Мы продолжаем разговор о том, что современным детям, воспитанным на мультфильмах и компьютерных играх, сложно познавать древнерусскую культуру, традиционные религиозные и духовные ценности. Однако опыт ряда современных педагогов показывает, что подобрать ключик к сердцу даже совсем невоцерковленного ребенка всё же возможно. Этой публикацией мы продолжаем серию эссе Татьяны Игнатовой на тему популяризации древнерусской культуры через музейно-образовательные программы. Выполняя просьбу одного из читателей, Татьяна сделала большую подборку фотографий детских работ.
Универсальный солдат
Итак, в связи с поиском новых форм работы с детьми наш Музей начал сотрудничество с московским агентством исторических проектов «Ратоборцы». Нам с прекрасными витязями предстояло создать музейную программу, которая в идеале должна была:
- знакомить ребят с ключевыми событиями отечественной истории (например, Куликовской битвой, Смутным временем, Отечественной войной 1812 года);
- знакомить с особенностями древнерусской культуры (городским древнерусским костюмом; особенностями воинских доспехов; традициями и таинствами, сопровождающими рождение ребенка и проч.);
- показывать многообразие форм, сюжетов и техник церковного искусства;
- мотивировать на дальнейшее их изучение;
- при этом быть занимательной и запоминающейся.
В итоге нам действительно удалось создать оригинальную программу, которая соответствует всем этим требованиям и при этом легко трансформируется под каждую конкретную группу. Для этого мы разработали 5 самодостаточных элементов, которые могут, как 5 самостоятельных деталей конструктора, произвольно комбинироваться при проведении каждой конкретной программы.
1-й элемент программы — интерактивная костюмированная экскурсия
Эту часть программы проводит стрелец Фома Удальцов, вымышленный персонаж начала-середины XVII века. Однако у Фомы есть вполне реальная легенда: он служит в одном из московских стрелецких приказов под руководством полковника Никифора Ивановича Колобова. Надеемся, со временем Фома «обрастет» интересными биографическими подробностями и воинскими подвигами. Для этого в настоящее время ведется научное исследование истории стрелецкого приказа Н.И. Колобова.
А пока Фома Удальцов встречает группу школьников у метро «Площадь Ильича» и, занимая детей познавательными рассказами из стрелецкой жизни, сопровождает к Музею по улице Сергия Радонежского. Фома рассказывает о кольцевой застройке Москвы, о стрелецком быте и службе, проводит исторические викторины. У стен Андроникова монастыря Фома рассказывает про оборону средневековых крепостей, показывает приемы владения оружием.
2-й элемент программы — тематическая экскурсия в экспозиции Музея
Как правило, эту часть программы провожу я. Продолжительность её не более 30 минут. Моя тематическая часть может быть посвящена общему знакомству с экспозицией или подробному разбору какой-либо темы, например, «Сотворение мира. Изображение райского сада на иконах» или «Ангелы и Архангелы».
3-й элемент — просмотр мультфильма, непосредственно связанного с темой экскурсии
Для просмотра отбираются мультфильмы, ставшие «золотой» коллекцией отечественной мультипликации, как, например, «Егорий Храбрый», снятый студией «Пилот» по мотивам духовных стихов о святом великомученике Георгии.
4-й элемент — знакомство с реконструированными предметами
Это могут быть предметы быта, оружие русских воинов, элементы древнерусского костюма. При этом Константин, как профессиональный реконструктор, обязательно объясняет детям главный принцип реконструкции: строго научный подход при создании предмета. У реконструированного предмета есть реальный прототип, который хранится в музейном или частном собрании и введен в научный оборот. А еще у реконструированного предмета должен быть паспорт. Об этом ребята узнают на наших занятиях.
5-й элемент — творческое задание
Ребятам предлагается создать своими руками коллаж, панно или открытку, что поможет закрепить полученные знания и вместе с этим выразить свои эмоции.
Техника, в которой мы работаем — аппликация или аппликация с дорисовкой. Поскольку столы для творческого задания устанавливаются прямо в музейном зале, то техника, в которой мы работаем, должна быть абсолютно безопасна в условиях экспозиции.
Как же собирается этот конструктор? Например, группа говорит, что ее надо встречать не у метро, а прямо у ворот Музея. Пожалуйста, Фома устроит викторины для ребят в сквере перед Музеем и покажет им территорию бывшего Спасо-Андроникова монастыря. Или у группы может быть ограничено время. Нет проблем — исключаем просмотр мультика, чтобы сэкономить время на самое интересное. Или группа может приехать, но довольно поздно — всё в порядке, начинаем программу в экспозиции, а Фома проводит группу к метро в самом конце. Да, наш стрелец — самый настоящий «универсальный солдат»! И программу мы старались сделать такую же, гибкую и универсальную.
По этому принципу мы разработали и неоднократно провели такие программы, как «Прогулка со стрельцом», «Масленица в Музее им. Андрея Рублева», «День рождения в Музее», серию Великопостных программ. Но наиболее удачной нам самим кажется программа «Святые воины», о которой хочется рассказать подробнее.
Подробнее о программе «Святые воины» Татьяна расскажет в своем заключительном эссе.
здорово! )
можно подобные занятия совмещать с различными фестивалями реконструкторов, летом их много проводится