Христианская Церковь — последовательный и принципиальный воспитатель, ведь христианская жизнь каждого отдельного человека — жизнь в духовном послушании, покаянии и постоянной работе над собой — это непрекращающаяся, пожизненная работа по воспитанию самого себя. Большинство святоотеческих творений посвящены вопросам христианского воспитания верующих, духовного наставничества. Но если христианское воспитание в целом является важной церковной задачей, то особое значение имеет воспитание детей и молодежи. Так как проблема молодежи — проблема сегодняшнего и завтрашнего дня Церкви.
Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям, он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Безмерно заблуждаются те родители, которые считают, что не следует заниматься религиозным просвещением детей. Они теряют очень благоприятные возможности, которые могут никогда больше не повториться. Непомраченное многими грехами сердце и невозмущенный сомнением и неверием ум ребенка позволяют влить в его чистый сосуд вечные словеса Господни. Нерадение о детях есть величайший из грехов, и в нем крайняя степень нечестия.
В прежние времена изучение истин веры и правил христианской жизни сопровождалось практическими примерами из жизни родителей, вся жизнь которых была непрестанная молитва. В непрестанной молитве пребывали и дети, которые учили молитвы наизусть, пели псалмы, вставали на молитву и ночью. Так, упражняясь в делах благочестия, они развивали навык к христианским добродетелям. Дети везде и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей, с малых лет приучались к Церковной службе. Сильные, многодетные семьи давали благочестивое воспитание, которое закладывало базу дальнейшего развития крепкой и морально устойчивой личности ребенка. Дети росли, будучи полностью погруженными в христианскую атмосферу. Особые, богословские знания давали христианские училища, где дети получали теоретические знания — в дополнение к той ежедневной практике, которую они имели дома.
Именно поэтому нигде в дореволюционной истории России не упоминается об организации старообрядческих детских христианских лагерей — староверы просто не имели в этом необходимости. Организацию детских христианских лагерей как явление можно с уверенностью назвать новым для старообрядческого общества. После времени массового атеизма, когда вера, устои предков стали никому не нужны, многочисленные до этого времени общины, где общие дела, общение староверческих семей помогали организовать общение и обучение детей и подростков, теперь выглядели очень плачевно.
В Древлеправославной Поморской Церкви нашлись люди, которые взялись за духовное воспитание подрастающего поколения, поэтому некоторые представители староверческих общин пошли по пути организации детских христианских лагерей. В этой статье рассмотрим только некоторые из лагерей ДПЦ.
Россия
В 2001 году с целью объединения староверческой молодёжи России был основан молодёжный христианский лагерь Древлеправославной Поморской Церкви в д. Подмолодье. Немаловажно, что опыта устройства лагерей такого типа у христиан не было. Организаторы лагеря с каждым годом ставили перед собой всё более четкие и конкретные задачи, изучали чужие и разрабатывали свои программы. Постоянная работа принесла свои плоды. Можно с уверенностью сказать, что теперь лагерь стал для детей не просто местом отдыха, а местом, в которое хочется возвращаться вновь и вновь.
В первые годы в лагере всегда много стихийного. Но несмотря на это первые воспитатели, не имея порой никакого педагогического опыта, на одной интуиции и энтузиазме завоевывали авторитет у детей своей искренностью и чистой верой. Со временем приходили всё новые люди, и теперь команда единомышленников может справиться с любыми текущими проблемами, ведь каждый из участников лагеря знает свои обязанности и чувствует плечо друга, который не подведет. Такая взаимопомощь придает уверенности, которая помогает лучше общаться с детьми. И дети это чувствуют.
Лагерь ДПЦ в Подмолодье быстро приобрёл популярность и стал Международным христианским лагерем молодёжи староверов-поморцев. За время его существования здесь побывало около 200 человек. Это представители России, Польши, Белоруссии, Украины, Латвии и Литвы. В среднем за лето в лагере отдыхает несколько десятков человек. Организатором является Невская Старообрядческая Поморская община. Разместился лагерь в деревне Подмолодье Невельского района Псковской области, на берегу озера Долысское. В начале это было два небольших дома для проживания и маленькая трапезная, которая одновременно являлась и молитвенным помещением. Сейчас оборудована полноценная моленная, на втором этаже которой жилое помещение, построено несколько жилых домов, дома для семейных пар, отдельная кухня, летняя беседка-трапезная, русская баня. Основой лагеря является христианское общежительство. Четыре раза в день силами насельников проводятся службы: вечерня, павечерница, полунощница, часы. Молитва чередуется с хозяйственными работами и отдыхом. Для желающих проводятся занятия по церковно-славянскому чтению, пению, уставу, а также лекции по истории Церкви и староверия. Дружный коллектив на время работы летнего лагеря превращается в большую христианскую семью, участники сплачиваются настолько, что возрастные различия практически не ощущаются.
В лагере проходят различные мастер-классы: по плетению поясов на бердо и дощечках, пошиву косовороток, изготовлению свещей, славянской каллиграфии и живописи. Проводятся лекции по церковному уставу богослужения, а также о христианских праздниках и святынях, о христианской семье, о вреде пиянства и многие другие. Свободное время посвящается христианскому общению, рыбалке, сбору ягод и грибов, катанию на лодке. Волейбол, теннис, бадминтон, коллективное купание в озере заполняют досуг и способствуют ещё большему сближению и дружбе участников лагеря. Постоянно ведутся работы по улучшению материально-технической базы. Труды по организации и проведению лагеря не пропадают даром – лагерь развивается и воспитывает новые педагогические кадры.
Эстония
Вот уже на протяжении 11 лет Причудская деревня Кольки в конце июля становится образовательным центром эстонского поморского староверия. За минувшие годы сложился преподавательский коллектив, составлены соответствующие учебные программы. Дети, желающие стать участниками лагеря, проходят отбор. Попасть в лагерь могут только по рекомендации наставника (духовного руководителя общины ДПЦ) или преподавателей уроков духовной этики, предмета, который преподается в школе для детей эстонских староверов.
Молодежный лагерь был создан благодаря усилиям председателя Союза Старообрядческих приходов Эстонии и Общества культуры и развития староверов Эстонии Павла Григорьевича Варунина. И сегодня он продолжает содействовать в работе этого лагеря. Духовный руководитель лагеря — Алексей Фалалеевич Каратаев.
По традиции день в лагере начинается и заканчивается молитвой в Большеколецкой моленной (расположена в 1,5 км от лагеря). На службу, которую ведут сами участники лагеря, дети приходят с самодельными катанными свещами. Почти для всех это первый опыт личного участия в богослужении в качестве чтеца-псаломщика. Программа лагеря каждый год тщательно продумывается. Одна из задач — познакомить детей с традиционной русской культурой и народными промыслами. В разные годы выбирается определенная тематика для рукоделия.
Так, в этом году Марина Варунина и Елена Смолина провели занятия по народному рукоделию, дети из веревок мастерили «коника», «куколку-желаницу», плели пояски. Несколько ребят с Павлом Варуниным занимались церковно-славянской грамотой и чтением, разучивали духовные стихи. В прошлые годы в лагере делали народные игрушки, плели пояса и лестовки, знакомились с иконописанием и книжным делом. Всё, что дети делают на занятиях, они забирают домой на память. В этом году была также организована выездная экскурсия в Ракверский замок и музей староверия. В прошлые годы с экскурсиями участники лагеря объехали все староверческие общины и моленные Эстонии. Повара лагеря ежегодно балуют участников замечательно приготовленными блюдами. Всю неделю основные блюда стола не повторяются, удивляя разнообразием.
На торжественном закрытии лагеря в этом году все участники получили памятные подарки: настенные календари на 2020 год, перекидной настенный календарь с миниатюрами из жития протопопа Аввакума, книжицу о промыслах староверов Эстонии и раскраску на эту же тему.
Проводя детско-юношеские международные лагеря, эстонские поморцы закладывают основу будущего прибалтийского староверия, помогают новым поколениям старообрядческой молодежи лучше изучать свою историческую и духовную традицию. Регулярно участвуют в работе лагерей и подрастающие староверы из других стран. Лагерь часто принимает детей не только из Эстонии, но и Белоруссии, Латвии, России.
Литва
В Литве в последние годы также стали проводиться слеты и летние лагеря молодежи. Хочется отметить инициативу Высшего Совета Церкви и Вильнюсской общины в организации летних молодежных лагерей. Так, с 2008 года Высший Совет ежегодно проводит летний лагерь «Лествица» для староверческой молодежи, которым руководит о. Сергий Иванович Краснопёров. В проведении последнего лагеря принимали участие более 55 детей.
Каждый день в лагере начинается со звона колоколов и утренней молитвы. После завтрака участники лагеря приступают к хозяйственным работам. Также молодёжь играет в разные игры, а вечерами ведет беседы у костра. По ежегодной традиции, служится молебен с крестным ходом в Свято-Никольском храме, который находится неподалёку от лагеря, в Дудишках (Кайшядорский район).
В задачи лагерей такого типа, прежде всего, ставится именно воспитание детей в христианской среде. То есть постараться максимально привить в детях христианские ценности любви, добра и веры за короткий промежуток времени. Ведь в жизни детей-подростков наступает тот момент, когда они прислушиваются больше к сверстникам, а не к родителям. Поэтому значение детских христианских лагерей трудно переоценить. В других странах и городах сейчас также активизирована работа с поморской молодежью: открываются детские христианские лагеря, проводятся детские встречи, совместные поездки и многие другие мероприятия.
Что необходимо староверческой общине для того, чтобы открыть детский христианский лагерь?
Прежде всего — это любовь к детям, желание и настрой. Если люди по-настоящему хотят чего-то, то они этого добиваются. Главное, четко представить себе, что если сегодня не взяться за христианское воспитание детей, то завтра таких детей может просто не стать — останется лишь молодое поколение, которое ни во что не верит. И если это осознать всем умом и сердцем, то в сторону уйдет и боязнь нехватки опыта, и нехватка средств, и все другие вопросы, которые сначала кажутся неразрешимыми.
Воспитателям нужно старательно готовиться к лагерю до начала смены, ведь времени над проработкой деталей не бывает много. Нужно хорошо себе представить жизнь лагеря, а для этого нужно мысленно прожить день с детьми в смене, попробовать представить себе, какие события идут друг за другом, что для организации этих событий нужно. Четкий план действий поможет избежать непредсказуемых ситуаций.
Христианский лагерь — это не просто оздоровительный лагерь, где достаточно иметь хорошее питание и отдых в живописном месте. Христианский лагерь — это место, где не прекращается учебный процесс, основанный на библейских принципах. В масштабах лагеря организаторы христианских лагерей пытаются воссоздать тот уклад христианской жизни, который веками передавался из поколения в поколения и который сегодня разрушен. А приобщить детей к христианским обычаям легче всего посредством воссоздания традиционного уклада жизни.
Автор: Нина Лукьянова
В следующем году Латвия отметит 10 летний юбилей молодёжного летнего лагеря. Приглашаем автора расширить горизонты))
А что же многолетний опыт староверов Латвии не осветили?
оне конечно молодцы, нъ топтаться по житу негоже