Это в Центральной России уже лето царит, а на суровом Урале и в апреле — как зимой. Тем более — здесь, вдали от цивилизации. Уральский старовер Леонид Плюхин взялся за, казалось бы, невозможное: засучив рукава, строит подворье, держит лошадей, ведет хозяйство, а гостям рад: охотно везет их к родовому поместью, показывает, чем богат, и искренне сетует: вроде и поста уже нет, а молоко и творог девать некуда!
Свою бабушку Пелагею Александровну он хорошо помнит — именно она, коренная старообрядка, привила ему любовь к Богу. И сейчас с трепетом перебирает старые фотографии, мысленно возвращаясь в благословенное беззаботное детство.
Правда, отозвалась в нем старообрядческая сущность уже в солидном возрасте, когда он, состоявшийся человек, решил бросить все и вернуться на родину предков, в поселок Шаля Свердловской области. Здесь давно ходит шутка, мол, на Урале три дыры: Шаля, Гари, Таборы. И в одной из этих «дыр», в глухомани, решил осесть наш герой.
Воспитывался он на легенде о фамильном хуторе, где, якобы, предки его жили не тужили, добра наживали и веру хранили. Однажды, когда тоска по родине заела, он бросил все — в Прибалтике у него была хорошая работа и полезные знакомства, но он решил вернуться в уральскую глушь, где корни его «растут».
Он уже несколько лет здесь живет. Сначала работал на светской работе, но вот уже вышел на пенсию — взял скотину, занял денег и начал строить тот самый хутор, которого никогда не видел, но о котором всю жизнь мечтал.
— Мы с братом долго советовались, стоит ли начинать, но решили, что обидно будет, если кто-то когда-нибудь купит нашу родовую землю, а потом построит на ней коттеджи, — признается он. — С тех пор, как мы решили осваивать территорию, я стал жить на два дома: в своем основном в Шале и здесь, на хуторе, в четырех километрах от поселка.
Сейчас его идея вырождается в перспективный и оригинальный бизнес-проект. И он рад этому! На земле поставил сруб дома, конюшню, сенник, баньку с верандой, и уже задумал, где начнет строить другие гостевые дома.
И все у него сейчас идет ладно: хозяйство спорится, корова молока дает, сколько и не надо ему одному, но делать творог, продавать сметану ему некогда, да и конкурентов на селе много. И потому, пост или не пост на дворе, молоко и его производные приходится разве только не выливать — собак да кошек кормить. И то верно: кому в деревне, где у каждого своя коза, а то и корова, нужны жирные лакомства?! А на базар ему идти совсем некогда. К тому же нет у Леонида Николаевича супруги — с первой женой жизнь не задалась, поэтому он пока один, на помощь Божию надеется, но и сам не плошает.
В довершение своего фермерского дела пару лет назад он стал закупать лошадей.
— Я давно мечтал разводить этих красивых животных! — горячо рассказывает он, в шубе и валенках стоя у дома, где весна еще и вовсе не ощущается. — А тут и повод появился. Купить их мне помогли две девушки из поселка Сылва. Позже мы с ними организовали обучение верховой езде. Но поначалу все давалось не просто. В первый же день, когда привез лошадей, случилось непредвиденное. Ночью они дружно покинули конюшню и ушли в неизвестном направлении. Я объявил тревогу. На поиски отправились и мои братья. К счастью, накануне прошел дождь: по следам на дороге мы сумели отследить их путь. С дороги животные не сворачивали, ведь с ними был маленький жеребенок, который очень боялся воды, в том числе речек, и даже луж. Лошади ушли на три километра от дома. В итоге мы пригнали их обратно. Оказывается, кони также хорошо запоминают дорогу, как и собаки.
Каждая из них хороша по-своему, и каждой нужно уделять должное время. Правда, многого я не знаю, поэтому читаю про них книги. Вообще же, на мой взгляд, ухаживать за лошадьми гораздо проще и интереснее, чем за коровами. Я могу хоть целый день, не отрываясь, смотреть на них — вот они бегают, вот сено жуют, вот стоят грациозно…
Бона, Лиссабона — у лошадей имена необычные, придуманные им самим. Своей животинке он посвящает все свободное время и ничуть не жалеет об этом, надеясь, что однажды Бог пошлет ему жену-хозяйку, вместе с которой он еще активнее продолжит начатое. А дел на его подворье немало!
Леонид охотно рассказывает, что за пятьдесят километров до поселка Шамары, где служит священник отец Михаил Татауров и где давно возведен православный старообрядческий храм, он ездит на все праздники, а иногда и по воскресным дням выбирается, всякий раз приглашая к себе в гости отца Михаила Татаурова. Есть у Леонида Николаевича и тайная надежда, что грядущим летом здесь, на его земле, соберется уральская старообрядческая молодежь, которой он расскажет многое из того, что сам успел узнать.
— В Шамарах же молодежные встречи каждый год проводятся, ребята собираются и по несколько дней общаются на природе, почему бы и здесь им не побывать — не потрудиться, а потом и не отдохнуть? — справедливо рассуждает он.
А если все задуманное получится, Леонид надеется, что к нему сюда и летом, и зимой будут приезжать горожане, утомившиеся от суеты и желающие отдохнуть в первозданной природе, на свежем воздухе, в экологически чистом доме и в баньке, от которой, по его словам, аж дух захватывает. И, конечно, приоритет он будет отдавать старообрядцам.
Правда, до окончания строительства еще далеко — все ж таки дело это затратное! Поэтому он не спешит делать окончательных выводов и трудится по мере своих сил.
Фотографии автора
Для городских жителей статья особенно притягательна живостью ее главного героя!
Очень приятная история. Создаёт нужное настроение)
Неплохо бы М.Гусеву написать о том, как спустя 4,5 года дела обстоят.