсии будет определена на занятиях в лектории.
23 марта
«Если не Выг, то Москва…» История медных заведений на ул. Девятая рота. Читает к. иск., ст.н.с., хранитель фонда медного литья Зотова Е.Я.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
6 апреля
Образ старообрядчества в современном искусстве. Сериал Н. Досталя «Раскол». Читает редактор Информационно-издательского отдела РПСЦ, историк, член Союза журналистов России Чистяков Г.С.
Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей
Для желающих будет проведено занятие: «Памятники истории старообрядчества в постоянной экспозиции ЦМиАР». Занятие проводит Игнатова Т.В. Удобное время и состав групп будут определены на занятиях в лектории*.
(*) — занятие оплачивается дополнительно.
Справки по телефону 8 (495) 678-14-67, с 11.00 до 17.00 ежедневно, кроме среды и последней пятницы месяца.
Комментариев пока нет