Говорят, одно слово правды весь мир перетянет. А если перефразировать, то один человек — былое возродит. Так и получается в одном провинциальном уральском городке. Всего несколько лет назад о Старой Вере тут не знали ничего. Вернее, знали, но прочно все позабыли. А он — один! — напомнил. И теперь здесь готова организоваться еще одна община РПСЦ, сохранено и облагорожено кладбище староверов, люди готовы выбирать проект часовни или даже храма, а местная светская газета почти еженедельно рассказывает о «древлей веры ревнителях»…
Я давно слежу за этим городом. И как журналист, и как краевед, и как человек верующий, и как простой житель Урала. Часто здесь бываю по делам. Сначала искренне радовался самому факту того, что тут появились единомышленники. Но это было позже, а сначала, в один прекрасный зимний вечер, года четыре назад, у меня раздался звонок и бодрый голос взрослого мужчины сообщил, что хотел бы познакомиться со мной, с уральским старообрядчеством, а в дальнейшем, возможно, и помочь рассказывать о нем всем заинтересованным людям.
Пришло время — познакомились, а вскоре как-то подружились, сошлись во взглядах, в желании что-то делать не для себя, а для других. Звонившим оказался коренной уралец Сергий Панов, которого судьба в свое время забросила в Сибирь, а потом вдруг позвала обратно. И вот, он вернулся в уральский Реж, в родной город с непривычным для многих глагольным названием, чтобы, если говорить пафосно, выполнить свою историческую миссию. Прошло совсем немного времени, а он развернул в городе бурную деятельность, которой и ожидать было нельзя. Родной его дед-старовер, как и положено, вложил во внука все самое главное, самое лучшее из традиций старообрядчества, и все это ярко вспыхнуло в нем в солидном возрасте. Вот он и приехал на родину, оставив насиженное в Новосибирске гнездо, работу, общину РПСЦ, в которой крестился, чтобы, по пословице, «где родился, там и пригодился».
В Реже, понятно, ничего из этого его не ждало. Правда, была великая, могучая история территории, которая нуждалась в том, чтобы ее вспомнили и донесли до людей, всколыхнули общественность. И потому первым делом речь зашла о режевском старообрядческом кладбище, порушенном в годы советской власти, а ныне фактически вопившем о том, чтобы его облагородили. Для того и приехал сюда Сергий Борисович — в город, где ранее жили настоящие старообрядцы, о которых знал весь Урал, а потом вымерли сами собой, не без вмешательства, конечно, властей и «официального» православия.
Сергий Панов — технарь, как принято говорить сегодня. А тут вдруг занялся журналистикой, вернее сказать, публицистикой: инициировал волну материалов на эту тему в местной прессе, они вскоре всколыхнули тех, чьи корни уходили в благословенную старообрядческую традицию, и стали люди объединяться на основе общих интересов, общего прошлого. Пару раз собрались на конференцию в местной библиотеке, а там и до конкретных дел недалеко — вышли на субботник на это самое кладбище, надгробия которого молчаливо хранят фамилии их предков, совпадающие и с их фамилиями…
Об этом и о многом другом мы вдумчиво рассказывали в уральской старообрядческой газете «Община» — она нашла своих внимательных читателей-режевлян, которые помогли своим интересом увеличить тираж издания и теперь стали ждать ее, чтобы расширять свой околостарообрядческий кругозор. Как редактор, я искренне радовался — случилось то, чего не ожидал, пригодилась газета тем, на кого изначально и рассчитана не была.
Вскоре нашлись в Реже спонсоры — помогли со средствами для создания памятного креста с оградкой на этом погосте. Установили. На освящение тогда приехал старообрядческий священник, отец Михаил Лоскутов из поселка Баранчинского.
И вот уж впервые после десятилетий немоты над Режом звучали заупокойные молитвы на старославянском.
Казалось, это хорошая точка во благом деле. Но нет, со временем стало понятно, что это было всего лишь оптимистичным многоточием. И хотя некоторые уральские священники «упрекали» режевлян и лично Сергия Панова в том, что, мол, нужно начинать регулярные богослужения, без которых все — тщета, но до них все как-то не доходило. Несколько человек выбирались на Пасху и Рожество в храмы РПСЦ Екатеринбурга или Невьянска, но и только.
К Радонице нынче люди вновь собрались на кладбище — около десятка человек засучили рукава, приводили могилы в порядок после зимы, срезали кустарник, грузили мусор в машины. Летом отсыпали крест гравием и стали думать о самом, пожалуй, главном — не поставить ли часовню? И снова — видно, по промыслу Божию, — нашелся меценат. Один из местных предпринимателей сам заговорил о том, чтобы начать строительство Дома Божия.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы нынче у памятного креста на кладбище на берегу режевского пруда вновь собрались люди. Перед собранием они — наконец-то, впервые и самостоятельно — провели молебен.
Молитвослов в руки взял Сергий Панов — за эти годы он уже перенял кое-что у своих чтущих и поющих друзей-староверов. Получилось! А после молитвы режевляне активно обсуждали — какой быть здесь часовне, где именно строить и кто из них на что в этом святом деле может сгодиться?
Меценат свое намерение помочь средствами подтвердил, и тогда все вместе стали они обсуждать, где искать конкретный проект. Понятно, что выбор пал на известного уральского архитектора-старообрядца Бориса Пономарева, по чьим проектам созданы едва ли не все вновь возведенные храмы на Среднем Урале и далеко за его пределами, в том числе, например, в том же Баранчинском, в Шамарах, в Русской Тавре, в Невьянске. И вот уже сейчас Сергий Борисович готовится к поездке к архитектору, чтобы обсудить с ним вопрос выбора часовни, исходя из размеров, возможностей, средств…
Режевлянам, конечно, повезло с «двигателем». Если бы не активист, сподвигнувший их на дело духовное, скорее всего, ничего бы этого не было. Не вспомнили бы они о своих корнях, вернее, о том, что некогда объединяло их семьи и фамилии. А теперь они понимают, что вместе способны возродить все то, за что их предки не жалели своих жизней, своего имущества.
Согласитесь, тут все сошлось просто на удивление: и человек, сумевший объединить горожан, и географическое положение Режа, в котором у некоторых староверов из соседнего Невьянска, города-побратима, тут живут родственники, и благорасположение местной прессы. Можете мне поверить: ни в одном городе России так много и так подробно не публикуется сегодня материалов о старообрядчестве, как здесь, в Реже. И эта волна очерков, подчас затрагивающих не только режевское старообрядчество, но и уральское, и даже всероссийское, тоже сыграла роль на общее дело.
Судите сами: в разное время здесь появлялись материалы об Агафье Лыковой, об одном из старинных уральских старообрядческих сел — Пристани, о некоторых носителях веры православной, о новых сборниках, которые выпускали местные родоведы. И как же всему этому было не содействовать тому, что происходит сейчас — возникновению еще одной общины Старообрядческой Церкви? Общины, которой официально еще нет, но которой могло бы и вовсе не быть, если бы всего лишь один человек не поменял свою жизнь и не приехал из солидного сибирского города в провинциальный, казалось бы, не сулящий перспектив, городок…
Фото автора
Комментариев пока нет