Кандидат филологических наук Венского государственного университета, Камилло Брейлинг, посетил в дельте Дуная город Килию Одесской области. Как известно, там тоже проживают старообрядцы. Чем вызван интерес австрийского ученого к старообрядчеству и что заставило его преодолеть границы и расстояния, вы узнаете из нашего интервью.
***
Добрый день! Меня зовут Камилло Брейлинг, я из Австрии, родом из Вены. Четыре года в Австрии я работал учителем русского языка и математики и сейчас пишу свою диссертацию про культуру русских старообрядцев в дельте Дуная.
Занимаюсь с 2010 года. Это было связано с тем, что я в 2009-2010 гг. учился по обмену в Санкт-Петербурге, там и выучил русский язык. Летом 2010 года я путешествовал по Румынии и случайно попал в одну деревню под названием Свистовка. Когда я туда приехал, то обратил внимание на то, что люди там между собой общаются на русском языке, причем на таком старинном интересном русском языке, который я до этого ещё не слышал. Мне стало интересно, я захотел там побыть дольше и жил у одного человека две недели. Я потом спросил у этих людей, почему они живут на территории Румынии, а разговаривают на русском языке. Стало интересно, кто они и откуда. Эти люди называли себя «липованами». Вначале мне было непонятно, что они имеют в виду, а потом они объяснили (думаю, самую распространённую версию), что они липоване потому, что, убежав из России, скрывались в липовых лесах. В августе 2010 года я взял 30 коротких интервью у этих жителей и написал статью про эту деревню и книгу «Поминки в Свистовке». Эпос и элегия.
С этих пор я минимум раз в год, а обычно два раза, бывал в Свистовке — один раз зимой и один раз летом. Всего я там был до этого времени чуть ли не двадцать раз. В 2013 году я написал дипломную работу о старообрядчестве в деревне Свистовке и про соседние сёла. Это оказалось интересно, тем более что в Австрии вряд ли ещё кто-то занимается старообрядцами. Разве что только Иосиф Краммер, но сейчас он сильно болеет. Он был новообрядческим православным священником и немного занимался старообрядцами.
Мне сказали, что тема старообрядчества интересна: «Тебе нужно написать диссертацию. Дельта Дуная большая, и тебе нравится там бывать». Так я и принял решение написать диссертацию о старообрядцах во всей дельте Дуная, не только Румынии. Обычно европейцы, которые интересуются дельтой Дуная, приезжают в румынскую ее часть, потому что они думают, что Румыния — это тоже Европа, и люди в ней знают английский. Очень мало жителей Европы, в частности австрийцев, приезжают в украинскую дельту. А мне интересно сравнить украинскую дельту с румынской.
В Германии были люди, которые изучали старообрядчество, и они обычно считают, что семья и религия — это самое важное. Они предполагают, что липоване ведут традиционный, правильный образ жизни, очень религиозны, только между собой выходят замуж и женятся, а также существует мнение, что они замкнутые, закрытые от внешнего мира, к ним трудно попасть туристу. А в целом они очень хорошие и честные люди.
Сейчас на территории Румынии и вообще в дельте Дуная ситуация такая, что вообще нет русскоязычных школ. Раньше были, а теперь нет, хотя на севере Румынии, в Буковине, есть русские школы. Они не запрещены, но нет финансовых ресурсов, чтобы содержать эти школы. Дети получают знания на румынском языке, а люди старшего поколения ещё учились на русском, поэтому для молодых людей русский язык — язык домашнего общения. И если молодые люди оказываются в большом городе, вне семьи, то они забывают свой родной язык, потому что ассимилируются с окружающим населением. Потому и в старообрядческую церковь не ходят, что не понимают, о чем там говорят.
Территорией своего исследования я выбрал дельту Дуная. Начав с Румынии, я исследовал как сёла, так и города, чтобы сравнить потом жизнь в селе и в городе. Для диссертации я взял восемьдесят интервью — сорок в Румынии и сорок в Украине, тоже для сравнения Румынии с Украиной. В прошлом году я был в Румынии, в г. Тульче, — достаточно большом городе, примерно, как Измаил. Потом побывал в с. Миля 23, которое считается центром, или, как они говорят, сердцем дельты Дуная, потом был в Сулине и, наконец, на свистовской переправе — напротив Вилково. А в Украине я был в с. Муравлёвке, Мирное, в г. Вилково. Теперь вот нахожусь в Килие, где я и закончу своё исследование.
В Измаиле я был проездом, так как Измаил в моей работе не играет большой роли. Я думал, что мне выбрать, Килию или Измаил, и после разговора с А. Пригариным выбор пал на Килию.
Я считаю, что могут заинтересовать иконы. Если взять, для примера, обычного австрийца, то он в первую очередь заинтересуется иконами и церковью как памятником архитектуры. Я даже спросил у одной группы туристов, которые посещали Вилково, что было самого интересного. Они ответили, что это иконы, церковь и то, как живут люди. Австрийцам было интересно узнать ситуацию липован как меньшинства. Например, от кого они получают деньги, чтобы содержать церковь, и из чего община получает доход. И, конечно же, интересен быт старообрядцев, старые обычаи, ремёсла, как происходит служба и от кого они получают религиозное образование. Меня лично интересуют исторические моменты: есть ли какая-то связь между украинскими и румынскими старообрядцами, общаются ли они между собой, могут ли они друг друга посещать и как действует граница на жизнь русских старообрядцев.
Я думаю — да, и это имеет большой смысл, потому что я сам был в США у старообрядцев, там есть большие общины. В основном это беспоповцы, выходцы из разных частей Европы. Они уже практически забыли русский язык и в основном общаются на английском языке, хотя по крови они русские. И пишут они о старообрядчестве на английском. Я знаю, что и в Японии люди занимаются темой старообрядчества — у них вообще с русским языком возникает много трудностей (не дружат они с русским). Вот поэтому им легче иметь тексты на английском.
В принципе у нас в Австрии обычный человек даже не знает о том, что Русская Церковь раскололась на две части, поэтому они считают старообрядцев — если это беспоповцы — сектой. Нам они кажутся похожими на секту, потому что у них нет священства. Может быть, нельзя так говорить, что это секта, но у нас их считают сектантами. А старообрядцы-поповцы не считаются сектой, потому что у них есть церковная иерархия и они похожи на другие церкви, только служба у них длится дольше. А про язычников, называющих себя «староверами», я ничего не слышал, мне даже стало интересно, кто это такие.
Да. Вообще для австрийцев старообрядчество интересно, потому что раньше существовала Австро-Венгерская империя, и на востоке жили старообрядцы — в Буковине, в г. Черновцы и Сучава… Даже есть документ нашего Kaiser-а, в котором упоминаются липоване как религиозная секта. Не в том значении этого слова, которое оно имеет сейчас, а как нечто иное, как меньшинство, не относящее себя к католичеству.
Между прочим, мы тоже жители Придунавья!
Я был в школе г. Вилково и спросил у детей: — Что нас соединяет?
Ответили: — Река Дунай!
Большинство австрийцев — католики. Наши люди интересуются и православием, и старообрядчеством (если кто об этом слышал). Бывают австрийцы и в Украине, и в Румынии, потому что много путешествуют. И в Вилково летом тоже можно встретить австрийцев.
——————-
Беседовала Наталья Муравьева
где можно купить книгу?
«В Австрии обычный человек даже не знает о том, что Русская Церковь раскололась на две части»
А в Непале, Мьянме, Нигере, Судане, ЮАР и т.д. знают? :DDDDD
"у нас в Австрии обычный человек даже не знает о том, что Русская Церковь раскололась на две части".
В России это уже мало кого интересует, что уж там говорить про заграницу. После 70 лет воинствующего атеизма и 25 лет демократии многие потомки старообрядцев даже понятия не имеют, что такое старая православная вера и чем она отличается от никоно-сергианской.
А последняя от просто никониянской, а таковая от кириллианской, а оная от….и.т.д.