В феврале 2016 года в Гаване состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Это событие вызвало большой резонанс в новообрядческой среде. Также уже несколько священников публично выступили с критикой грядущего Всеправославного Собора. Сегодня свое мнение на эти и другие события в жизни РПЦ МП высказывает наш постоянный автор игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ).
***
Проблемы глубинки — пьянство, вымирание. Разрушающиеся сельские храмы.
Бывает так, что какая-нибудь идея захватывает всего человека, становится чуть ли не целью жизни. У меня, например, это возвращение к нашим корням, к древнерусскому благочестию, а кому-то, наверное, представляется, что объединение с католиками — это триумф христианства.
Безусловно, хорошо, но каким путем? Через отказ от заблуждений, покаяние в них или через закрывание глаз на существенные отступления, которые теперь называют «богословскими тонкостями»?
Филиокве, например. Не я, святитель Марк Эфесский говорит, что общества, содержащие в своём вероучении филиокве, являются еретическими, и всякое молитвенное общение с ними беззаконно.
Пусть добавят после изъятия филиокве слово «Истиннаго» в приложении к Третьей Ипостаси Святой Троицы, как это было в древнейшем варианте текста Символа веры, и тогда баланс сохранится.
Хотели, как это часто бывает, как лучше, а получилось нехорошо. Ссылаются на некоторых святых отцов Запада, блаженного Августина, например. Стремились подчеркнуть равенство Лиц Святой Троицы, а получилось умаление Её Третьей Ипостаси, была внесена субординация. Тем самым был деформирован краеугольный догмат христианства — догмат о Боге едином в Троице славимом. Мы должны ориентироваться не на частные богословские мнения, так называемые теологумены, а на известный принцип — «согласие отцов». Неприемлемо, когда в Святой Троице позиционируется два источника исхождения Святаго Духа. Не надо путать «исхождение» как онтологическое свойство в приложении к Духу Святому с Его временным посольством «через Сына» (преп. Иоанн Дамаскин) с целью домостроительства нашего спасения.
Не надо упрощать — вызывает смущение не сам факт встречи, а то что она произошла, например, без предварительного соборного обсуждения. Мой приходской опыт показывает, что твердым является то, что обсуждено и принято общиной. Резкие телодвижения, сделанные односторонне, чреваты смутой. Недавно приходит в храм мужчина и просит покрестить ребёнка, но только с тем условием, чтобы при этом не поминать Патриарха. Я ему: «Да вы что, я не готов к таким вещам». Он: «Ну хорошо, я посоветуюсь с супругой». Вечером получаю записку: «Крестить не получится, так как жена не согласна».
Доверяем, уважаем, любим. Яркая личность, харизматичный лидер. Ещё больше будем доверять, если уровень соборности будет повышаться.
Наверное, повлиял пример его учителя митрополита Никодима, который говорил, что «история меня оправдает», что нужно делать небольшие шаги, но идти неуклонно.
Да, и много раз. Ещё в советское время во время посещения Львова и Прибалтики — бывал здесь в католических семинариях Риги и Каунаса. Позже в Карловых Варах. В Москве, конечно, — сначала в костёле св. Людовика, позже в кафедральном соборе Непорочного Зачатия. Последний раз здесь был в декабре прошлого года на встрече с католическим архиепископом, который рассказывал своей пастве о Епископском Синоде в Риме, посвящённом проблемам брака и семьи. Кстати, у архиепископа тонкое чувство юмора. Запомнилось, как он говорил о том, что во время выступления папы некоторые епископы дремали.
Грех жаловаться. Вне Москвы сложнее — не раз знакомые собратья «плакались в жилетку», рассказывая о своём житье-бытье. В Москве я по крайней мере не чувствую никакой «крепостной зависимости». Здесь, как мне кажется, руководству удалось достичь гармоничного сочетания эффективного администрирования со свободой человеческой личности. Никто меня за шиворот не хватал и на ковер не вызывал. Иногда, правда, напрягают звонки, из викариатства, например. Думаешь: ну вот сейчас получишь по башке, но нет — вежливо попросят представить какую-нибудь справку. Так что жить можно вполне спокойно и уверенно, деньжат бы только побольше для покрытия расходов, особенно на коммуналку.
При моей обычной скупости на похвалу, на этот раз респект о. Кириллу.
Хороший пример с крещением ребенка: раз патриарх мне не "по нутру", пусть растет некрещеным. "Истинно православная" вера.
Все равно, что из-за неприязни к главврачу отвергнуть всю медицину.
Жаль, что рассказ о разности православия и католичества начался и закончился филиокве. Существуют ведь и другие, очень серьезные и куда более понятные многим различия. Например, католическая медитация, представления страданий Христа во время молитвы и т.п. То, что в православии считается прелестью и запрещается, в католицизме является рекомендованной практикой молитвы. Или догмат о сверхдолжных делах — прямо же противоречит православному учению о спасении.
Есть хорошая фраза которая на мой взгляд наиболее верно определяет корень различия основных христианских направлений: в православии Христос — спаситель, в католицизме — искупитель, в протестантизме — оправдатель. По-моему, именно от этого нагляднее всего исходить, поясняя разницу с католиками. А тем более невозможность соединения: фелиокве мало кому понятно, крестятся ладошкой — не столь существенная разница для раскола. А вот совершенно иной взгляд на роль Христа и сам путь спасения — вот это как раз то, что не даст сблизится.
С католиками у нас есть не упомянутые выше и иные вероучительные различия. Кому-то покажется, что их много, кому-то покажется мало. Собственно догматических — я бы ограничился филиокве. Но гораздо больше различий ментальных, психологических, эстетических и т. п. Не нужно их путать с вероучительными. У нас разная с Западом культура, образ чувствования, способ мышления. Это —
область человеческого разделения, вовсе не обязательно переносить ее в церковную плоскость. И Предание, традиции у нас отличны. Но это далеко не всегда касается вероучения.
Основные сведения про католицизм я получил из курса лекций А.И.Осипова в МПДА (запись, я сам в МПДА не учился). И после сильно удивился, что при наличии очень серьезных фундаментальных различий, на вопросы о разности православия и католицизма приводят филиокве, непогрешимость папы в вероучительных вопросах и разность формы свершения крещения, причастия и богослужения. По-моему, принцип искупления и сверхдолжных дел куда более серьезная пропасть, а может и основная. То есть понимание того что и как ведет к спасению. Тут явно не традиции и не разность культур, а именно разность в каком-то фундаменте понимания.
Верно, но, строго говоря, это не догматика. Хотя, конечно, важные части вероучения.
В общем, странно, что об этом так мало говорят. Как будто специально хотят высмеять разделение, представив в глазах стороннего обывателя причины разделения какими-то смешными, несуразными или просто политическими.
"выступили с критикой грядущего (уже прощедшего — прим. ред.) Собора" Как прошедшего?! Ведь он же на начало июня запланирован.
Вместо возвращения человека ко Христа людям предлагается очередной суррогат «Возвращение к древнерусскому благочестию — как цель жизни». И это говорит священник? Скорее ряженый клоун…
А разве от Христа кто-то отходит? Ну если только тот, кто нарушает Его заповеди. Например, вот эту :"Не судите, да не судимы будете." И еще прп. Ефрем Сирин писал, что тот, кто судит священника, тот судит Господа его.