От редакции:
Психологические сложности в адаптации новопришедших в церковь являются проблемой всех существующих старообрядческих согласий, а также старообрядных приходов в лоне РПЦ (единоверие). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация.
Бывает, что человек узнает о древлеправославии из книг, фильмов или СМИ и решает посетить старообрядческий храм или даже присоединиться к старообрядческой Церкви. Однако он совершенно лишен знаний о поведении в храме. Поэтому человек порой страшится даже порог храма переступить. Ну, зайдешь в него, а вдруг что-то не так сделаешь или выглядеть будешь не так, как принято. На тебя косо посмотрят, а еще хуже — скажут что-либо осуждающее, или даже укажут на дверь. Испортится настроение, а то и обида появится на всю жизнь. Многие, опасаясь этого, предпочитают вовсе не заходить в церковь и обходят её стороной. Так человек и откладывает год за годом свое возвращение к Богу.
Сегодня мы беседуем с игуменом Кириллом (Сахаровым), настоятелем московского старообрядного храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ МП). Что в единоверческой общине делается для научения новопришедших азам старообрядной церковности? Что малоцерковных людей настораживает или отталкивает в старом обряде? Кто и как объясняет случайно попавшим в храм людям об особенностях богослужения, внешнего вида, крестного знамения? Из интервью узнаем ответы на эти и другие вопросы.
Катехизация, безусловно, важна. Приходская жизнь нашего храма насыщена просветительским элементом. Вот, только что закончили воскресную вечерню и стали читать толкование на 20 кафизму Псалтыри. Утром, после Литургии, была беседа по церковной истории. Говорили об Иоанне Грозном: был ли он причастен к убийству митрополита Филиппа (в Царском синодике нет его имени). Рассматривали вопрос о том, как относились к Церкви императоры Петр и Павел, императрица Екатерина. За трапезой читали поучение на Евангельское воскресное чтение (его начали читать в храме после исходных поклонов параллельно чтению благодарственных молитв по Святом Причащении). В конце обеда я предложил трем мужчинам и трем женщинам высказаться по поводу одного из текстов Священного Писания, висящего на стене трапезной (о лжепророках). В конце ужина (в летнее время он проходит на территории церковной усадьбы) читал и комментировал высказывания известного старца о. Николы Гурьянова с острова Залит (он говорил, что будет такое время, когда народ будет защищать Церковь от владык. Интересно, что одному священнику РПЦ МП старец благословил переход к старообрядцам). Несколько человек, пришедших впервые, после экскурсии по храму были приглашены на трапезу и приняли участие в беседе. Считаю, что даже самое малое чинопоследование должно сопровождаться проповедью священника или чтением поучения. На любом мероприятии, на которое приглашен священник, ему желательно выступить.
На многочисленных «точках», в руинированных храмах в глубинке в нескольких регионах страны, мои помощники или уже и местные жители, проводя службы мирянским чином, по окончании молитв читают розданные им поучения. Были у нас и циклы бесед на догматические темы и по Священному Писанию — на занятиях с прихожанами я практически «прокрутил» весь материал, который изучал в духовных школах. Знакомясь с учением и практикой разных сект, я убедился в актуальности бесед именно на вероучительные темы. В этом плане у нас пробел, об этом очень мало говорится и на телеканале «Союз», и на радиостанции «Радонеж».
А разве не форма катехизации, когда я с группой прихожан методически обхожу более-менее приличные заведения на территории «Золотого острова» — условные границы нашего прихода. Если это чайная или кофейня, то мы уставно молимся перед и после приема пищи. Беседуем, раздаем литературу, приглашаем в храм, предлагаем освятить заведение. Когда бываем в глубинке, стараемся трапезничать в домах у разных прихожан, а это обязательно поучения за трапезой, беседа, ответы на вопросы.
Не перестаю удивляться, как удается другим священникам проводить для кандидатов на крещение какие-то занятия и выдерживать какие-то сроки оглашения. Вот один пример: недавно одна молодая башкирка изъявила желание у нас креститься. Во время исповеди прошла моя беседа с ней. Внесли мы ее в список кандидатов, еженедельно приглашали на службы и беседы, но она так больше и не пришла. Пришлось из списка ее убрать до возможного ее прихода. Очень многие хотят сразу покреститься или обвенчаться. Огорчает, что они не выказывают ни малейшего желания ознакомиться с основами нашей веры.
Литературы море. Обычно начинающим рекомендуют знакомиться из святоотеческих трудов с «Душеполезными наставлениями» Аввы Дорофея. Готовящимся ко крещению обязательно почитать Евангелие. Из современных авторов мне особенно импонируют книги архимандрита Рафаила (Карелина). На тему церковного раскола 17-го века — книги Б.П. Кутузова и известный многосерийный фильм. Могу порекомендовать, особенно тем, кто собирается влиться в общину, почитать и свои книги воспоминаний.
Должен признаться, что существенного расширения общины нет уже несколько лет. Кто-то исчезает, кто-то появляется. По-прежнему все держится на отметке в 100 человек. Этого мало, да и не все полнокровно участвуют в жизни общины. Что затрудняет закрепление новых людей в общине? Приведу один пример. Одна женщина из Подмосковья потянулась к нам, стала моим духовным чадом. Подумав, что она созрела до вступления в общину, я передал ей материал на эту тему. Больше она не появлялась. Слышал, что под влиянием мужа она стала говорить, что чуть не попала в какую-то секту. Разворачиваются и уходят зачастую те, кто получил малейшее замечание в отношении себя или своих детей. Кого-то тяготят долгие службы, сопровождаемые знаменным пением.
Буду говорить конкретно о нашем храме. Привлекают несколько моментов. Во-первых, это строго уставные службы. Порядок и тишина на них. Общинная жизнь (хотя в ней случается немало всяких конфликтов и недоразумений). То, что храм остается без ИНН (единственный в столице).
Не в первый приход человека, но вскоре после его появления, «по чайной ложке» его начинают просвещать. Вручают лестовку и объясняют, что это и для чего. Платок под булавку — то же самое. После включения его в список в кандидаты в члены общины ему дают устав о поклонах. Постепенно он включается в динамичный поток проповедей, бесед, исповедей.
Кого-то пугает, когда все одновременно на «прощении» падают ниц («как у мусульман!»). Приходится разъяснять смысл и каноническое достоинство двуперстия и вообще старых обрядов. Часто встречаемся с тем, что о решении Поместного Собора 1971 года о признании равночестными и равноспасительными старых и новых обрядов почти ничего не знают. Зато могут ссылаться на негативные высказывания прп. Серафима Саровского (точнее, на приписываемые ему высказывания).
Когда мы только начинали свое служение на Берсеневке, приходилось сталкиваться с разными неожиданными вещами. Помню, одна прихожанка говорила: «Батюшка, а Вы, проходя мимо, задели меня своим фартучком (имеется в виду патрахиль)». Другая на вечерней беседе вдруг спрашивает: «А скоро начнут причащать?» (!) И сейчас иногда бывает, когда, несмотря на все усилия, не могут запомнить какие-то моменты из устава о поклонах или тексты молитв по старопечатным книгам. Каждый вечер мы делаем обход нашей большой территории с чтением Исусовой молитвы (на 10-й раз читаем «Богородице Дево, радуйся»). Проходя через наш сад в период до Преображения, я потребляю три горсти ягод: смородины красной и черной и малины или крыжовника. Если обход делается после Преображения, тогда одно яблоко, одну грушу и кисть винограда. Однажды в течение всего пути одна пожилая прихожанка так и не смогла правильно, без ошибок прочитать «Богородице Дево, радуйся».
У нас их почти нет. Пара-тройка человек зайдет поставить свещи — вот и все. У нас сложно оставаться «немножко беременным». Такие люди просто не приживаются. Логика всего устроения направлена на то, чтобы человек полнокровно влился в коллектив. Помимо регулярного посещения служб, это еще и посещение трапез, которые, согласно святоотеческим наставлениям, являются продолжением богослужений. Это участие в поездках, внесение десятины. Особенно важно участие в собраниях, на которых рассматриваются почти все возникающие вопросы. Как вы понимаете, объединиться в общину даже ста человекам, соответствующим всем этим критериям, довольно непросто. Поэтому примерно четверть членов общины еще «не устоялась».
Только специально назначенные люди или, в случае их отсутствия, те, кто получат на это благословение. Особых конфликтов я не припомню. Кто-то может упираться в отношении платка, к примеру, и может сам развернуться и уйти. Если это член общины, который еще не все усвоил, — одно отношение, одна реакция. Я поручаю более «продвинутому» члену общины пройти с ним в северный притвор и подсказать, как правильно прикладываться к иконе, ставить свещу и т.п. Если это впервые вошедший человек, то отношение более снисходительное. Но если и он станет на колени или будет сидеть на Трисвятом, то ему обязательно подскажут. Есть у нас, как и на каждом приходе, «в свете решений священноначалия», свои миссионер и катехизатор.
По-разному. Помню, в Дивеево благочинная расставила наши «белые платочки» по подсвечникам. Игумения вошла и ахнула. Но отношение было положительным. В Севастополе покойный благочинный, в напряжении ожидавший очередного вторжения филаретовцев, отнесся подозрительно. В Донбассе бабушки шушукались:
Он служит по-старообрядчески, но он не старообрядец.
В Москве не припомню ни одной негативной реакции, хотя служил молебны по старому обряду в десятках храмов.
Очень болезненно я перенес первый уход через пару лет после открытия храма. Это был головщик, причем весьма искусный. Наонное пение у нас пошло именно от него. У него были большие сомнения по поводу своего крещения. Не будучи моим духовным чадом, своими сомнениями со мной он не делился. Примерно в это же время одна наша уставщица перешла на Преображенку к федосеевцам. Одного прихожанина «распропагандировали» рогожские казаки, и он влился в их ряды. Был случай, когда также уставщик (он был моим духовным чадом) ушел на Рогожское, а после армии вернулся обратно, но не к нам, а в монастырь. Поскольку он принял постриг без согласования со мной, по благословению старшего духовника, я завершил в отношении его свое духовничество.
Могу сказать, что в последние годы я более спокойно отношусь к уходу от нас кого-либо из прихожан, в т.ч. и к старообрядцам. Я так рассуждаю: «Насильно мил не будешь. Мы далеки от идеала, и я особенно. Человек читает, с кем-то встречается, размышляет, сравнивает, делает выводы. Одним словом, ситуация развивается в формате свободной конкуренции. На возникающие вопросы и недоумения я стараюсь отвечать, но не факт, что все мои ответы стопроцентно убедительны».
Самый сложный вопрос. Не хочу упрощать. Сказать, что они учились у нас основам старого обряда, было бы не совсем верно. Они приходили уже ориентированными, и мы оказались для них переходным этапом. Это были эрудированные и искренние люди, в значительной степени максималистски настроенные. Были и те, кто психически, как мне кажется, были не вполне здоровы. Как я и предполагал, уйдя от нас, они также негативно воспринимали реалии и в других местах. Могу признать, что в значительной степени их критика была справедлива и объективна. Такую критику мы старались воспринимать и делать выводы. Огорчала неблагодарность. Желчность и тенденциозность. Ну, да Бог им судья. Некоторые из них просили прощения. Зла стараемся не помнить, но, по нашему несовершенству, долго остается осадок. К желающим проживать у нас стали относиться более серьезно и требовательно. Думаю, что возникшие неприятности были нам попущены с целью вразумления и очищения. Конечно, это не снимает ответственности с тех, кто поступал не по-христиански. Святые отцы призывают идти средним, царским путем, а всякие самочинные крайности до добра не доведут.
Вспомнил такой случай. Как-то на службе одному отроку я дал поклоны за то, что он что-то не так сделал. Через некоторое время выясняется, что поклоны им не были сделаны. Его кровный отец отменил благословение отца духовного. На мое недоумение была такая реакция:
Я кормлю и одеваю ребенка, и поэтому только мне он и должен оказывать послушание.
Оказавшись не у дел, по совету старшего духовника, на полгода я приостановил духовничество в отношении этого папаши. Больше эта семья у нас не появлялась…
Пока читал интервью — благостно улыбался,ну так красиво всё выглядит,но на самом деле не так всё красиво.По теме старого обряда и единоверия мало сказано,о.Кирилл свою "общину" пиарит.Проповеди говорятся,поучения читаются,это хорошо,но чтение поучений параллельно чтению благодарственных молитв вызывает недоумение,одно другое перекрывает,одно другому мешает,а слушают эти поучения в приделе два три человека для проформа…..И офисы "Золотого острова" он просвещает,и в глубинку он ездит миссионерит,и руинированные храмы восстанавливает и везде поучения они читают,ну такая прям глобальная миссионерская работа проводится….интересно что делает клирик одной епархии на канонической территории другой епархии,если не ошибаюсь то по правилам этого делать не положено…и не говорит о.Кирилл что из Воронежской епархии его попросили удалиться с его миссионерством.Ехал бы миссионерил бы в Африку честь ему и хвала была бы.Лучше бы своих преданных женщин отмиссионерил бы чтобы более нравственно вели себя по христиански.А то грызутся там у себя в "общине" как пауки в банке.Выхожу как-то раз после Литургии из храма и вижу стоит возле паперти певчая клиросная Саша Новощинская в джинсах и с голым животом…..и страницы грузинок своих любимых о.игумен ещё не видел,пусть посмотрит на плоды своей катехизации….Людей отпугивает не столько необычность старого обряда,сколько сектантские порядки которые завёл у себя в "общине" о.Кирилл.Приходилось общаться с людьми столкнувшимися с "общиной" о.Кирилла и ушедшими оттуда — "…да у вас там в единоверии списки какие-то составляют..",приходилось объяснять что к единоверию это не имеет никакого отношения,что это выдумки и прихоти самого о.Кирилла.Должен быть нормальный единоверческий приход,а о.Кирилл секту какую-то у себя строит под названием "община".Какие-то градации вводит,разделения — эти люди члены "общины",эти не члены,эти кандидаты в члены,послушания навешивает на людей и не одно,от которых те не имеют права отказаться,духовничество навязывает и не моги с ним(о.Кириллом) не соглашаться,критиковать батюшку Боже упаси,нельзя! он же "наместник Бога на земле" как его одна членка назвала,а покритикуешь батюшку — так санкции последуют,да и почитательницы его полоумные съедят.Организовал о.Кирилл на Берсеневке некое подобие монастырька нелегального женского и живёт там в окружении женщин,что прямо запрещено церковными правилами.К слову сказать некоторые из этих женщин семьи бросили,с мужьями поразводились из-за "общины".Какие там 100 человек! — фикция чистой воды!Походит человек на несколько служб понравится игумену вот его и в члены запишут.На всенощную приходишь,а в храме кроме уставщика и дежурного никого и нету."Община" состоит из самого игумена и нескольких фанатично преданных ему женщин,ну и мужчин их-то вообще кот наплакал,могу поимённо перечислить,да не буду удлинять свою повесть.Идейных среди них немного,остальные преследуют личные интересы(имеются ввиду проживающие на Берсеневке).Знаменное пение…..ну может полежало рядом со знаменным,а на самом деле берсеневско-грузинский народный фольклор.Центральное место в общине занимает личность батюшки с его сектантскими прибамбасами,а так-же патриотизм и монархизм.Вообще непонятно какое отношение к единоверию имеет берсеневская экклезиология с неприятием ИНН?!Игумен говорит что ИНН у храма нет,но это не так,ИНН есть,я сам лично видел документы с ИНН,а люди ещё более информированные мне поведали что одни документы у них для финансовых расчётов с ИНН,а другие для пиара,без ИНН.Непонятно для чего вся эта игра нужна о.Кириллу?….И всё это выдаётся за единоверие.К сожалению люди несведущие,но ищущие единоверия,ищущие богослужения по старому чину попадая в "общину",все игуменско-общинные выдумки принимают за единоверие.Как итог всего сказанного — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГ.КИРИЛЛА ДИСКРИДИТИРУЕТ ЕДИНОВЕРИЕ И ЧТО ЕЩЁ ВАЖНО В ЕГО "ОБЩИНЕ" КУЛЬТИВИРУЕТСЯ ВНУТРИЦЕРКОВНОЕ СЕКТАНТСТВО
Вот что человек вынес из храма на Берсеневке. Вынес то, что мог вместить. Значит, вместилище пригодно только для такого груза. Четверть века служения по-старому в новообрядческой среде уже подвиг! Выстоять не просто уже потому, что ты не такой, как коллеги! Служение без сокращений длительности служб для одних как ориентир, для других как раздражитель! А как служит игумен Кирилл, как молится, осталось не замеченным автором комментария. Интеллектуал, член Союза писателей России отец Кирилл привлекает в храм столь же интересных людей. Многие вошли в общину, другие остались прихожанами, каждый нашел свое место. Переступившие порог церкви на Берсеневке познали высокий духовный уровень, логичность службы по-старому, научились молиться. Община при серьезных материальных проблемах находит возможность восстанавливать порушенные храмы в другом регионе и там вновь возгорается "свет Христов". Помощи Божией игумены Кириллу, долголетия и здоровья!
Всё правильно написал Bolovolov про этого старообрядного царебожника.
"Интересно, что одному священнику РПЦ МП старец благословил переход к старообрядцам" — где доказательство этому можно найти?
У меня вопрос к названию статьи.
В докладе, зачитанном на соборе 1971 г., Никонова реформа характеризовалась как «крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности», предпринятая в силу ошибочного взгляда на обрядовые различия как на различия в вере.
28 июня 2004 г. Митрополит Андриан, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви в своем интервью газете «Завтра» по этому поводу сказал:
«Собор 1971 г. РПЦ назвал старые книги, чины и обряды «равночестными и равноспасительными», то есть такими же пригодными для христиан, как и новые обряды, чины и книги. Но мы не можем с такой формулировкой согласиться. Для нас новые обряды и чины далеко не равнозначны старым, истинным, святорусским. Для примера обратимся к вопросу о крещении. У нас нет сомнения, что оно должно быть трехпогружательным, а не обливательным, как это принято в РПЦ. И лучше вслед за предками мы лишимся живота, чем оставим отеческое благочестие.
Мне кажется, что вообще путь к преодолению раскола не может лежать в плоскости поиска компромиссов. Мол, мы будем складывать персты так, как вы хотите, а за это вы будете петь, как нам приятно. Ты мне, я тебе — это ложный путь. Истинный же путь — в приближении к идеалу. Поэтому те шаги, которых мы ждем от Московской Патриархии, — это движение, направленное в сторону Святой Руси, наших общих древнерусских святых Божиих угодников.
Мы, например, с удовлетворением отмечаем, что среди новообрядцев возобновился интерес к древним канонам иконописи, к древним церковным роспевам, что на храмах восстанавливаются осьмиконечные кресты, прозванные прежде «раскольничьими». Но при этом мы сомневаемся, что уже в скором времени произойдет полный возврат РПЦ к старым обрядам и к нормам древней церковности, поэтому в разговорах о «сближении» и «соединении» пока мы не видим реального смысла…»
Признав свою неправоту, новообрядцы следующим шагом должны были бы принять на себя ответственность за разделение Церкви, за жестокие преследования нескольких миллионов старообрядцев, за кровь древлеправославных христиан, пролитую из-за их нежелания соучаствовать в «ошибке». Однако этого не случилось. Осознав свою неправоту, РПЦ не нашла в себе сил принести покаяние за грех трехсотлетнего раскола и вернуться к истиной православной вере Святой Руси.
Практика показала, что без проблем адаптироваться в старообрядной общине способен тот человек, который специально пришел в такой храм. Он с желанием постигает науку поведения во время службы. Случайно зашедший после "гимнастических упражнений" пред лобызанием Евангелия на Всенощной, например, смутившись от "непопадания в такт", вряд ли придет еще раз. С крестным знамением два земных, один поясной, опять земной, да все в паре с кем-то, а потом священнику без крестного знамения, а потом друг-другу, а потом… По глазам видно, человек теряется, а некоторым земной в такую тягость! Может, есть смысл дать возможность новичкам все совершить так, как они привыкли? Такую практику я встречал. С другой стороны, разрушается настрой богослужения. Как быть?
Исповедь. Доводилось видеть, как священник отказывал, он исповедует только своих духовных чад. Уходит новичок и не появляется больше.
Видел и разные традиции в храмах. Например, в одних крестятся, проходя мимо алтаря, в других не принято. Одни перед причастием лобызают икону, другие нет. И тп. Новичок совсем запутается :).
В РПСЦ дальше порога не пустят не крещенного в старообрядчестве. А потом пожинают плоды, громадный Покровский собор пуст на вечерней службе.
Если человек был, а потом вдруг не появляется, полезно бы и поинтересоваться, почему? Может случилось что? Не встретив в сложный период поддержку, он не вернется. А может помер? Дак, хоть панихиду отслужить!
Все трудности адаптации преодолимые, было бы желание. И те, кто познал великолепие службы "по старому", приезжают в старобрядные церкви за много десятков километров. После пяти, шести часов молений уходят с новыми силами, как с крыльями за спиной.
Отмечу еще совместную трапезу после литургии. Последующие беседа, обмен суждениями по актуальным вопросам очень ценятся членами общины, это просто замечательная практика. После даже самой красивой службы в обычном храме всякий раз чего-то не хватает, а не хватает "продолжения богослужения".
И к заголовку. Да, мало кто знает о старой вере. И мало кто хочет знать. И так хорошо. Зачем молиться пять часов, когда и за два можно управиться? Записки написал, свечи всем поставил, к иконам приложился, глядь, и службе конец :). Нет желание как со стороны мирян, так и священников. Располагает к такому отношению и образ жизни современного человека. А чтобы знаменно петь, нужно знаменно жить.
Есть, есть ростки! Появляются храмы, где перешли на знаменное пение. Встречаются люди, которые увидят человека в косоворотке и с лестовкой, расспрашивают и озадачиваются! А один батюшка даже вынес из алтаря старообрядческую Псалтирь в деревянной обложке и подарил :). Он хоть и служит "как все", но "в свободное от работы время" молится по старым книгам.
Игумену Кириллу нижайший поклон за многолетний подвиг служения по старому. Подвиг с самопожертвованием! Дай Бог здоровья!
> А чтобы знаменно петь, нужно знаменно жить.
Что значит "знаменно жить"?
Я считаю необходима методика приспособления человека к службе, особенно долгой. Это и для новообрядчества актуально, там тоже хватает стонов про многочастовые стояния.
Только в новообрядчестве можно зайти в храм когда удобно, и уйти когда удобно. С одной стороны непорядок, с другой — человек сам выбирает посильную молитвенную нагрузку, и потихоньку приобщается. Лучше прийти и помолиться 30 минут чем вообще не прийти.
Староверы культивировали свою суровую дисциплину долгих богослужений. В результате новичку зайти в старообрядческую церковь ненадолго просто страшно: сперва на тебя посмотрят не так когда придешь не когда все, а потом ещё зашипят когда соберешься уйти через 10-15 минут. Для новичка это ппц, ему и так не очень уютно от того, что он делает чего-то не так и не знает, а тут ещё и местные святые навешают вдогонку. В таком храме очень неуютно, никаких молитвенных настроений там нет. Ушел и больше не пришел.
А к новообрядцам можно хоть каждый день по дороге на работу заходить на 5 минут, ставить свечку и молиться перед днем грядущим. Так и привыкает человек, осваивается в церкви, сперва 5 минут, потом 10, потом на службе задержится — Божиим промыслом так и втянется.
Знаменно жить, Сергий 985 , это по христиански жить. То есть быть христианином на самом деле.
Сергий 985, если пришел и ушел, то лучше бы вообще не заходил :-) Уходить с богослужения раньше окончания — грех. Наши отцы не дураки были, когда столько молитвы делали в службе. Тем более сейчас, когда религиозное чувство людей теплится на уровне Бог-бытовой атеизм, наиболее важно сохранять и культивировать и развивать христианские богослужебные традиции
"…сперва 5 минут, потом 10, потом на службе задержится."
Этож не привыкание к наркотику. Службу или выстаивать, или катиться дале по ветру. Авось еще занесет.
Обязательно нужно настаивать на катехизации, и как положено по правилам три года. Можете сократить, но согласиться оглашенный должен на этот срок! И приставлять к человеку грамотного прихожанина по обязаности, потому как много мелких вопросов, очень много…
Даниил и Никола, а вы оба последите за собой! Когда опаздываете на автобус, не расслабляйтесь, следующий подожду, а бегом, резво! Какое самочувствие будет в автобусе, ежели добежите вообще? Но если каждый день будете так бегать, то и большую дистанцию преодолеете, не запыхавшись. Так и с церковной службой. Не надо отправлять новичка в марафон, плохо кончит :).
Николе. Это по какому правилу три года? От какого года эти правила? Скорее всего, им много веков уже. Люди были неграмотные. Если сейчас в храм придет человек с высшим образованием, чем Вы его три года занимать будете, хватит ли Ваших сил, знаний на три года? :)
3 года не нужно его занимать. Это его труд. Дать ему малое правило к исполнению и помогать разрешать возникающие сомнения. Интернет насыщен духовным бисером, только не ленись.
Каждый начинающий не уверен, нужно это ему или нет. Это время послушать себя и определить — есть ли в тебе страх Божий?
Без личных трудозатрат-то это быстро проходит. Век нынешний такой — сладостные искушения гнут нас на поклон к князю мира.
> если пришел и ушел, то лучше бы вообще не заходил
..
> Этож не привыкание к наркотику. Службу или выстаивать, или катиться дале по ветру.
Даже ваши же старообрядцы далеко не все так считают. К счастью. А то храмы были бы ещё более пустыми.
Службу надо не просто "выстаивать", но понимать текст чтений и песнопений. Иначе, конечно, не "выстоишь". Другое дело, когда человек начинает разбираться и вникать, ему становится интересно — ведь тексты богослужений во многом составлены святыми отцами и имеют глубокий богословский смысл.
Должна быть методика вовлечения новичков в эти службы, понимая, что сразу по несколько часов терпеть и понимать почти невозможно.
Вот для этого и существует с древности институт оглашенных-готовящихся ко Святому Крещению. И по вашему какая" методика" может тут быть? Только искреняя Вера.желание спастись. а если этого нет. некакие методики не помогут.А вопросы без конца задавать -как говорил еще св. Иоанн Златоуст-им(вопросам) конца не будет.
Если человек никогда не молился, не знает службы и вообще спина слабая, то сразу гонять его на 4-х часовые стояния это контрпродуктивно. Надо начинать с малого, постепенно увеличивая нагрузки. Лучше 30 минут внимательной молитвы, чем 4 часа выстаивания и ожидания когда всё это закончится и за что мне всё это.
Не, очень здорово если кто-то святым уже родился и на крыльях летает во время литургии сразу, но что делать немощным. Методика нужна.
Здесь должен быть еще индивидуальный подход. Много зависит как от самого человека, так и от прихода, где он начинает молиться. От духовного отца. Но опять-таки, если не понимать смысла богослужения, то и 30 мин. тяжело будет "внимательно молиться". Можно еще начинать с домашней молитвы, чтобы получить свой навык. Но очень важно иметь контакт и совет с духовным отцом.
> Но очень важно иметь контакт и совет с духовным отцом.
Только при условии, что это благоразумный наставник который сумеет составить правильную программу воцерковления чада без ломки об колено. Если духовник окажется упырём, то своими наставлениями он только покалечит человека и отпугнёт вообще от цервки, храмов и попов.
На всякий случай намекну, что благоразумные пастыри есть, в старообрядчестве в том числе, и мысль о постепенном увеличении времени пребывания на службах я не из своей головы достал сюда.
Хочется пожелать всем новоначальным найти себе такого пастыря, который поможет воцерковиться и осмысленно приобщиться к церковным традициям.