Прихожане Екабпилсской общины, выходцы из староверских родов Юлия Воронина и Константин Соколов, несмотря на соблазны мира смогли сохранить присущее староверам трудолюбие и целеустремленность. Об этом говорит как их образ жизни, так и стремление сделать что-то благое для общества.
Эта статья о том, каким видят они свое место в жизни, как оценивают то, что происходит, как относятся к памяти своих досточтимых предков и что хотят сделать на благо государства, так как будущее духовного состояния нашего общества, а значит и благополучие нашей страны, во многом будет зависеть от таких, как они. Беседа проходила в присутствии наставника Екабпилсской староверской поморской общины Владимира Леонтьевича Иванова.
***
Константин Соколов: Судьбоносное решение — это возвращение в Латвию после времени, проведенного в Германии, где я занимался развитием одной компании, работая над серьезным проектом. Проект подошел к завершению, и я принял решение вернуться на Родину. Помимо этого было много полезных, приятных знакомств. Общение в рамках староверской общины Екабпилса — это целая плоскость моих новых связей, отношений и взглядов на мир, в результате многие вещи открылись для меня под новым углом зрения, что, безусловно, важно и по внутренним ощущениям, очень нужно.
Юлия Воронина: Каждый год делает нас чуточку мудрее. Потому, как и любой год, 2016 год принес мне новый взгляд на вещи, новое понимание того, зачем я живу, почему и для чего. Этот год был для меня в каком-то смысле переломным. Было много таких жизненных ситуаций, которые заставляли разобраться, что делать, как и где, оставаться ли здесь или уезжать? Каких-то конкретных значимых событий я назвать не могу. Этот год ознаменовался моим духовным преображением, и из-за этого мир вокруг меня тоже сейчас преображается.
Константин Соколов: Что касается моих предков — они староверы. Несколько столетий назад, по известным историческим причинам, они переселились из России на территорию Латвии в районе Даугавпилса (поселок Мирный). Там предки моих бабушки и дедушки (из рода Белоусовых и Соколовых) жили, занимались сельским хозяйством. По семейным преданиям, братья Соколовы по линии моего деда были родоначальниками, теми, кто пришел, поселился и связал свою судьбу и судьбу своих потомков с этой землей.
Что касается недавней истории моего рода, то в 60-х годах мои бабушка и дедушка переехали в Екабпилс. Здесь они до самой пенсии работали в «Мостоотряде». Предприятие было большое, оно строило мосты по всему бывшему Советскому Союзу. Возможно, с детства у меня отложился некий символический смысл слова «мост», и каким-то подсознательным образом это повлияло и на выбор моего образования. По образованию я международник, то есть человек, который наводит «мосты» между разными людьми, культурами, языковыми и этническими группами.
Юлия Воронина: К сожалению, мои бабушки и дедушки скончались, когда я была еще ребенком, и узнать от них подробности их жизни я тогда не могла в силу своего юного возраста. Сейчас же меня это интересует, но их уже нет в живых и спросить не у кого. То, что я помню по рассказам отца, моя бабушка долгое время работала на нашем Сахарном заводе, потом стала работником торговли. Ее муж, мой дедушка Ананий Сапожников, жил в деревне Аудрини под Резекне. Он и его родители были свидетелями тех печально известных исторических событий. Встретились мои бабушка и дедушка в Екабпилсе. Здесь у них родился сын — мой отец. В постперестроечное время одним из первых в нашем городе он открыл кафе, также являлся владельцем нескольких магазинов. В 2006–2007 годах ему пришлось оставить свое дело из-за развернувшегося в Латвии кризиса. Моя мама — банковский работник. Она родом из Краславы, из деревни Удриши. В ее роду кроме староверов были и литовцы и поляки, они держали хозяйство. Там до сих пор живет сестра моей мамы, в гостях у которой мы с братом очень любим бывать, поскольку здесь прошло наше детство.
Владимир Леонтьевич: В этом отношении крайне важна сейчас роль летних лагерей, где бы дети смогли получить недостающее, но такое необходимое для их гармоничного развития общение с природой. Очень важно что-то делать в этом направлении.
Константин Соколов: Если говорить о больших наших праздниках, то это, конечно, Рождество и Пасха. Для меня Рождество, как и Пасха — это светлый, семейный праздник. Нередко мы на Рождество собирались всей семьей и ездили за Даугавпилс на хутор к прабабушке, которая жила на земле нашего рода. Как правило, запрягали лошадь и всей большой компанией объезжали родню на санях, потом была еще служба в нашей моленной под Даугавпилсом. Воспоминания из детства скорее не сознательные, а больше образные и осязательные — сначала было холодно, потом тепло и светло.
Что касается Пасхи, то это ощущение рассвета. На Пасху рано утром всегда светило солнце и в доме пахло свежей выпечкой. Из тех лет сохранилось ощущение какого-то домашнего уюта, семейного очага, доброго, бесконфликтного быта.
Владимир Леонтьевич: У меня в детстве уже сама подготовка к празднику, его ожидание было особенным временем. Много светлых воспоминаний связано с самим предвкушением праздника. К сожалению, в наше время Рождество уходит в материальное направление, приобретает все больше коммерческий характер (рождественские распродажи и скидки и т. п.). А ведь это очень важно, чтобы человек душой чувствовал праздник, чтобы в душе было благодушие, стремление сделать добро, стремление к духовному.
Юлия Воронина: Многие из нас забыли истинное значение Рождества. Вот уже много лет пытаюсь не участвовать сама и ограждаю своего ребенка от всей этой предрождественской суеты. К сожалению, от этого далеко уйти невозможно. Но мы можем воспитать в себе и в своих детях правильное отношение ко всему этому, расставив верные приоритеты. И тогда материальная часть не заслонит духовную.
Константин Соколов: Да, сам неоднократно сталкивался с этим и думал на эту тему. В погоне за материальным, которой занят в той или иной степени каждый из нас, надо отдавать приоритет духовному, поскольку праздник связан с Вечностью, вечными ценностями. Мы живем в эпоху установления глобального рынка, глобализации в мире и в голове. Мышление массово перестраивается на рыночные рельсы. И потому каждому человеку необходимо задуматься о некоем соотношении в себе духовного и материального. Мы живем в такое время, когда все пытаются выжить и как-то обогатиться, спекулируя самыми важными ценностями. Создается впечатление, что все можно купить и продать. Важна лишь цена и красота упаковки. Но задача потенциального потребителя думать своей головой и понимать, что ему продают, зачем и стоит ли это покупать, или же он может спокойно без этого обойтись. Надо помнить, что любая вещь со временем разрушится, а воспоминание, эмоция — они останутся надолго. Я могу не помнить, к примеру, какую конкретную вещь в детстве дарила мне мама на Новый год. Но я помню всю ту радость, которую испытывал, получая знаки внимания от самого близкого для меня человека. Вот что имеет первостепенную важность.
Юлия Воронина: С возрастом отношение к праздникам, конечно, меняется, так же как и отношение к вере. В моей семье всегда отмечали Рождество. Мы с родителями обязательно посещали рождественскую службу. Но мне не хватало в детстве родительских объяснений, зачем мы это делаем. Мама просто говорила, что в Рождество в доме нельзя включать телевизор, надо провести этот день в тишине и покое, размышляя о жизни. Такие дни очень важны и нужны каждому человеку. Сейчас на Рождество я тоже иду на службу и беру с собой своего ребенка. Потому что для ребенка важен пример.
Говорят, что дурной пример заразителен, но точно также и хороший пример заразителен. Очень важно говорить с ребенком, разъясняя ему все, что делаешь. Кажется, что ребенок еще мал и мало что понимает. Но то, что было заложено в детстве, играет очень важную роль в жизни человека. По мере приобретения им жизненного опыта, по мере его становления и духовного возрастания, в нем возрастает и осознание важности связи со своими предками. То, что оставили нам в наследство предыдущие поколения, необходимо передать своим детям. И сделать это надо своевременно, показывая детям альбомы с семейными фотографиями, рассказывая то, что знаем о своих предках, посещая их могилки и поминая их в родительские седмицы. Тогда детям, повзрослев, не придется подолгу искать себя в самом себе и свое место в жизни, пребывать в неведении относительно того, кто они и откуда, восстанавливать по крупицам историю своего рода. К сожалению, в таком положении сейчас многие люди моего поколения. И дело даже не в нежелании их родителей рассказывать о своих «корнях», но в последствиях политики тех далеких сталинских лет, когда целенаправленно разрушалась связь поколений. Когда за принадлежность к тому или иному не угодному властям роду можно было подвергнуться репрессиям или даже лишиться жизни.
Все это породило у старшего поколения страх интересоваться своими корнями, нежелание при разговоре даже вскользь касаться этой темы. Вспоминаю, как моя бабушка в конце 90-х, когда советской власти уже давно не было, все еще прятала ото всех большую семейную икону. Это отголосок прежних лет. Моей бабушке в жизни пришлось пережить многое.
Константин Соколов: Мир становится глобальным, и сохранение религиозных, культурных, этнических групп в целом представляется непростой, однако чрезвычайно важной задачей, как для самих этих групп, так и для управляющих структур государств, где эти группы проживают. Если говорить о староверах, то мы как община можем быть и должны быть сплоченными. Мы не только сами в себе должны знать и понимать свою культуру, но и, привлекая молодежь, доносить до нее веками выработанные нашими предками культуру и традиции, направленные на сохранение веры. Опираясь на них, она могла бы построить свою жизнь и сегодня.
Владимир Леонтьевич: Наши предки в духовном отношении не глупее нас были. Я с вами полностью согласен.
Константин Соколов: Знание могло бы сегодня укрепить и направить наших молодых людей в нужное русло, помочь построить им простое человеческое счастье. История староверия знает много примеров того, как на протяжении веков Древлеправославные христиане, опираясь на свою веру и традиционный быт, смогли не только выжить в нечеловеческих условиях (как климатических, так и политических), но и построить крепкую общину и успешное общество. И все это благодаря соблюдению религиозных и культурных норм, направленных на сохранение веры, духовному опыту, накопленному нашими предками веками. Пользуясь им, мы сегодня, как и они тогда, сможем все преодолеть.
Надо сказать и о том, что мы, староверы, стараемся сохранять свою веру, культуру и традиции, поэтому мы прекрасно понимаем и приветствуем сохранение культуры и традиций других национальностей. Тот, кто равнодушно относится к своей собственной культуре, этого не поймет.
Юлия Воронина: Мой путь к вере был не простым, несмотря на то, что с детства моя мама воспитывала меня в вере. В тот момент, когда она умерла, то, как это происходило и как к этому относилась сама мама, укрепило меня в вере и помогло мне перенести все испытания, выпавшие на мою долю. Нужно верить и не сомневаться никогда. Что бы тебе не было дано, как бы это не было тяжело, надо понимать, что не дается человеку больше, чем он может вынести. Главное — не усомниться.
Говоря о сохранении культуры других национальностей, хочу сказать, что начинать надо всегда с самого себя. Если ты уважаешь свою культуру, уважаешь своего соседа, то ты будешь уважать и тех, кто живет на твоей улице и в твоем городе. Все мы очень разные. Это надо понимать. У каждого из нас есть то, что ему дорого, что он ценит. Надо уметь принимать человека таким, какой он есть, и находить компромиссы.
Владимир Леонтьевич: По поводу веры в себе, осознания, почему мы находимся на земле, я написал когда-то стихотворение. Один куплет из него был распечатан и вывешен в моленной как напоминание: «Здесь жить дается только раз. Ну а потом идти придется, Туда, где все написано про нас. Но только добродетель нам зачтется!» Здесь кратко выражен смысл нашей жизни.
Я переживаю за каждого человека. Ведь это нам только кажется, что все происходит случайно. Ничего просто так не происходит в этом мире. Встречаются люди, те, которые должны встретиться. Если Господь привел ко мне человека, то потом Он меня спросит, все ли я сделал чтобы направить этого человека к спасению? Меня иногда прихожане спрашивают: «Батюшка, а как ты запоминаешь нас?» А как мне не запомнить? Когда тебя заставят за что-то отвечать, ты будешь это запоминать и за это переживать, ведь с тебя за это спросят. Разве тут можно забыть? Важно, чтобы человек чувствовал ответственность за то, что он делает, за пример, который он подает другим. Надо всегда себя спрашивать: «Как я повлиял на того или другого человека?», «Может я натолкнул его своим поведением на хорошее, а может на плохое?».
Староверы в Латвии отличались своей толерантностью. В то время, как они строго относились к сохранению своей веры, культуры и традиций, они с уважением относились и к другим национальностям. Такое отношение староверов вызывало у окружающих встречное уважение.
Константин Соколов: Возвращаясь к проблеме молодежи, хотел бы ей пожелать, в первую очередь, постараться всеми силами найти свое счастье и свое место на Родине. И еще хочу пожелать всегда сохранять осознание того, что счастье и благополучие нигде не даются просто так — ни за границей, ни здесь. Везде себя надо доказывать и всего добиваться своим трудом и заслугами. Уехать за границу сейчас дело нехитрое. А вот постараться достичь успеха здесь — это непростая задача в виду ситуации в стране, где не так много производств и рабочих мест, и людям разной квалификации затруднительно найти работу по профессии. Безусловно, необходимо увеличить количество рабочих мест, чтобы не уезжали люди, и в первую очередь молодые люди. Это задача государства, и в том числе самоуправлений. Нужно сотрудничать со всеми, привлекая инвестиции, направленные на создание новых рабочих мест. И вместе с этим на законодательном уровне стимулировать предпринимательскую активность. Конечно, на словах все это звучит очень просто и красиво, но начинать все же следует с фундаментальных основ — перестать строить моральные, политические и экономические «стены». Думаю, тогда будет проще работать и решать сложнейшие вызовы, вставшие перед нашим государством. Никто кроме государства не сможет уменьшить налоговое бремя работодателя, реформировать систему здравоохранения, повысить размер минимальной зарплаты.
Какая могла бы быть роль староверов по уменьшению оттока латвийской молодежи? На мой взгляд, староверская община должна активнее работать с молодыми староверами, создавая у них понимание своей принадлежности к чему-то большему, чем семья, пониманию того, что Латвия — это не только страна, где они родились, но и страна, где есть группа их единоверцев, к которой они принадлежат. Группа с едиными взглядами и фундаментальными ценностями, к которой они всегда могут обратиться за помощью словом и делом. Есть те, кто оставляет в Латвии пожилых родителей и уезжает.
Если даже это не держит, то, может быть, удержала бы хоть эта надстройка в виде староверской общины, которая бы сказала: «Не уезжай! Справимся! Всем миром наляжем. Сдюжим!» Роль общины здесь была бы неоценима. Более того, это было бы некое связующее звено между молодым человеком, который не нашел свое место в жизни, и государством, делающим на сегодняшний момент, к сожалению, не так много, чтобы этот человек остался.
Община могла бы разъяснить человеку, что он может и не найти счастья там, в то время как здесь все свои, здесь земля его предков, с которой он связан своими «корнями». Такой я вижу роль староверской общины. Сейчас глобализация размывает связь человека и места. А ведь эта связь существует не зря. Не обязательно это должен быть тот же город, но хотя бы в рамках своей страны — определенной культурной и религиозной плоскости. Проще достигать успеха и быть счастливым в стране, где тебе все понятно и просто. Конечно, есть те, кто легко приспосабливается к жизни заграницей, но для большинства это очень сложно. Тоску по Родине заглушить чрезвычайно сложно. Это я знаю как человек, который жил и учился за границей.
Юлия Воронина: Что пожелать тем, кто не нашел свое место? Искать и не останавливаться! Если ты ищешь ответы на какие-то свои сокровенные вопросы, то продолжай искать. Все события, которые происходят с нами на жизненном пути, не случайны. Это «цепочка», которая ведет нас к нашему месту в жизни, к пониманию происходящего, к вере, к Богу. Любое плохое приводит к хорошему, если ты из этого делаешь правильные выводы. Это значит, что ты проходишь то испытание, которое должен пройти, чтобы выйти из него окрепшим и выросшим духовно. С годами, набив «шишек», человек приходит к правильному пониманию, но, к сожалению, много времени уже утеряно.
Конечно, трудно убеждать сейчас людей не уезжать и необоснованно обещать, что все будет хорошо. Да, в нашей стране непросто. Но кто, если не мы, будет бороться за ее благополучие? Уедем мы, приедут сюда люди, которые к этой стране вообще не имеют никакого отношения. И что будет тогда? Кто они здесь? У них нет здесь ни своей истории, ни своих корней. Зачем и за что они будут бороться? Они будут бороться не за страну, а за свои интересы.
Понятно, что для любого человека важно, чтобы утром был кусок хлеба на столе и чтобы детей было во что одеть и в школу отправить. Никто об этом не будет спорить. Самое простое решение — это собрать чемодан и уехать, не думая о благополучии оставленной тобой страны. Ситуации в жизни бывают разные, и, может быть, для кого-то такое решение будет правильным. Осуждать никого не хочу и не буду. Тем же, кто решили остаться на своем месте, в своем городе, в своей стране, хочу сказать: мы у себя дома, а «дома и стены помогают». Будет трудно, но мы получим моральное удовлетворение, видя результаты тех усилий, которые мы приложили.
Владимир Леонтьевич: Да, это правда. Есть такая пословица: «Дерево сильно корнями, а человек — родом». Мы сильно связаны духовно со своим родом. Чем сильнее человек чувствует эту связь, тем сильнее он сам. Староверы это всегда очень хорошо понимали.
Константин Соколов: Действительно, у нас очень непростая экономическая и социальная ситуация. Как я уже говорил ранее, решение этих вопросов я вижу в привлечении инвестиций и стимулировании предпринимательской активности.
Что касается староверия в Латвии, то у меня нет беспокойства по поводу его будущего. Многовековая история староверия и пример успешного выживания наших предков доказывает, что староверы были, есть и будут всегда. Главное помнить, кто ты есть и откуда ты. Когда ты понимаешь, откуда ты пришел, тогда становится понятно, куда тебе идти дальше.
Есть такое высказывание: «Делай, что должен делать, и будет так, как оно будет». Но надо прикладывать максимальные усилия, чтобы хотя бы вокруг тебя построить ту жизнь, о которой ты говоришь и которую проповедуешь. Создавай свою реальность сам!
Владимир Леонтьевич: По поводу староверия хочу рассказать об одном интересном факте. В прежние годы, принимая участие в различных научных конференциях, я был удивлен тем, какие авторитетные ученые и специалисты из самых разных стран Швеции, Германии, Италии, Америки занимаются изучением староверия. Я никак не мог понять, чем заинтересовало староверие таких серьезных ученых. Но, пообщавшись с ними, я начал понимать, что мы для них непонятны, поскольку, согласно исследованиям еще советских ученых, староверы должны были исчезнуть уже в 70-х годах прошлого века, как писалось тогда «под натиском социалистического реализма». В это время и на западе ученые приходили к таким же выводам, поскольку молодежь в церковь не ходила, а старики со временем должны были умереть, и связь между поколениями должна была бы безвозвратно утратиться. Но староверие не исчезло! Для этих ученых было непонятно, почему молодые люди, прежде не посещавшие моленные, достигнув возраста 45–60 лет, начинали интересоваться своими истоками и приходили в храм. Причина в нашем менталитете и том ощущении связи с предками, которое не потрогать руками, а можно только почувствовать. С возрастом оно становится только сильнее. Это, как я понимаю, и ставит в тупик многочисленных международных исследователей староверия.
Юлия Воронина: Ценность семьи в обществе куда-то исчезла, растворилась где-то в этом материальном мире. Пособие на ребенка составляет 11 евро. Что можно сделать в наше время на эти деньги? Откуда берутся такие цифры и такие суммы? Кто и как их рассчитывает? Это видимость помощи, а не реальная помощь. Родителям приходится выкладываться на 2–3 работах. И никого не волнует, что родители, загнанные в такие условия, практически не видят своих детей. Даже когда находится время, чтобы провести его вместе с ребенком и пойти куда-то, зачастую опять нужны деньги. Получается какой-то замкнутый круг.
Если говорить о том положительном, что делается, то надо упомянуть «Школу для родителей» (Vecāku skola), работающую второй год при нашем самоуправлении, где специалисты по вопросам семьи бесплатно делятся с молодыми родителями своими знаниями. Работа этой школы — прекрасное и нужное начинание. Молодые люди, вступая в брак, не всегда понимают, что за медовым месяцем последуют долгие и долгие годы, где им вместе придется пережить многое, что потребует от них «море» терпения и понимания. Молодежь часто имеет весьма условное представление о той ответственности и обязанностях, которые накладывает на них создание семьи, а тем более рождение ребенка. Эти представления почерпнуты зачастую из каких-то сериалов, зарубежных фильмов и компьютерных игр, то есть очень далеки от реальности.
Владимир Леонтьевич: В прежние времена старовер имел крепкую веру и жил духовными ценностями. Ему нельзя было что-то внушить, что расходилось с системой его ценностей. Он хорошо знал, что белое и что черное. Нынешнее поколение таких верных ориентиров не имеет в полной мере, и потому людьми можно легко манипулировать. Чем их питают СМИ, то они и «кушают».
Помощь может оказать только Церковь, поскольку современная психология не может дать ответов на самые насущные вопросы человека: «Кто я? Откуда пришел и куда иду? В чем смысл моей жизни?». Психология смотрит на человека не с духовной стороны, а изучает его с точки зрения химических процессов: где, что в мозгу и как протекает, какие выделяются при этом вещества. Она пытается объяснить все с материалистической, светской точки зрения.
О необходимости создания школ для родителей мы в своей общине уже давно ведем речь. Несколько лет назад у нас была организована конференция, на которую приехали опытнейшие преподаватели Гребенщиковского духовного училища, учителя воскресных, общеобразовательных школ и детских садов из разных уголков нашей страны. Все они сходились в едином мнении, что если мы хотим духовно воспитать наших детей, то вначале нужно работать с их родителями.
Юлия Воронина: Да, начинать всегда надо с себя. Признаемся, что это очень легко — дать ребенку планшет или усадить перед телевизором. Все мы так делаем, а потом ждем от детей, что они будут другими. Но ребенок не изменится, пока не изменимся мы сами.
Говоря о социальных программах, надо сказать, что есть и другие слои населения, которые нуждаются в помощи. Те же одинокие мамочки, воспитывающие детей в одиночку, или пенсионеры. Они тоже не защищены, но не пойдут просить помощи, потому что это самое трудное для человека — признаться самому себе, что он нуждается в помощи. Кто-то приходит в церковь, у кого-то есть друзья и знакомые, а у кого-то нет никого, и он впадает в депрессию, не всегда благополучно для него заканчивающуюся. Надо поднимать в обществе вопрос духовной составляющей как причины наших экономических проблем. Потому что если ты внутри себя силен, тебе не страшны внешние трудности, ты можешь все преодолеть.
Владимир Леонтьевич: Люди разные. Есть сильные духом, кто способен перенести тяготы жизни в одиночку, но есть и те, кто нуждается в поддержке. Сами они выбраться из своих проблем не могут.
Юлия Воронина: Да, но не все нуждающиеся в помощи и даже верующие люди пойдут в храм. Есть еще у наших людей некое предубеждение относительно церкви. Потому необходимо создать некое промежуточное звено, которое бы, работая с людьми и просвещая их, постепенно подводило к осознанию истин. И тогда прийти в храм для них будет само собой разумеющимся делом.
Спаси Господи за беседу!
Беседовала Л. Д. Маркелова
Источник: www.jekabpils-pomor.lv
Хорошая статья, показывает, как в общем то далекие от Церкви люди, твердо сохраняют староверческое самосознание, не смотря на проживание в иноэтническом, инокультурном и иноверном обществе.
И при этом отсутствие бороды этому не мешает?… Возможно, у них приоритеты правильно расставлены?
Т.е., я, обделённый умишком, так понял, что "старообрядческое самосознание", это нечто бОльшее, чем вера и Церквь, раз его можно " твердо сохранять" вдалеке от последних?
Как вы измерили удаленность от веры и Церкви? Линейкой? Или удаленность вы по географическому положению определяете, длинне бороды и прочему фетишу?
Вопрос к Алексею, я только цитировал его…
Старообрядческое самосознание безусловно очень важно, думаю даже больше чем формальное хождение в Церковь, сколько я знаю таких людей которые в Церковь ходят с детства, а о том что такое староверие понятия не имеют и рассказать о своей вере никак не могут. таким поставь завтра на этом месте никонианский храм так они спокойно и в него пойдут, посетовав лишь разве на более дорогие требы и что на их привычном месте кто-то другой стоит. А что касается бритых стриженных и крашеных, то это дело наживное, но судя по отзывам, я рад, что это проблема выявлена только в Екабпилсе, а в других местах с этим вероятно все в порядке, у всех как один борода до пояса и волосы женщинами ни на дюйм за жизнь не стрижены ну и конечно о косметике никогда вообще не слыхивали. Остается только порадоваться за братиев поповцев, хоть у них то все хорошо.
Судя по тексту статьи, интервьюеры не принимают активного участия в жизни церкви, да и внешний образ так же приходится учитывать, отсюда и вывод об относительной удаленности их от Церкви.
С последним согласен.
А вот в предыдущем рассуждении (в первой его части) что-то меня сильно настораживает…. Не понятно чем мерить степень самосознания и формальность воцерковления. У меня такой мерки нет, да и у Вас, наверное, тоже…
На фото "Екабпилсский Поморский Храм, Латвия" кресты на куполах ориентированы в разные стороны — это нормально?
константин, а у вас есть храм и на храме купала, про кресты даже уже не спрашиваю???
КупАлов у меня никогда не было.
А вопрос без ёрничества. Просто, первый раз такое вижу.
А, если Вам , Иван, сказать по этому поводу нечего, то и не утруждайтесь, спаси Христос!
Баба — крашеная. По-моему, ето хуже, чем бритый мужик
(Бурные незатихающие аплодисменты)
Это у кого???
У нас — "ревнителей".
Мужик — бритый, без бороды. Куда смотрять латвийские ревнители? У нас бы уже съели.
У вас это где, там где людоеды живут???
У нас это даже вот здесь вот. Чуть выше уже начали кусать. Сейчас, подождите немного, знатоки традиции подтянутся и под орех этих прибалтов разделают.
У бабы косметика, кресты не по канону ориентированы, дырки в заборе еретические, букет наставник держит левой рукой поверх правой, храм обшит еретическим сайдингом (а надо освященной берестой!), платки у девок завязаны узлом (а надо булавочкой снизу к челюсти прикалывать).
День вчера, что-ли был какой аномально напряжённый?
Люди, любите друг друга, и будет вам благо….!
У нас тут как и всегда. Всё хорошо) С ревнителями ревностными воюем)