24 марта 1896 года на ученом собрании Русского физико-химического общества (РФХО), происходившем в физическом кабинете Санкт-Петербургского университета, Александр Попов совместно со своим постоянным ассистентом Петром Рыбкиным организовали беспроволочную передачу текстового сообщения из двух слов. Рыбкин находился на расстоянии 250 метров в здании химического факультета и передавал кодированные сигналы. В качестве источника электромагнитных колебаний Попов использовал генератор Герца с катушкой Румкорфа (источником импульсов высокого напряжения). На заседании присутствовали многие известные российские физики, электротехники, административные руководители армии и флота.
Присутствовавший в зале физик Орест Хвольсон писал:
Станция отправления была устроена в зале химической лаборатории Петербургского университета, приемная станция — в зале заседаний. Буквы передавались по алфавиту Морзе, и знаки были слышны. У доски стоял председатель российского Физического общества Федор Петрушевский, имея в руках бумагу с ключом к алфавиту Морзе и кусок мела. После каждого передаваемого знака он смотрел в бумагу и записывал на доске соответствующую букву. Постепенно на доске получились слова: «Генрих Герц». Это имя немецкого физика, высказавшего первым идею передачи информации по воздуху. Трудно описать восторг присутствующих и овации Попову, когда эти два слова были написаны.
Попов был не первым исследователем, который попытался передать радиосигналы на расстоянии. К началу 1890-х годов уже был известен прибор, способный реагировать на электромагнитное излучение радиодиапазона. С ним много экспериментировали известный французский физик Эдуард Бранли и английский физик Оливер Лодж. Детектором в приемнике служил когерер, еще в середине XIX века применявшийся в различных конструкциях грозоуказателей. Когерер представлял собой трубку, заполненную металлическими опилками, с выведенными наружу контактами. Когерер довольно плохо проводил электрический ток, но под действием сильного электромагнитного поля электрическое сопротивление резко падало. Для того чтобы вернуть когерер в исходное состояние, его нужно было встряхнуть.
Александр Попов усовершенствовал когерер, дополнив его системой обратной связи. Он включил в цепь электромагнитный звонок и укрепил его так, чтобы молоточек звонка при работе постукивал по трубке когерера. Получился приемник электромагнитных колебаний, способный улавливать не только импульсы, но и непрерывный сигнал. Еще до самой демонстрации по передаче радиосигнала, на заседании РФХО, проходившем в Санкт-Петербурге 7 мая 1895 года, Попов прочитал лекцию на тему «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», в ходе которой продемонстрировал свое изобретение. Для повышения чувствительности приемника к нему присоединили антенну длиной около 2,5 метра. В качестве источника электромагнитных колебаний был использован вибратор Герца. В честь этого события с 1945 года 7 мая стал отмечаться в СССР как День радио.
Попов понимал практическое значение своего открытия, но не спешил делиться им со всем научным сообществом: он работал для Морского ведомства, и его изобретения имели военное значение. С 1897 года Попов проводил опыты по радио-телеграфированию на кораблях Балтийского флота. В 1899 году вице-адмирал Диков докладывал управляющему морским министерством:
Во время шторма беспроволочный телеграф Попова был единственным средством сообщения между кораблями и действовал совершенно беспрепятственно, достигая дальности связи до 30 морских миль (более 50 километров).
А первой гражданской командой, шедшей по самой первой построенной радиолинии, был приказ ледоколу «Ермак» спасти с оторвавшейся льдины рыбаков.
Хотя демонстрация радиосигнала определила первенство Попова в изобретении радио, тема эта оказалась очень спорной. В Германии изобретателем радио считают Генриха Герца, который доказал существование электромагнитных волн и еще в 1888 году первым изобрел способ их передачи и приема. В США и некоторых балканских странах создателем радио считается известный физик Никола Тесла, который в 1893 году запатентовал радиопередатчик, а двумя годами позже — радиоприемник. Во Франции изобретателем радио считается Эдуард Бранли, который в 1890 году создал прибор для регистрации электромагнитных волн. У Индии есть своя кандидатура: там радиопередачу в миллиметровом диапазоне продемонстрировал Джагадиш Чандра, и было это в 1894 году. В том же году в Англии Оливер Джозеф Лодж продемонстрировал радиопередачу и радиоприем.
Однако в большинстве стран изобретателем радио считается итальянец Гульельмо Маркони. Маркони начал экспериментировать с передачей беспроводных сигналов в одно время с Поповым, имея в своем распоряжении тот же самый генератор Герца и будучи осведомлен об опытах Джозефа Лоджа. Маркони пытался предложить использование беспроводной связи министерству почты и телеграфа Италии, но там молодому энтузиасту ответили отказом. В 1896 году Маркони приезжает в Великобританию, где ставит ряд показательных успешных опытов по передаче сигнала без проводов на большие расстояния. С помощью азбуки Морзе ему удалось передать сигнал с крыши лондонского почтамта в другое здание на расстояние 1,5 км. А 2 июня 1896 года Маркони подал в Британское патентное бюро заявку на «Усовершенствования в аппаратуре для передачи электрических импульсов и сигналов». После получения патента изобретение Маркони было поставлено на коммерческую основу.
В 1897 году он основал крупное акционерное общество «Маркони К°». Для работы в нем он привлек многих крупных ученых и изобретателей. Громкие дела компании, вроде первой передачи радиосигналов через Атлантику в 1901 году, способствовали ее развитию, а сам Маркони стал миллионером. Маркони неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию по физике, причем трижды при жизни Александра Попова, который умер в 1906 году. А вот Попова Российская академия наук не удостоила номинации на эту награду ни разу. Маркони получил Нобелевскую премию лишь в 1909 году, причем он разделил ее с немецким физиком Фердинандом Брауном, усовершенствовавшим аппарат Маркони.
Заключение Нобелевского комитета гласило:
Главное (помимо неукротимой энергии, с которой Гульельмо Маркони шел к поставленной цели) было достигнуто, когда ему удалось воплотить всю систему в виде компактной, пригодной для практического использования конструкции.
Источник: www.gazeta.ru. Печатается с сокращениями.
В целом статья интересная, но в ней есть ряд передергиваний.
1) Вопрос, заданный в заголовке: "Почему изобретатель радио Александр Попов остался без Нобелевской премии" — чистейшее передергивание.
Первую нобелевскую премию по физике выдали в 1901 году в размере "150 000 крон (7,87 млн крон в ценах 2009 года)" (википедия), то есть, примерно миллион долларов в современных ценах.
Однако Попов еще до того, в 1900 году получил премию в 33 тысячи царских рублей ("По высочайшему Указу получил вознаграждение 33 тыс. рублей за непрерывную работу по внедрению беспроволочного телеграфа на военно-морском флоте (апрель 1900)" (википедия)). Императорская премия, полученная Поповым была:
— более почетна, чем Нобелевская, поскольку исходила от царя, а не от промышленника Нобеля, которого в те времена еще никто не знал. И который, кстати, заработал свои деньги в России, потом увез их на запад и учередил там свою премию.
— по размеру была сравнима, если не больше Нобелевской. Соотношение царского рубля 1900 года с нашим современным рублем примерно в 2000 раз. То есть, по современным ценам премия Попова составляла порядка 70 миллионов рублей, то есть, примерно миллион долларов, что примерно соответствует Нобелевской премии.
В самом деле, на зарплату в 70-80 рублей в месяц в те времена можно было безбедно содержать семью с 10-15 детьми и женой-домохозяйкой. Доход один рубль в день считалось очень хорошим в Москве. Вот примерная таблица ГОДОВЫХ жалований в те времена (чтобы получить месячную зарплату, надо делить на 12):
"Покупательная способность дореволюционного рубля (по московским газетам 1911 года)
Годовое жалованье москвичей в 1911 году:
Госслужащие: чиновники старше 8 класса, следователи инспекторы – от 3000 до 4000 р. Жалованье госслужащим выдавалось обычно каждое 20-е число. Служащий приобретал и ремонтировал мундир за свой счет. (ТО ЕСТЬ 250-330 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ)
Интеллигенция (бухгалтеры, фельдшеры, инженеры, журналисты) 1000 — 1500 р. (ТО ЕСТЬ 83-125 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ)
Офицеры 800 — 2000 р. (ТО ЕСТЬ 65-170 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ) Мундир, снаряжение и личное оружие офицер покупал за свой счет, так что денег у него оставалось меньше, чем у рабочего. Сравняться с интеллигенцией могли капитаны, получавшие 1000 рублей, и более высокие чины.
Учителя и воспитатели: «старшие учащие» — 660 р. и квартира с отоплением и освещением, «классные учащие» — 460 р. жалованья и 240 р. квартирных.
Городовые – 200 р. с предоставлением жилья семье в казарме (ТО ЕСТЬ 17 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ).
Рабочие редких специальностей (например, электромонтеры) – 700 р. (ТО ЕСТЬ 58 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ)
Средний рабочий — 285 р.(24 РУБЛЯ В МЕСЯЦ) , работница — 200 р. (17 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ)
Для большинства москвичей бюджет 1 рубль в день – мечта" (http://www.vokrugsveta.ru/)
ИТАК, К МОМЕНТУ НАЧАЛА ВЫДАЧ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПОПОВ УЖЕ ПОЛУЧИЛ ПРЕМИЮ ЗА РАДИО РАЗМЕРОМ НЕ МЕНЬШЕ НОБЕЛЕВСКОЙ, НО БОЛЕЕ ПОЧЕТНУЮ.
2) Нобелевскую премию в царской России, мягко говоря, не очень ценили. Сегодня в википедиях умалчивается о следующем. Согласно завещанию Нобеля, первую премию по литературе должны были вручить Льву Николаевичу Толстому. Он отказался. В следующий раз Нобелевскую премию Толстому присудил нобелевский комитет. Толстой снова отказался. Пытались присудить в третий раз, предварительно договорившись с Толстым, что он ее примет. Он снова отказался.
3) По поводу глупой басни о том, что, дескать, Нобелевской премии по математике не существует якобы потому, что некий математик увел у Нобеля жену. Это — неправда, придуманная для того, чтобы скрыть, что когда Нобель учереждал свою премию, уже существовала Русская императорская международная премия по математике, с которой Нобелевская премия в те времена никак не могла сравниться. Ее получали многие известные западные математики, но сегодня на западе не любят об этом вспоминать.
4) Что касается упоминаний в статье многочисленных ученых разных стран, которые якобы изобрели радио до Попова, то ни один из них не создал работающего прибора, а сама идея передачи с помощью волн уже давно была известна. Речь шла не об идее, а о работающем приборе (а Попов создал именно работающий прибор, применявшийся на судах Российского флота). В те времена была широко распространена практика патентования еще не придуманных приборов. Сначала патентовали прибор, а потом думали, как его создать. Большинство патентов того времени было получено на чисто умозрительные, несуществующие изобретения. Поэтому существование ранних пантенов на радио ни о чем не говорит и упоминание о таких патентах в статье — лукавое передергивание, рассчитанное на людей, не знакомых с историей вопроса.
Глеб Владимирович Носовский,
Механико-математический факультет Московского университета