Первые историко-краеведческие научно-просветительские Преображенские Ковылинские чтения «Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского» — конференция с таким названием проходила 10 октября в здании Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ) в Москве. Чтения названы по имени московского купца, основателя московского Преображенского кладбища и старообрядческой общины, старовера Ильи Алексеевича Ковылина.
Мероприятие было организовано Союзом краеведов России, Московским краеведческим обществом, Обществом «Культурное наследие Преображенского», Отделением краеведения и историко-культурного туризма ИАИ РГГУ. Программа была очень интересной и насыщенной — более 20 интереснейших докладов подготовили историки, филологи, искусствоведы и краеведы.
С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви отец Олег Иванович Розанов. Он отметил, что Ковылинские чтения — важная веха в деле возрождения Преображенского монастыря.
Со вступительным словом выступил Владимир Фотиевич Козлов, кандидат исторических наук, профессор, председатель Союза краеведов России и Московского краеведческого общества, заведующий кафедрой региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ. Старообрядцы всех согласий знают его как автора книги «Москва старообрядческая». В. Ф. Козлов рассказал о создании в ноябре 2012 года общества «Культурное наследие Преображенского», в которое вошли многие известные ученые, занимающиеся историей старообрядчества. За время существования общества подготовлены публикации в прессе, передачи на радио, проводились публичные лекции. Важной вехой в деятельности общества явились подготовка и проведение Ковылинских чтений.
Александра Геннадьевна Смирнова, кандидат исторических наук, доцент, первый заместитель председателя Союза краеведов России и Московского краеведческого общества, заведующая кафедрой москвоведения ИАИ РГГУ, отметила важную научную составляющую защиты памятников старины. В своем выступлении она затронула важную тему сохранения исторической памяти. В настоящее время планируются съемки документального фильма о Преображенском и готовится к изданию путеводитель. В планах общества — создать на Преображенском музей истории старообрядчества. Но имеется проблема с возвращением зданий. На территории Преображенского монастыря до сих пор располагается рынок. Туберкулезный диспансер, долгие годы занимавший здание Преображенской больницы, освободил его, но нет твердой уверенности, что здание будет возвращено историческим наследникам.
Один из организаторов конференции, Максим Борисович Пашинин, председатель культурно-просветительского центра имени протопопа Аввакума и главный редактор старообрядческого издательства «Третий Рим», в своем кратком докладе рассказал об уникальном памятнике архитектуры — Преображенском монастыре. В настоящее время на его территории располагаются две старообрядческие общины: федосеевская и поморская. М. Б. Пашинин рассказал также о создании и деятельности культурно-просветительского центра имени протопопа Аввакума.
В докладе Яны Эрнестовны Зелениной, кандидата искусствоведения, сотрудницы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, были отмечены интересные особенности старообрядческого портрета, испытывающего влияние секулярной, живописной техники, с одной стороны, и традиций иконописи — с другой. Иногда известные старообрядческие деятели изображались с нимбом или небольшим свечением вокруг головы, с благословляющим жестом. Существовали даже портреты в технике иконописи, на доске.
Эти тенденции можно проследить и на примере немногих портретов И. А. Ковылина, дошедших до нашего времени. Первые изображения И. А. Ковылина — это типичный живописный купеческий портрет. Художник передал индивидуальные черты: высокий лоб, характерный нос, небольшие, близко посаженные глаза, на шее — орден. Более поздние портреты содержат элементы иконописи, что отражает почитание памяти Ковылина в старообрядческой среде.
В докладе Елены Александровны Агеевой, научного сотрудника Музея истории МГУ им. М.В. Ломоносова, было отмечено, что история Преображенской общины содержит много мифов и легенд. Внутренние разногласия в среде федосеевцев иногда приводили к доносам и даже несправедливым обвинениям. В результате федосеевцев стали считать опасной сектой. В исторических источниках зафиксированы зачастую совершенно недостоверные сведения.
Русакомский Игорь Климентьевич, руководитель Центра традиционной русской культуры «Преображенское», старший научный сотрудник сектора Свода Памятников Государственного института искусствознания, рассказал, как в 1970-е годы начиналось возрождение Преображенского. Этот нелегкий труд продолжается и поныне. К примеру, только половина ансамбля Преображенского монастыря признана памятником архитектуры. А ведь это уникальный памятник, «мостик между древностью и XVIII веком». Преображенское — это образец ложной готики, с архитектурной точки зрения более интересный, чем Царицыно. Стоит заметить, что именно благодаря статьям И. К. Русакомского многие впервые узнали о Преображенском.
В докладе Елены Михайловны Юхименко, доктора филологических наук, главного научного сотрудника Государственного исторического музея, прозвучали неизвестные ранее подробности о ссылке, смерти и погребении Федора Алексеевича Гучкова, известного преображенского попечителя и благотворителя. Подробности этих печальных событий 1853-65 гг. описал в своей книге Егор Яковлевич Карев, известный певец и уставщик Преображенского монастыря.
Игнатова Татьяна Викторовна, научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, рассказала о том, как происходило создание Никольского единоверческого монастыря на территории мужского двора Преображенской обители. Подробный рассказ об этих печальных событиях содержится в уже упомянутой рукописной «Истории Преображенского кладбища» Е. Я. Карева, ныне хранящейся в Российской государственной библиотеке.
Задача общества «Культурное наследие Преображенского» — привлечение москвичей к изучению истории и судьбы Преображенского монастыря, а также издательская деятельность. По итогам чтений будет выпущен сборник по истории Преображенского.
Комментариев пока нет