Уникальная книга, посвященная бывшему духовному центру староверия, находившемуся в селе Кимры Тверской губернии, подготовлена и издана местным краеведом, литературоведом, публицистом Владимиром Ивановичем Коркуновым.
Справка:
В. И. Коркунов является членом Союза российских писателей с 2001 года, Российского Союза профессиональных литераторов с 2008 года, Тверского союза литераторов, Почетным гражданином Кимрского района (2008), Председателем Кимрского клуба краеведов (1985 — 2008), членом Литературной группы «Вдохновение» (г. Кимры), обладателем множества наград, среди которых Архиерейская грамота Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора «В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви». Инвалид II-й группы (1998). Его трудами создано 10 сборников «Кимрская старина». В. В. Коркунов — краевед и историк с огромным стажем и авторитетом. Книга «Кимры в тексте» стала результатом двенадцатилетней исследовательской работы автора, связанной с проявлениями образа Кимр в художественных и публицистических текстах с дореволюционных времен до наших дней. Вторая часть исследования посвящена биографиям ключевых, связанных с Кимрами, писателей: А. А. Фадеева, Б. А. Ахмадулиной, О. Э. Мандельштама, М. М. Бахтина, С. И. Петрова и М. А. Рыбакова. В заключительной части — отдельные очерки по истории Кимр. Некоторые публицисты считают, что исследования Коркунова излагают альтернативную историю русской провинции, свободную от дореволюционных, советских и даже «перестроечных» штампов.
До революции 1917 года в селе Кимры проживало большое количество филипповцев. Это в прошлом весьма многочисленное общество беспоповцев, не приемлющих брака, последователей инока Филиппа. Он сначала подвизался в Даниловом монастыре на Выге, но в нач. 1740 х гг. отделился от даниловцев, не согласившись с возобновлением моления за царя, на что, под давлением правительства, они вынужденно пошли.
По имени инока Филиппа его последователи стали называться филипповцами, а по обычаям — старопоморцами, т. е. последователями поморцев, бывших до возобновления моления за царя. Филипповцы строго содержат устав и обычаи первых поморцев: кроме немоления за царя, они отвергают крест с надписанием пилатова титла, считая, что до раскола этого надписания русская Церковь не принимала, последуют учению о безбрачии, не допуская новоженства и пр. Богослужения у них проходят, как и положено по суточному кругу, в ночное время. Отличия филипповцев от ближайших к ним по воззрениям старообрядцев федосеевского согласия не-велики: они более последовательно соблюдают небрачие, отказываясь от совместного моления со староженами, не поклоняются богородичной иконе «Скорбящим радосте».
Кимрские филлиповцы основали в 1780 х гг. в Москве духовный центр «Братский двор» сопоставимый по значимостью с Преображенским и Рогожским кладбищами.
Он помещался в Дурном пер. (ныне Товарищеский) в глубине домовладения № 6. В 1789 г. на средства тверского купца Т. И. Долина была выстроена деревянная моленная во имя Успения Пресвятыя Богородицы.
Кимры были, в том числе и крупным иконописным центром. Туда посылали учиться молодежь и из других старообрядческих согласий. Известный старообрядческий иконописец, реставратор, ученый, собиратель Федор Антонович Каликин (1876–1971) писал по этому поводу: «Направлен в село Кимры Тверской губернии на учение к художнику иконописцу, реставратору старых икон, у которого сначала обучался, а затем работал по найму по 1905 год».
Сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук в Санкт-Петербурге Д. Ермолин в одном из своих докладов отметил. «Известно, что на рубеже XIX-XX веков Каликин жил и работал в Кимрах, обучался иконописанию и совершенствовал свои навыки, но после драматических событий XX века, в 1960-е годы, он возвращается в Кимры уже в качестве собирателя и работает в составе археографической экспедиции Косцовой. Известно, что в 1961 году отсюда было вывезено 20 экземпляров ранней средневековой книги, в том числе Острожская библия и другие ранние издания, которые пополнили фонды Эрмитажа. Не так давно был выпущен каталог старопечатной книги Эрмитажа, в котором эти издания представлены».
К сожалению, полноценного научного направления по изучения филлиповцев и вообще староверов села (ныне города) Кимры Тверской губернии не существует. Поэтому книга В. Коркунова «Кимрские старообрядцы» стала первым шагом в этом направлении.
Автор начинает повествование с истории церковного раскола и общей истории староверия, это и правильно, ибо провинциальные читатели, любители краеведческой литературы очень мало знают об этих событиях.
Затем Коркунов переходит к староверию Тверской земли и, в частности, к личности легендарного старообрядца-просветителя преподобного Иова Льговского, который основал Успенский монастырь на о. Селигер и восстановил ряд других обителей Тверской земли. После реформ патр. Никона преп. Иов и его ученики вынуждены были бежать от преследований новолюбцев. Ему удается основать новый монастырь в районе г. Рыльск. Ныне на месте монастыря находится г. Льгов Курской области.
Во второй части своего исследования автор начинает рассказ о кимрском староверии. Он отмечает что возникновение старообрядчества в кимрском крае до сего дня не было исследовано и имеет ограниченное количество источников. При этом их не только мало, они порой бывают противоречивы. Начальные сведения о возникновении старообрядчества на кимрской земле мы можем почерпнуть из книги священника, преподавателя, писателя Д. И. Скворцова «Очерки тверского раскола и сектантства». Один из очерков ее «Беспоповщинский раскол и сектантство в Корчевском уезде с центром его в с. Кимрою» в значительной мере посвящен старообрядчеству в Кимрах. Автор начинает очерк словами о значении Кимр с окрестными населенными пунктами в российском старообрядчестве, как об одном из значимых в России центров старообрядцев-беспоповцев филипповского согласия. Последние отличались аскетизмом и фанатизмом. Уже во второй половине XVIII века в Кимрах существовала твердо организованная филипповская община. Село Кимры и его окрестности автор называет опасным гнездом беспоповского раскола, из которого в свое время вышли основатели и руководители филипповской общины в Москве, где долго удерживали свое влияние. А началось все с устройства часовни при Московской филипповской общине, молитвенного дома и богадельни при ней. Тверской купец Т. П. Долин, будучи в с. Кимры по торговым делам, узнал от местных монахов о планах возвести в Москве, при филипповской общине, часовню и. Убедившись, что сможет сыграть ведущую среди филипповцев роль, Долин переезжает в Москву, Вскоре, он посредством своего капитала строит часовню, получив тем самым желанное влияние в филипповской общине и распорядительство в молитвенном доме. Так, около 1790 года в Москве появилась филипповская часовня. Вскоре там же возникли еще две филипповские общины с наставниками И. Алексеевым и С. Андреевым. А кимрские филипповцы начали присылать в Москву своих отцов-наставников. Первым из них стал кимрский монах Варлаам, который освятил молельню. Через некоторое время он возвратился в Кимры. Среди последующих кимрских наставников филипповской часовни в Москве назовем Алексея Яковлевича Балчужного (настоящая фамилия Смирнов). Благодаря своим сочинениям, он получил широкую известность «непобедимого полемиста против поморцев». Поморцы утверждали, что Балчужный писал свои сочинения с помощью дьявола. За начитанность, отличное знание церковного писания, за строгую жизнь, по словам старообрядческого писателя Павла Любопытного (1772-1848), Балчужного почитали и прославляли в Москве, Архангельске и других городах.
Далее Коркунов рассказывает об общинах и моленных домах староверов Кимр и их окрестностей. Среди них — Савеловская старопоморская община, община деревни Филиппово, Суховская община, Мельгуновская община, община деревни Колкуновка и других. Также не обойдены вниманием старообрядческие кладбища и иные исторические памятники местного староверия.
Книга Владимира Ивановича Коркунова «Кимрские старообрядцы» издана совсем небольшим тиражом и в ближайшее время может статья библиографической редкостью. Поэтому желающие приобрести ее должны поторопиться.
и еще одна маленькая цитата ..
Из «Исповедания» Игнатия Соловецкого , мы узнаем много интересного. Он называет реформаторов «богохульниками, еретиками и отступниками от истиннаго благодатнаго евангельскаго закона, уклонившимися в латынские римские ереси»:
«А вы ныне смели дерзнути составити лукавую свою сонмицу на Христа-Света, новую, жидовскую, иже сего неповелеша святии отцы.
Вера же ваша — неправославная и не християнская, но латынская римская ересь, и иных ересей многия раздоры.
… мы соборныя истинный восточный апостольския церкви не оставили, оставили мы вашу еретическую церковь, новую, христораспинательскую, жидовскую».
«Старообрядцы обвиняли Никона в том, что он разрешил иудеям переводить священные книги, а никониане обвиняли старообрядцев в том, что они позволяли иудеям вести богослужение. … Обе стороны считали собор 1666-1667 гг. “иудейским сборищем”, а в официальном постановлении собор обвинял своих противников в том, что они стали жертвами “лживых иудейских словес”
КАК ЦЕРКОВЬ РАЗБЕРАЛАСЬ С ИНОВЕРЦАМИ ..
Христос видимо заповедал?
заточать их в тюрьмы, ссылать, бить говяжьими жилами, отрезать уши, носы, вырезать языки, отсекать руки. Местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский Стефан (Яворский) утверждал в начале 18-го века: «Сия же вся прилична суть еретиком: убо тех убивати достойно и праведно».
…к слову , это естественно католическое влияния, с их инквизиторскими методами!
кому сейчас выгодно рекламировать книгу с таким провокационным названием??
Не книга , а заголовок статьи
Гнездо было, и его представители синодальной церкви боялись как огня. А сейчас не боятся, староверов практически не осталось.
Не переживайте, часть посетителей читают лишь называния статей, а сами статьи — нет!