Более 300 лет тому назад, после раскола Русской Православной Церкви, часть староверов-поморцев, уходя от гонений, поселилась в Польше. Так недалеко от Литвы появились русские поселения. Люди обустраивались, трудились, занимались земледелием и свято хранили свою веру, традиции, обряды и обычаи.
В этой статье мы хотим рассказать о старинном староверческом роде Фёдоровых, четыре поколения которого служили и продолжают служить на благо Каунасской общины и её храма.
Отец о. Иоанна Хрисанф Иванович Фёдоров родился в крестьянской семье в 1895 году в деревне Глушин Сейненского уезда. Его отец Иоанн и мать Елена – выходцы из традиционно больших семей, в которых было много близких и дальних родственников. Среди них царил дух доброжелательности, взаимопомощи и поддержки. Всё лучшее, что веками складывалось в староверческой среде, впитывала и семья Фёдоровых.
Отличавшаяся особым трудолюбием и порядочностью, она издавна пользовалась уважением односельчан. Вместе обрабатывали землю и собирали урожай, сеяли и выращивали лён, возили его в город Белосток и сдавали на ткацкую фабрику. В зимнее время покупали на корню лес, валили его, ручными пилами заготавливали доски для продажи.
Хрисанф, также как и его сверстники, с ранних лет приобщался к труду и одновременно посещал церковно-приходскую школу, где учился грамоте. Имея хорошие способности и большое радение учиться, он с отроческих лет быстро усваивал церковные знания.
Семья рано лишилась кормильца – в возрасте 42 лет умер отец. Вместе с тремя братьями и четырьмя сёстрами Хрисанф стал помощником своей матери.
Во время Первой мировой войны часть русского населения Польши переселилась в Россию. Семья Фёдоровых переехала в Москву. Жили в посёлке Черкизово. Их, как беженцев, опекало Российское государство и местные жители. Мужчины работали на элеваторе, женщины вели домашнее хозяйство. В свободное время посещали Преображенский старообрядческий храм. В Москве Хрисанф женился на Гликерии Диомидовне Новиченко, которая стала верной спутницей всей его жизни.
В Москве, после Октябрьской революции, они пережили голод, разруху, притеснение верующих. В 1918 году семья Фёдоровых вернулась в Польшу на прежнее место. Пришлось всё благоустраивать заново – отстраивать разорённое жилище, разводить скот, заниматься крестьянским трудом и растить детей.
Хрисанф Иванович и Гликерия Диомидовна, будучи глубоко верующими, никогда не прерывали связь с церковью и постоянно посещали ближайший храм в селе Погорелец. Хрисанф Иванович был клирошанином этой церкви и пользовался уважением и доверием жителей окрестных деревень. По просьбе прихожан в 1932 году был направлен в Вильнюс на организованные ВСС педагогические курсы по подготовке староверческих вероучителей. Успешно окончив курсы, Хрисанф Иванович начал преподавать Закон Божий в государственных школах в окрестностях Погорельской старообрядческой общины. В 1936 году на курсах в Вильнюсе повторно углублял церковные знания.
С раннего детства родители воспитывали в духе глубокой веры и своих пятерых детей: Ксению, Парасковию, Аверкия, Иоанна и Марию. Обучали их церковной грамоте, чтению, солевому пению. Дети чтили своих родителей, учились жить по Заповедям Божьим, работали, помогали по хозяйству, вместе с родителями ходили в храм.
В начале Второй мировой войны, после оккупации Польши Германией, в феврале-марте 1941 года, русские жители были принудительно переселены из Польши в Литву, которая была присоединена к Советскому Союзу. Они оставили свои усадьбы, землю, собственность, взяв только то, что можно было увезти на телегах. Как самые большие драгоценности сохраняли церковные книги и иконы.
Великая Отечественная война принесла переселенцам тяжёлые испытания и большие потери. Не обошла стороной беда и семью Фёдоровых. 19-летним юношей погиб старший сын Аверкий. В июле 1942 года семью вместе с детьми немцы вывезли в лагерь в местечке Эжерелис, который под Каунасом, на принудительные работы по заготовке леса и торфа. Там работали военнопленные и жёны советских офицеров. По ходатайству Каунасской общины, их, как мирных невинных жителей, освободили в декабре 1942 года.
В 1946 году Хрисанф Иванович с семьёй из деревни Улишки Лаздияйского района переехал в город Каунас. Он работал и одновременно посещал Каунасскую старообрядческую церковь, наставником которой был отец Никола (Козловский Никола Иванович). В том же году Хрисанф Иванович был благословлён помощником наставника. Во время тяжёлой и продолжительной болезни о. Николы, он в течение более 4 лет исполнял обязанности наставника.
В 1950 году по решению ВСС Литвы наставником Каунасской общины становится Иосиф Иванович Никитин. Хрисанф Иванович до конца своих дней был заместителем о. Иосифа и головщиком правого клироса. Он был делегатом нескольких Соборов, членом Духовной Комиссии.
Хрисанф Иванович мог всецело посвятить себя служению церкви благодаря своей супруге Гликерии, большей частью занимавшейся семейными делами. Эта мудрая и добрая женщина умела понимать людей, помочь всем, кто к ней обращался с просьбой. Бездомные, убогие, искалеченные войной люди, находили здесь приют и пищу. На храмовой праздник святителя Николы у Фёдоровых собирались близкие и дальние родственники, знакомые, переселенцы из Польши, гости из разных уголков Литвы. Это были праздники духовного общения, единства и братства.
Гликерия Диомидовна скончалась в 1959 году в возрасте 63 лет. Пережить эту тяжёлую утрату Хрисанфу Ивановичу помогли упование на Господа Бога, забота дочерей и особенно сына Иоанна и его супруги Анфии Артемьевны.
Хрисанф Иванович умер в 1977 году, честно и праведно прожив свою жизнь. Он обладал исключительной скромностью и не стремился к высокому положению, славе, богатству. Самой большой заслугой в его жизни является передача духовных ценностей, церковных знаний своим детям и ученикам. Многие его ученики успешно служили и служат Церкви Христовой в Литве, Латвии, Польше. Сын Иоанн и дочери Ксения, Парасковия и Мария стали продолжателями дела своего отца в Каунасской староверческой общине.
Старшие дочери Ксения и Парасковия на государственных предприятиях не работали. Вели домашнее хозяйство, берегли семейный очаг, воспитывали детей, посещали церковь. В течение более 40 лет сёстры служили на левом клиросе. Ксения длительное время была головщицей этого клироса. Сёстры с родным братом молились, пели и читали в храме при наставниках Иосифе Никитине и Владимире Панцыреве. Их мужья – Харлампий и Фаддей – до конца своих дней служили в храме пономарями.
Младшая дочь Мария до выхода на пенсию работала на швейных предприятиях. За добросовестный труд неоднократно награждалась почётными грамотами. Как и её сёстры постоянно посещала церковную службу, в настоящее время является головщицей правого клироса и ведущей певчей.
Сын Иоанн с 1948 по 1999 год работал на Каунасском станкостроительном заводе. Отслужив в рядах Советской армии, вновь вернулся на завод. Работал токарем, слесарем-лекальщиком. Будучи специалистом высшей категории этих профессий, выполнял самые ответственные производственные заказы. Своим добросовестным трудом он заслужил уважение администрации и коллектива завода. Был награждён тремя правительственными медалями и множеством почётных грамот.
В свободное от работы время Иоанн Хрисанфович посещал богослужения в местном храме. Служил псаломщиком, головщиком и многие годы был заместителем о. Иосифа и о. Владимира. Долголетний опыт и ревностное служение Церкви позволили ему глубоко изучить Святое Писание, церковный устав и порядок богослужения. Он со своими сёстрами Ксенией, Парасковией и Марией долгое время составляли основной костяк клирошан Каунасской общины. За безупречное служение и деятельность на благо Старообрядческой Церкви в 1988 году на состоявшемся в Вильнюсе Соборе в честь 1000-летия крещения Руси Иоанн Хрисанфович и его три сестры были награждены почётными грамотами.
В 2001 году после смерти о. Владимира при всеобщем одобрении прихожан Иоанн Хрисанфович был избран наставником Каунасской общины. В 2002 году на Соборе ДПЦ Литвы был избран членом Высшего Совета и членом Духовной Комиссии, принимал участие в последующих Соборах. Помимо Каунасской окормлял и Лаздияйскую общину.
Будучи образцом миролюбия и мудрости, бережного и ответственного отношения к своей вере, неукоснительного соблюдения её заветов, отец Иоанн пользовался большим уважением своих прихожан и среди других наставников. С его избранием закончились нестроения в общине, значительно увеличилась посещаемость храма. Его праздничные поучения вызывали большую благодарность от прихожан.
Ушли из бренной жизни – в 2004 году Парасковия, в 2006 году Ксения, 29 февраля 2012 года после тяжёлой болезни в возрасте 83 лет окончил земной путь и отец Иоанн. Мария, несмотря на тяжёлые недуги, посещает службу. Будучи головщиком правого клироса, радует прихожан своим пением.
Отец Иоанн прожил в браке с женой Анфией Артемьевной 56 лет. Она была надёжной помощницей в его служении Богу, людям и Церкви. Отец Иоанн вырастил и воспитал дочь и сына в духе истинной веры, обучил их основам церковной грамоты. С любовью он относился к новому поколению в лице трёх внучек, внука и двух правнучек.
Чин погребения отца Иоанна совершал его духовный отец наставник Паневежской общины Никола Владимиров. Провожали отца Иоанна многочисленные прихожане и представители многих общин Литвы, в том числе: председатель ВС Церкви Литвы, духовный наставник Вильнюсской общины Григорий Бояров, заместитель председателя ВС Евгений Григорьев, духовные наставники Клайпедской общины Евгений Лебедев, Укмяргской общины Тимофей Семёнов, Паскутишкской общины Феодор Кругляков, Даугавпилсской Новостроенской общины Илия Жилко, исполняющие обязанности духовных наставников Зарасайской общины Сава Павлов, Каунасской общины Сергий Краснопёров.
Погребён отец Иоанн на городском Эйгуляйском кладбище в семейной ограде рядом с отцом, матерью и старшим братом. В течение года на могилах усопших была полностью заменена ограда и установлен новый памятник.
2 марта 2013 года в Каунасском храме, при большом присутствии клирошан и прихожан, была отслужена годовая панихида по отцу Иоанну. Чин панихиды совершил отец Никола Владимиров. На панихиде присутствовали о. Григорий Бояров и о. Феодор Кругляков, и.о. духовного наставника Сергий Краснопёров.
Поминальный обед был организован в жилом доме на территории храма. После трапезы многие из присутствовавших посетили могилу отца Иоанна, где была отпета лития по усопшим.
Истинное служение своей вере, знание наизусть церковных служб детьми Хрисанфа Ивановича стала примером для многих верующих и в первую очередь для многочисленных внуков, правнуков и праправнуков. Это инженеры, педагоги, врачи, предприниматели, служащие. Они оказывают большую поддержку Каунасской общине, являются меценатами и хранителями церковных ценностей. Четыре дочери Ксении – Евдокия, Евфросиния, Иулияна и Елена и дочь Парасковии – Валентина служат клирошанками в храме.
Новые поколения гордятся своими предками, чтят их светлую память, и стараются следовать заветам и традициям знатного рода Фёдоровых.
Сидят слева направо: выдающиеся знатоки солевого пения П.А. Константинов, П.И. Линев, д.н. И.И. Никитин, Г.М. Малеванов, Х.И. Фёдоров |
Д.н. И. Х. Фёдоров с прихожанами и гостями |
Д.н. И. Х. Фёдоров с активом Канасской общины |
И.о. д.н. С. И. Краснопёров и д.н. И. Х. Фёдоров с причетниками и гостями Каунасской общины |
Д.н. И. Х. Фёдоров во время освящения |
Д.н. И. Х. Фёдоров во время освящения |
Погребение духовного наставника Иоанна Хрисанфовича
Комментариев пока нет