Сегодня на страницах нашего сайта мы публикуем интервью с российским поэтом, философом, литературным критиком и литературоведом, кандидатом филологических наук, доктором философских наук, профессором Литинститута Константином Александровичем Кедровым.
Константин Александрович Кедров родился в 1942 году в Рыбинске в семье режиссера Александра Бердичевского и актрисы Надежды Юматовой. Окончил историко-филологический факультет Казанского госуниверситета и аспирантуру Литературного института в Москве. В 1973 году в МГУ защитил диссертацию кандидата филологических наук «Эпическое начало в русском романе первой половины XIX века». Кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор Литинститута. Создатель литературной группы и автор аббревиатуры ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз). Член Союза писателей СССР (1989 год). Член Международного союза дворян (по линии рода Челищевых).
***
Крестился в клинцовском старообрядческом храме в 1950 году. В то время никто особо не вникал: где старообрядческая церковь, а где единоверческая. Мои родители — театральный режиссер Александр Бердичевский и актриса Надежда Юматова были на гастролях в Клинцах, а здание клуба находилось неподалеку от двух церквей: старообрядческой и единоверческой. Мне тогда было восемь лет, я прекрасно осознавал, что я принимаю святое крещение в очень красивом старообрядческом храме. Таинство состоялось в феврале месяце, ночью, чтобы у родителей не было неприятностей.
По материнской линии мой род очень славный, он происходит от Михаила Бренко, который воспитывался вместе с Дмитрием Донским, и был как две капли воды на него похож и, конечно, являлся его родственником, потому что был женат на Марии Угличской, крестнице Ивана Калиты. Во время Куликовской битвы Михаил Бренко был переодет в одежду Дмитрия Донского и стоял во главе большого полка. Первый, о ком вспомнил Дмитрий Донской, когда его вытащили из-под груды тел: «Где Михаил?» Михаил Бренко был найден мертвым под княжеским стягом. Его сын Федор Михайлович был наречен Челищевым за то, что отец его был убит в бою раной в чело. Михаил Бренко был погребен в монастыре Николы Угрешского. От него еще пошли ветви: Брянских, Брянчаниновых и Глазьевых. Целых три дворянских рода. Это моя материнская линия. Моя мама — дочка Софьи Федоровны Челищевой, дочери Федора Сергеевича Челищева — помещика Калужского губернии.
Конечно, проводил изыскания. Старейшина нашего рода сейчас живет во Флориде. Он нашел абсолютно все архивные данные, родословная лежит у меня в шкафу, там нет ни одного пропущенного звена, от Михаила Бренко до меня известны все имена. В частности, в Оптиной пустыни похоронен мой прадед, я как раз недавно посещал его захоронение. Также сохранилось наше имение Дубровка в Калужской губернии. Там мой прадед вырыл два пруда, которые существуют по сей день, посадил лес на семь миллионов. Потом все семейство, по приказу Ленина, было погружено на подводы и выселено в течение 24 часов. Моя бабушка — Софья погибла от тифа в 1919 году, а тетушки уже в 1970-х годах уходили, но они мне рассказали все подробности, естественно. Я очень удивился, когда узнал, что эту историю знает и местное население.
Три года назад я ездил в Дубровку, мне говорили, что там уже, наверное, ничего нет. Первый же человек, которого мы спросили на дороге, сказал: «барский дом вон там стоял, но он сгорел после войны». Был яблоневый сад, который частично сохранился. Сохранились шесть лип, которые были посажены моим прадедом в 1903 году. Местные жители их укрепили досками, но внутри они уже пустые.
Кроме того, младший брат моей бабушки — великий художник Павел Федорович Челищев, он умер в эмиграции в Италии в 1957 году. Павел Федорович был основоположником течения, которое сам называл «новым романтизмом», это было то, что потом у Сальвадора Дали превратилось в сюрреализм.
В Третьяковской галерее висит картинка Павла Челищева «Феномена», которую в 1962 году привезла труппа Баланчина, Баланчин к тому времени уже умер, но по завещанию Павла Челищева, моего двоюродного дяди, картина была привезена под видом декорации и лежала в подвалах Третьяковки. Но в 1990- годах ее извлекли, отреставрировали.
А я в 1986 году ряд его картин, которые получил в наследство, был вынужден продать, потому что я был отстранен от преподавания в Литературном институте за религиозность. С 1986 года по 1991 год я был безработным. В 1991-1998 годах работал литературным обозревателем газеты «Известия», затем перешел в «Новые известия». В 1996 году в Институте философии РАН защитил диссертацию доктора философских наук «Этико-антропный принцип в культуре». В 2019 году, после 33 лет отстранения от преподавания в Литературном институте, я был возвращен в должности профессора. В этом году я являюсь Лауреатом гран-при Московской литературной международной премии.
Константин Александрович Кедров является автором множества стихотворений. Наиболее известные из них: «Кант», «Мандельштам», «Мейерхольд», «Дирижер тишины», «Преобразования», «Поэма ниши», «Зеркальный паровоз», «Я поэт не 20-го века», «Страна-струна», «Книга судьбы», «Власть», «Гроза безмолвия», «Метакод ока тем», «Вокруг коня», «Думая о Кьеркегоре», «Аввакум».
Аввакум
Не свивай водяную свирель и не лей.
Кто в тебе — кипарис или твой позвоночник —
пирамида петель дверных
на которых скрипя
распахнулись врата
из тебя и в тебя
Веет Новым Заветом
завесой распахнутой храма
махом зарева
ревом рва распахнутого сквозного
И тебе же идеже песнь вопияше
аще душа воскорбе
аще во гробе
багров бог-ров
внегда мне вопияти пити.
Даль дышащих пучин
ночей сияние с
лияние ничей ниц чаяние сих
Нисходит час и я — ничто
От источения источник чист
Собор очей осыпался в ночи
урча по хлынувшему ору ал
чин оклада пышного
лад выси сбор сброс сини
Боль мертва твердь высока и медна
Ночь рыдающих ведьм
медь ревущая шум опадающих крыльев
ощутих ошую и одесную
двоеперстием млечным
очерчен ночной аввакум
ойкумены ойкнувшей
Ёкнуло промерцало
аз же млечный не вем
коемужды и вежды
сие сияние еси
К сожалению, многие светские люди плохо понимают, что такое старообрядчество, а что такое единоверие, для них — это все одно и то же. Вероятно, Кедров крестился не в старообрядческой церкви, а в старообрядном приходе РПЦ МП. Только он сам об этом еще не знает
А разве был в Клинцах в 1950 году единоверческий храм?
Был, как раз в 1950-х он и действовал, а вот старообрядческий был приспособлен под чьи-то нужды.